Тема: «Структурная организация самосознания матери»

Подготовка и защита

Выпускной квалификационной работы

Бакалавра по направлению подготовки

Психолого-педагогическое образование»

 

Учебно-методическое пособие

 

Ханты-Мансийск

УДК 159.9;378

ББК 88 + 74

П44

 

 

Рецензенты:

С. В. Истомина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического университета,

В. А. Мищенко, д. п. н., профессор кафедры педагогики и психологии Гуманитарного института Югорского государственного университета

 

П44 Подготовка и защита выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. Н. Г. Айварова, С. А. Гильманов, Л. И. Еремеева, А. В. Миронов, М. В. Наумова, М. В. Тимошкина; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Югор. гос. ун-т», Гуманит. ин-т, каф. педагогики и психологии. – Ханты-Мансийск: Ред.-изд. отд. ЮГУ, 2016. – 92 с.

 

В учебно-методическом пособии даны рекомендации по выбору темы, структуре, содержанию, подготовке и защите выпускной квалификационной работы, изложены требования по ее оформлению.

Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень высшего образования – бакалавриат) и преподавателей, осуществляющих научное руководство выпускной квалификационной работой.

УДК 159.9;378

ББК 88 + 74

 

 

© ФГБОУ ВО «Югорский государственный

университет», 2016

© Айварова Н. Г., Гильманов С. А., Еремеева Л. И., Миронов А. В., Наумова М. В., Тимошкина М. В., составление, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 5

1 Общие положения. 7

1.1 Общие требования, цели, задачи выполнения
выпускной квалификационной работы.. 7

1.2 Выбор темы выпускной квалификационной работы.. 10

1.3 Научное руководство и план-график подготовки выпускной квалификационной работы 13

2 Структура и содержание
выпускной квалификационной работы.. 16

2.1 Структура выпускной квалификационной работы.. 16

2.2 Содержание выпускной квалификационной работы.. 17

2.2.1 Содержание и оформление
введения выпускной квалификационной работы.. 17

2.2.2 Содержание и оформление основной части
выпускной квалификационной работы.. 28

2.2.3 Содержание и оформление заключения. 44

3 Требования к оформлению
выпускной квалификационной работы.. 45

3.1 Общие требования к оформлению
выпускной квалификационной работы.. 45

3.2 Стиль речи, применение буквенных
аббревиатур, сокращений. 48

3.3 Требования к оформлению таблиц, рисунков. 52

3.4 Оформление цитат, ссылок,
списка использованных источников, приложений. 54

4 Организация процедуры защиты выпускной квалификационной работы 57

4.1 Предзащита и подготовка к защите выпускной квалификационной работы 57

4.2 Отзыв научного руководителя и рецензирование ВКР. 57

4.3 Требования к мультимедийной презентации. 58

4.4 Процедура защиты
выпускной квалификационной работы.. 60

4.5 Критерии оценки
выпускных квалификационных работ. 62

Литература. 67

Приложения. 69

Приложение А.. 69

Приложение Б. 72

Приложение В.. 73

Приложение Г. 75

Приложение Д.. 77

Приложение Е. 79

Приложение Ж.. 80

Приложение З. 81

Приложение И.. 82

Приложение К.. 85

Приложение Л.. 88

 

Введение

Учебно-методическое пособие по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» разработано на основании:

- Приказа Минобрнауки РФ от 29.06.2015 г. № 636 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»;

- Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», утвержденного 14 декабря 2015 года, № 1457.

- Локальных актов ФГБОУ ВО ЮГУ:

- «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры Югорского государственного университета» от 13.11.2015 г.;

- «Положение о выпускной квалификационной работе» от 16.11.2015 г.;

- «Положение о контроле самостоятельности выполнения письменных работ и противодействию плагиату» от 27.04.2016 г.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» итоговая государственная аттестация бакалавров включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида деятельности, к которой готовится бакалавр согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования [5].

Публичная защита работы проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Защита ВКР является заключительным этапом итоговой государственной аттестации выпускника, по результатам которой Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) принимает решение о присвоении квалификации (степени) «бакалавр» по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и выдаче диплома о высшем образовании государственного образца при условии успешной защиты ВКР [6, 8, 9].

Целью учебно-методического пособия является повышение уровня организации и качества завершающей стадии обучения бакалавра через систему управления подготовкой бакалаврской работы.

В пособии отражены основные положения процесса подготовки и защиты ВКР, цели и задачи, основные этапы выполнения ВКР, требования к структуре, содержанию и оформлению работы; порядок защиты, система контроля соблюдения установленных требований.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного обучения по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и преподавателей, осуществляющих научное руководство выпускной квалификационной работой.

При подготовке пособия были использованы:

- ГОСТ 7.32 – 2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;

- ГОСТ 7.1 – 2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;

- ГОСТ Р 7.0.4 – 2006. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления»;

- ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

1 Общие положения

1.1 Общие требования, цели, задачи выполнения выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа – форма государственной итоговой аттестации выпускника, обучающегося по основным образовательным программам высшего образования и демонстрирующая уровень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. ВКРявляется результатом самостоятельного законченного исследования на заданную (выбранную) тему, подготовленного выпускником под научным руководством преподавателя выпускающей кафедры; она свидетельствует об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении образовательной программы. ВКР бакалавра может основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ и содержать материалы, собранные выпускником в период производственной или преддипломной практики. ВКР представляет собой учебную квалификационную работу, свидетельствующую о сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику осуществлять самостоятельную профессиональную деятельность [5, 6, 8, 9].

Основной целью написания и защиты ВКР бакалавра является систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных практических задач, овладение основами научного исследования, осмысление будущей профессиональной деятельности.

Задачами написания и защиты ВКР бакалавра являются:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений по направлению «Психолого-педагогическое образование»;

- подтверждение готовности выпускника решать профессиональные задачи в области психологии образования, социально-педагогической деятельности;

- раскрытие навыков самостоятельной научно-исследо-вательской работы;

- развитие умения систематизировать полученные результаты и формулировать выводы;

- приобретение опыта публичной защиты своих взглядов, отстаивания собственной позиции.

Процесс выполнения и защиты ВКР направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональные компетенции:

- способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

- готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельность детей разных возрастов (ОПК-3);

- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13) [5];

профессиональные компетенции в социально-педаго-гической деятельности:

- готовность к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся (ПК-15);

- способность составлять программы социального сопровождения и поддержки обучающихся (ПК-17);

- готовность выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПК-19);

- владение методами социальной диагностики (ПК-20);

- способность выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПК-21) [5];

профессиональные компетенции в области психолого-педагогического сопровождения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения:

- способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-22);

- готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-23);

- способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-24);

- способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-25);

- способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей (ПК-27);

- способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПК-29);

- способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПК-32) [5].

При подготовке ВКР могут быть сформированы отдельно профессиональные компетенции в социально-педагогической деятельности либо в области психолого-педагогического сопровождения общего образования, профессиональногообразования, дополнительного образования и профессионального обучения, могут быть выполнены работы на стыке видов деятельности.

ВКР относится к разряду учебно-исследовательских работ, её научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научные задачи, сколько служить свидетельством того, что выпускник научился самостоятельно вести научный поиск, выявлять профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы их решения.

1.2 Выбор темы выпускной квалификационной работы

Примерные темы выпускных квалификационных работ определяются профессорско-преподавательским составом кафедры и утверждаются на заседании Ученого совета Гуманитарного института, в строгом соответствии с видами профессиональной деятельности выпускника, указанными в ФГОС ВО направления. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень высшего образования – бакалавриат) на кафедре педагогики и психологии ЮГУ осуществляется подготовка специалистов по двум видам деятельности:

- социально-педагогическая;

- психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.

Тема ВКР должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития современного образования и науки, должна быть направлена на решение профессиональных задач в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Утвержденный перечень примерных тем выпускных квалификационных работ доводится до сведения студентов-выпускников не позднее, чем за шесть месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации [8].

Перечень примерных тем, предлагаемый кафедрой (см. Приложение А), не является исчерпывающим. Поскольку список тем ВКР является примерным, формулировки отдельных тем могут изменяться и уточняться в следующих ситуациях:

- тема ВКР может быть предложена самим студентом в рамках его научных интересов при условии аргументированного обоснования им актуальности и новизны;

- тема может быть предложена научным руководителем в рамках его научного исследования;

- тема может быть сформулирована по заявке работодателя в интересах практического применения результатов исследования в конкретном образовательном учреждении;

- тема может быть сформулирована по заявке кафедры педагогики и психологии в рамках научной темы кафедры.

В академической группе и среди студентов курса темы не должны повторяться буквально [8].

Рекомендуется определять тему ВКР на стадии выполнения курсовых работ. Приветствуется, когда выпускная квалификационная работа является продолжением и логическим завершением научного исследования, начатого в курсовых работах, научных статьях, в период прохождения научно-исследовательской практики. Благоприятно сказывается на подготовке специалиста его стойкий интерес к определенной тематике, проявившийся в выборе темы для долговременных работ: докладов на семинарских занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам, рефератов, далее – курсовых и выпускных квалификационных работ.

Следует помнить, что тема выпускной квалификационной работы должна быть краткой, понятной и содержать в себе проблему. Название работы (тема) предполагает и лексическую грамотность формулировки. Не допускаются в теме вводные слова, причастные и деепричастные обороты. В названии работы должны содержаться ключевые понятия заявленной в исследовании проблемы. Например, в теме «Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» ключевыми понятиями как носителями смысла темы исследования станут: «психолого-педагогическое сопровождение», «коммуникативные универсальные учебные действия».

Основные критерии выбора темы выпускной квалификационной работы:

- должна содержать элементы новизны, позволять обосновать собственную точку зрения и изложить личное отношение к изучаемой проблеме; во введении к выпускной квалификационной работе требуется обосновать выбор темы исследования;

- должна учитывать направления и проблематику современных научных исследований, реалии современного образования;

- должна обязательно учитывать направление подготовки студента, быть современной. Она необходима или конкретному учебному заведению, или самому исследователю, т. е. полученные результаты важны для кого-то и нужны кому-то. Приветствуется практика приобщения студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры;

- важно учитывать степень личной подготовленности и заинтересованности студента-выпускника по изучаемой проблеме.

Предварительное закрепление студентов за темами и научными руководителями осуществляется на основании заявлений студентов на имя заведующего кафедрой, обсуждается на заседании кафедры и фиксируется в протоколе (образец заявления см. в Приложении Б).

После предварительного рассмотрения и утверждения темы на заседании кафедры научный руководитель выдает студенту задание на подготовку выпускной квалификационной работы (образец заявления см. в Приложении В). Задание включает в себя название ВКР, перечень подлежащих разработке вопросов (разделов с ориентировочным содержанием), перечень исходных данных, необходимых для выполнения ВКР (психолого-педагогическая литература, монографии, научные публикации, методические разработки по проблеме исследования, материалы с преддипломной практики), ориентировочный перечень графического и иллюстративного материала(таблицы, диаграммы, графики) сроки представления законченной работы.

Темы ВКР с указанием руководителей утверждаются приказами курирующего проректора по представлению выпускающей кафедры в течение недели с начала срока, отведенного для подготовки и защиты ВКР, по графику учебного процесса [8].

В порядке исключения возможно уточнение темы ВКР не позднее одной недели до начала защиты по графику. Уточнение темы утверждается приказом проректора по учебной и воспитательной работе по представлению заведующего кафедрой на основании выписки из протокола заседания выпускающей кафедры.

1.3 Научное руководство и план-график подготовки выпускной квалификационной работы

Руководство ВКР осуществляется руководителями из числа высококвалифицированных преподавателей университета, а также высококвалифицированных специалистов организаций и учреждений.

Основными функциями руководителя ВКР являются:

1) определение совместно со студентом конкретной темы ВКР;

2) разработка и выдача студенту задания на выполнение ВКР;

3) консультационная помощь студенту:

- в подготовке календарного плана выполнения ВКР, плана ВКР, подборе необходимой литературы;

- по вопросам оформления, содержания и последовательности выполнения ВКР, выбора методики исследования, порядка прохождения предварительной защиты и защиты ВКР перед государственной (итоговой) аттестационной комиссией и др.;

4) систематический контроль исполнения графика выполнения ВКР;

5) подготовка письменного отзыва о ВКР и проверка работы на плагиат [8].

Календарный план выполнения работы утверждается заведующим выпускающей кафедрой, выдается студенту научным руководителем после предварительного рассмотрения и утверждения темы ( образец календарного плана выполнения работы – в Приложении Г).

При разработке календарного плана следует руководствоваться примерным календарным планом-графиком подготовки выпускной квалификационной работы (Таблица 1).

Таблица 1 – Примерный календарный план-график подготовки
выпускной квалификационной работы

п/п Этапы подготовки Рекомендуемый срок
  Выбор темы работы октябрь – ноябрь
  Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме декабрь

Продолжение таблицы 1

  Подбор материала, его анализ и обобщение (теоретическая часть) декабрь
  Написание текста работы, представление первоначального варианта работы научному руководителю март
  Доработка работы в соответствии с замечаниями научного руководителя апрель
  Проверка ВКР в системе «Антиплагиат» до 1 мая
  Предзащита работы на заседании выпускающей кафедры до 1 мая
  Доработка работы в соответствии с замечаниями, высказанными на предзащите, окончательное оформление до 20 мая
  Получение отзыва научного руководителя, передача работы на рецензирование за 10 дней до защиты
  Передача завершенной работы, материалов ВКР на электронном носителе, отзыва руководителя и рецензии на выпускающую кафедру за 3 дня до защиты
  Подготовка к защите (подготовка доклада и раздаточного материала, разработка презентации) Индивидуально
  Защита выпускной квалификационной работы по графику учебного процесса (до 30 июня)

Для контроля процесса выполнения ВКР выпускающей кафедрой составляется график консультаций руководителей. График консультаций размещается на стенде выпускающей кафедры [8, 9].

Не позднее, чем за месяц до итоговой государственной аттестации, на кафедре проводится предварительная защита ВКР с целью проверки степени ее готовности и принятия решения о допуске к защите. Дата и время предварительной защиты определяются кафедрой и руководителем ВКР [8].

По результатам предзащиты ВКР выпускающие кафедры оформляют представления о допуске студентов к защите в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников университета [8].

После завершения студентом ВКР руководитель составляет письменный отзыв, который должен содержать общую характеристику проделанной студентом работы, ее актуальность, теоретический уровень и практическую значимость работы, степень самостоятельности проведенного исследования, глубину и оригинальность поставленных вопросов, анализ положительных и отрицательных сторон, рекомендации по дальнейшему использованию работы, практическую значимость, а также оценку выпускной ВКР по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). (Форма отзыва представлена в Приложении К).

Текст выпускной квалификационной работы сдается в печатном и электронном вариантах на кафедру педагогики и психологии не позднее, чем за 3 дня до предполагаемой даты защиты. Печатный вариант ВКР брошюруется, должен быть подписан студентом и руководителем ВКР. К ВКР прилагаются внешняя рецензия, отзыв руководителя, задание на ВКР, календарный план выполнения работы (не брошюруются). Электронный вариант работы, презентация и статья по теме ВКР (5–7 стр.) сдается на диске.

В государственную экзаменационную комиссию представляется:

1) оформленная ВКР, подписанная студентом, руководителем ВКР, консультантами, допущенная к защите заведующим выпускающей кафедрой;

2) отзыв руководителя ВКР;

3) рецензия на ВКР [8].

2 Структура и содержание выпускной квалификационной работы

2.1 Структура выпускной квалификационной работы

Структура выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) включает в себя следующие элементы:

1) титульный лист;

2) задание на выполнение ВКР;

3) календарный план выполнения ВКР;

4) содержание (оглавление);

5) введение;

6) основную часть (состоит из 2 глав);

7) заключение;

8) список используемой литературы и (или) источников;

9) приложение.

Рекомендуемое количество страниц ВКР составляет 70–90 страниц. Примерная типовая структура и объемы разделов представлены в таблице 2. Значительное превышение или снижение объема работы не допускается, нарушения объема считается существенным недостатком работы. В данный объем не включаются приложения.

Таблица 2 – Примерная типовая структура и объемы разделов ВКР

Наименование составных частей ВКР Примерный объем составных частей ВКР
Содержание 1–2 страницы
Введение 3–4 страницы или до 5 %
Глава 1 до 40 % общего объема текста
Глава 2 до 45 % общего объема текста
Заключение до 10 % общего объема текста

Продолжение таблицы 2

Список использованных источников не менее 40 наименований
Приложения не более 30 % общего объема работы
Итого 70–90 страниц без списка литературы и приложений

2.2 Содержание выпускной квалификационной работы

2.2.1 Содержание и оформление введения выпускной квалификационной работы

Введение – это очень ответственная часть работы, влияющая на общее впечатление от ВКР. Во введении содержатся основные квалификационные характеристики будущего содержания работы и то, как будет раскрываться ее основная тема. Во введении обязательно отражается актуальность выбранной темы, научный аппарат исследования (формулируются объект и предмет, цель и задачи исследования, гипотеза), раскрывается научная или практическая значимость работы, указывается метод (методы) исследования. На основе этих данных научный руководитель предварительно оценивает качество работы с точки зрения ее научности, глубины, самостоятельности и т. д. Рассмотрим каждую составляющую введения более подробно.

Актуальность (от позднелат. actualis – фактически существующий, настоящий, современный) – важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, своевременность, злободневность. При описании актуальности научного исследования приводится система доводов, обосновывающих важность и необходимость предлагаемого исследования в данный момент для решения определенных существенных для общества, науки, человека задач.

Актуальность исследования при оформлении научного текста всегда помещается в самое начало, но в ходе самого исследования она может быть определена после проработки проблемы, а может и при завершении работы, когда видны будут результаты исследования. Актуальными могут быть как научное направление, проблема, так и отражающая их тема исследования. Включение обоснования актуальности в научно-логическое оформление исследования связана с необходимостью обеспечить преемственность, целостность, системность развития научного знания, указать на точки его приложения.

Прежде всего, актуальность может быть вызвана большим количеством причин научного и практического характера. В научном отношении это могут быть: появление фактов, которые не могут объяснить имеющиеся теории; необходимость восполнения пробелов в научном знании; появление новых способов решения имеющихся проблем; возможность обобщения имеющегося знания; постановка новых важных проблем, требующих решения и др. В практическом отношении – изменения в развитии общества (появление новых социальных ситуаций); потребность в совершенствовании тех или иных сторон социальной жизнедеятельности, социальных практик, профессиональной деятельности; обобщение опыта и др. Причины, которые обусловливают актуальность также могут быть различными: существующие теории могут не удовлетворять запросы сегодняшнего дня, могут отсутствовать теоретические обоснования вводимых инноваций, сложившаяся практика может быть неэффективной и неоптимальной (требует неоправданно больших усилий, затрат времени, обеспечивается экономически неэффективными механизмами и средствами и пр.).

Не следует путать актуальность исследования с актуальными проблемами науки (например, актуальность оказания психологической помощи различным категориям людей, актуальность гуманизации образования и т. п.) и научных направлений (отраслей психологии и педагогики, отдельных теорий, подходов). Актуальность конкретного исследования – только часть актуальных проблем науки, в которые данное исследование может внести свой вклад, поэтому можно вначале указать актуальность научного направления (как правило, уже упомянутую кем-либо из авторитетных исследователей), в русле которого выполняется исследование, и только потом подробно обосновать актуальность предлагаемого исследования.

При раскрытии актуальности темы надо сообщить о состоянии ее разработанности. Для этого составляется краткий обзор источников, который раскрывает то, в каких аспектах данная проблема изучена и что остается малоизученным или не изученным совсем. Обзор источников по теме должен показать основательность знакомства исследователя со специальной литературой, умение систематизировать и выделять существенное. При этом в данном обзоре совсем не нужно излагать все, что стало известно исследователю. Достаточно обозначить лишь самое ценное, имеющее прямое отношение к теме работы. По ходу изложения желательно не только назвать, но и критически оценить выделенные труды или исследования ученых. Актуальность темы должна содержать формулировку научной проблемы и доказательства того, что та часть проблемы, которая заявлена темой курсовой работы, еще не получила своего разрешения и представляет определенный интерес.

Научная проблема (от греч. Problema – преграда, трудность, задача, задание) – неразрешенная научная задача, затруднение в познании, которые призвано разрешить предлагаемое исследование. Научная проблема возникает в ходе развития познания, когда человек сталкивается с тем, чего не сможет объяснить. Карл Поппер отмечал, что «познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, оно начинается с проблем. Без проблемы нет и знания, но и без знания нет проблемы».

Постановка проблемы в научном исследовании в традициях отечественной науки связана с поиском противоречий, лежащих в основе, которые и ведут к возникновению проблемы. Противоречия – наличие противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время существуют лишь во взаимной связи, в единстве и действуют в одном объекте. Обнаружение противоречий – важная для ориентировочных действий исследователя область. Важно понять, какие противоречия могут быть устранены в данном исследовании. В науке это могут быть противоречия: между методом и предметом научного исследования; между двумя или несколькими теориями, объясняющими, объединяющими сущность одного и того же явления, феномена, процесса; между изменившимся объектом и знаниями о нем.

Главное – показать суть проблемной ситуации. Отличительной чертой проблемы является то, что для ее решения надо выйти за пределы уже достигнутого знания. Проблемная ситуация несет в себе наличие противоречия (между тем, что есть, и тем, что должно быть).

Например: «Можно констатировать противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно...»; «Существует противоречие между необходимостью адекватного гендерного воспитания школьников и подготовленностью к этому современного учителя».

В любом случае при формулировке проблемы следует задать себе вопросы: относится ли проблема к данному исследованию (а не является глобальной научной проблемой, не учитывающей специфику конкретного исследования)? не подменяется ли научная проблема практической? разрешима ли она? не чересчур ли масштабна и сложна для одного исследования? В эмпирическом исследовании важны и ответы на вопросы: какие данные о психике (воспитательном процессе) нужно получить для решения проблемы? какие нужно будет произвести измерения? какие методы следует применять для решения проблемы?

Важно помнить и о том, что проблема должна быть сформулирована в научных терминах, и здесь неминуемо нужно вновь обратиться к определению содержания и объема проработанных теоретических понятий и их интерпретации, но уже не в целом, а в отношении рассматриваемой проблемы. Единство терминологии – решающее условие успеха исследования.

После формулировки проблемы можно попытаться определить объект и предмет исследования.

В науке объект – та часть реальности, которую она изучает, а предмет – созданное средствами научного познания представление о закономерностях развития и существования, о свойствах и связях объекта, о способах влияния на объект. Объект – то, что противостоит субъекту, предмет – то, что опосредует отношения субъекта и объекта, исследователь взаимодействует с объектом через предмет исследования.

Для определения объекта исследования нужно вначале найти в предметной области психологии или педагогики (а предметы у них различны!) те процессы, состояния, свойства, феномены и явления (общение, отношения, средства воздействия и т. д.) психики, или компоненты воспитательного (образовательного) процесса, которые могут обозначать видовые характеристики, рассматриваемые в проблеме, и цели исследования, и отраженные в проработанных понятиях качества. Объекты психологических исследований расположены в характеристиках психики, педагогических – в характеристиках воспитательного процесса во всех его проявлениях (действий, отношений, структурных свойств и др.).

Для определения предмета исследования следует определить либо сторону (характеристику, свойство, динамику развития) объекта, либо то в нем, что будет изменяться под воздействием определенных факторов (средств, условий, методов и т. п.), часто касаясь самих характеристик влияния на объект (это обусловлено связью предмета с проблемой и целью исследования). Именно объект задает дисциплинарную отнесенность исследования: если он касается психики – исследование психологическое, если какой-либо стороны педагогического процесса – педагогическое. При этом нужно помнить, что в формулировках предмета исследования должны отражаться проблемные и целевые характеристики, одновременно связанные с видовыми свойствами объекта, что в предмете исследования отражается и новое знание об установленном объекте.

Значительная часть педагогических исследований имеет в качестве объекта различные проявления воспитательного (образовательного процесса, процесса обучения) а в качестве предмета – его компоненты, что приводит иногда к ситуации, когда в исследовании сформулировано несколько предметов. Не обращаясь к полным характеристикам исследований, приведем только примеры такого соотношения объекта и предмета исследования. Тема: «Развитие логического мышления учащихся младших классов на уроках математики». Объект: процесс обучения математике; предмет: методы, приемы и виды задач, наиболее эффективно развивающие логическое мышление.

Объект и предмет исследования – взаимосвязанные категории, обозначающие рамки, границы в которых проводится исследование. В формулировке объекта исследования содержится предположение о наиболее существенных связях в рамках поставленной проблемы, предмет исследования в концентрированном виде заключает в себе направления поиска, устанавливает его границы, за которые исследователю для сохранения логики поиска не нужно выходить.

Объект и предметы конкретных исследований не тождественны объекту и предмету науки, в рамках которой исследование проводится, здесь существует сложная и опосредованная связь: объект исследования выделяется из объектно-предметного поля науки, а предмет исследования связан с самостоятельной исследовательской идеей, с внесением нового в науку.

После определения объекта и предмета исследования формулируются его цель и задачи. Цель исследования – обоснованное представление об общих конечных (или промежуточных) результатах исследования. Она должна описывать получаемое в исследовании новое научное знание, имеющее значение для человека и общества. Поэтому цель исследований всегда заключается в получении новых научных знаний, разработке практических рекомендаций, доказательстве определенных теоретических положений и т. п. – то есть в актуальном и значимом для науки результате. Она поэтому связана с актуальностью, проблемой и гипотезой исследования.

Цель – образ будущего результата, а не процесса, не применяемого метода, не отдельной задачи, решаемой для раскрытия темы исследования. Поэтому она должна быть сформулирована так, чтобы любой прочитавший ее, понял, что будет написано в конце исследования. Если используются формулировки «установить...», «выявить...», «определить…», «вывести формулу...», «разработать», то ясно, что в описании результатов исследователь перечислит то, что установлено, найдено, установлено, разработано. Возможны также формулировки «уточнить», «обосновать», «создать» а в учебных студенческих работах – «уточнить».

Если же используются формулировки «изучить…», «исследовать…», «описать…», «проанализировать» и т. п., то, видимо, в итоге будет сказано: «итак, мы изучили», «мы исследовали», а описание того, что изучено, исследовано, проанализировано не будет иметь отношения к цели.

Задачи исследования – описание действий исследователя, направленных на достижение цели. Формулировать цель и задачи важно особенно тщательно, так как содержание основных глав работы должно включать в себя их решение. Формулирование цели и задач должно очень гармонично соотноситься и перекликаться как с названием глав, так и с их содержанием. Недопустимо, чтобы в этом отношении были нестыковки и противоречия. В курсовой работе обычно должно быть три цели: теоретическая, исследовательская и практическая.

Наиболее часто встречающиеся формулировки задач:

- теоретических: «выявить...», «установить...», «определить…», «обосновать»; «выявить возможности…»;

- эмпирических: «разработать…», «создать…», «вывести формулу...», «создать алгоритм…», «верифицировать…», «проверить»;

- практических: «интерпретировать…», «сделать выводы…», «разработать рекомендации».

Значительная часть курсовых проектов требует формулировки гипотезы. Гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем можно получить искомый результат, предположение, которое в исследовании должно быть доказано (или опровергнуто). Нужно сформулировать эмпирическую научную гипотезу – предположение о причинно-следственных связях или взаимосвязях (реже – о явлениях, процессах, феноменах, объектах), в первую очередь – для исследуемого случая. Несложное исследование требует практически всегда формулировки одной объяснительной гипотезы (иногда – альтернативных рядоположенных гипотез), которая нуждается в теоретическом обосновании и способах эмпирической проверки истинности. Иногда в эмпирическом исследовании гипотеза позволяет (или предполагает) формулирование не только обоснованного предположения, но и вытекающих из него гипотетических суждений, гипотез-следствий. Существуют и исследования (обычно это развернутые теоретические исследования с использованием ряда эмпирических исследований в качестве способов доказательства), в которых основная гипотеза сформулирована в теоретических понятиях и ее нельзя непосредственно проверить эмпирически. Такая гипотеза раскрывается и рационально обосновывается через доказательство ряда эмпирических гипотез («частных», «рабочих»), сформулированных на языке операциональных определений.

По содержанию эмпирические гипотезы бывают каузальными (утверждающими причинно-следственную связь) и гипотезы о наличии связи (взаимосвязи), которые часто называют корреляционными.

В логическом отношении каузальная гипотеза всегда содержит первую посылку (или систему посылок), где выдвигается некоторое условие, и вторую, представляющую собой следствие из сформулированного условия. Поэтому она часто формулируется через оборот «если..., то...» (подавляющее число педагогических исследований содержат эту формулировку), «будет достигнуто… при условии…»… Иногда формулировки могут иметь простой вид: «А является причиной Б», «А вызывает Б», «А зависит от Б» и т. д. Корреляционные гипотезы формулируются также различным образом: «А связано с Б», «А и Б взаимосвязаны». Иногда тип связи завуалирован, когда гипотеза формулируется в конкретной форме: «Наиболее эффективными методами формирования культуры общения у подростков являются беседа, разъяснение, пример, диспут, чем рассказ, лекция, внушение». Гипотезы о взаимосвязи или причинно-следственной связи носят в основном экспериментальный характер, а гипотезы, основывающиеся на теории или модели реальности и представляющие собой предположения и (или) прогнозы, и формулируемые для данного случая, могут быть и экспериментальными, и корреляционными.

Основные правила формулирования гипотезы:

- гипотеза непосредственно должна вытекать из поставленной проблемы;

- гипотеза формулируется тогда, когда существует теоретическое обоснование выдвигаемого предположения;

- формулировка гипотезы не должна иметь вид размытого общего предположения, которое автор не может конкретизировать (например: «Детский эмоциональный опыт определяет развитие личности»). Чем конкретнее предположение, тем легче его затем будет подтвердить или опровергнуть.


Приведем примеры типичных формулировок гипотез:

«В качестве гипотезы может выступать...»;

«Процесс... определяется...»;

«Одной из причин... является...»;

«Предполагается, что... может оказаться ключевым для...»;

«С возрастом... переходит от... к...»;

«... имеют... динамику...»;

«Наличие... влияет на особенности...»;

«... присущ..., характеризующийся...»;

«У... с... характеристиками преобладает..., а у... с... характеристиками преобладает...»;

«... особенность... должна отражаться в...»;

«... оказывает влияние на...»;

«... связано с...»;

«... статистически связано с...»;

«... характеризуется большей связью с.., чем с...»;

«При изменении... изменяется...»;

«Изменяя степень... предполагается возможным изменить степень...»;

«Значимые различия по показателям... у... связано с...» «... особенности...не влияют на... показатели у...».

Например, гипотеза в работе на тему: «Особенности эмоционального выгорания педагогов» может быть сформулирована следующим образом: эмоциональное выгорание педагогов отличается рядом психологических особенностей: эмоциональной лабильностью, агрессивностью, дидактизмом.

Следующий раздел «аппарата исследования» – это теоретико-методологические основы исследования. Этот раздел может формулироваться в относительно произвольной форме. Здесь имеются в виду не все те научные публикации, на которые ссылается студент в своей работе. Речь идет об одной, двух, трех, от силы – четырех концепциях крупных ученых-психологов (возможно, из какой-либо другой области научного знания), которые действительно лежат в основании исследования. Если студент работает под руководством известного ученого по данной проблеме или научной школы, тогда в основании исследования будет его/их научная концепция, теория, но возможно, не только одна.

В качестве примера приведем следующую работу:

Тема: «Структурная организация самосознания матери».

Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.), концепция субъектного становления матери (Н. Н. Васягина), в которой самосознание матери определяется как смыслообразующая составляющая ее субъектности, как сложное синтетическое, психологически значимое образование, присущее матери, выступающее внутренним фактором рефлексии ее самопостижения и самоотношения, и антиципирует перспективы самореализации в материнстве (Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова, Н. А. Устинова).

Наконец, обязательным элементом введения является перечень методов исследования, с помощью которых добывается фактический материал.

Логические методы часто не выбираются исследователем: анализ, сравнение, обобщение и т. п. используются как операции на любом этапе исследования. Иное дело – моделирование: создание модели (идеальной в силу специфики объекта и предмета исследования) требует отдельных процедур: формирования, применения, оценки эффективности. Модели объясняющие создаются для выявления и доказательства определенных структурно-динамических связей явлений (например, процесса решения задач, функционирования определенного психического явления, свойства образовательного процесса и т. п.), создаются для того, чтобы проверить («тестировать») определенные утверждения, сформулированные в гипотезе, и моделирование выбирается как метод исследования тогда, когда предмет исследования и гипотеза содержат утверждения таких связей. Может специально оговариваться и применение идеализации, когда указывается, какой объект будет представлен в идеальном виде: «для более глубокого проникновения в предмет исследования представим, каким будет идеальное логическое мышление…»; «идеальной дидактической игрой может быть такая игра, в которой…».

Выбор эмпирических методов начинается с осмысления того, как можно поучить те данные, которые определены при эмпирической интерпретации понятий. Условия выбора методов могут быть ориентировочно следующими:

- если признаки могут быть определены при непосредственном наблюдении – это, естественно, влечет за собой выбор наблюдения в качестве одного из основных методов;

- если признаки могут быть выявлены через высказывание мнений и оценок – выбираются методы опроса или экспертной оценки;

- если признаки могут быть выявлены через изучение следов деятельности, включая созданные исследуемыми тексты, выбираются изучение следов деятельности, контент-анализ и др.;

- если признаки могут быть выявлены через непосредственное наблюдение, опрос, изучение результатов деятельности – выбираются методы, в которых информация может быть сопоставлена и интерпретирована через комплексное применение: наблюдение, опрос, изучение опыта и пр.;

- если требуются специально организованные условия и вмешательство в действия исследуемых – выбирается эксперимент;

- если признаки не наблюдаемы, но уже эмпирически проинтерпретированы и операционализированы исследователями – выбираются тесты;

- если признаки не выявляются заранее, а формулируются (часто вместе с гипотезами) в ходе исследования – выбираются качественные методы: кейс-стади, нарративное интервью и др.

Выбор метода влечет за собой, во-первых, дальнейшие исследовательские действия: конструировать ли самому исследователю исследовательский инструмент (программу и протокол наблюдения, вопросы и форму интервью или анкеты, определение классификатора и кодировальной матрицы контент-анализа и др.), или пользоваться уже готовым (тесты во всех их разновидностях). Во-вторых, одновременно требуется и проработка того, как будут фиксироваться данные для последующей логической, статистической проработки, как данные будут использованы в доказательстве гипотезы.

Рекомендуется особенно внимательно отнестись к раскрытию актуальности исследования, поскольку оно задает правильное направление последующей работы. В конце введения желательно раскрыть структуру работы, перечислив ее элементы и последовательность их расположения (введение, количество глав, и т. д.). Объем введения составляет десятую часть от всего содержания работы.

Общие требования к оформлению введения:

- введение не обозначается цифрой ни в оглавлении, ни в тексте, так как является самостоятельной частью работы;

- введение печатается на отдельных страницах;

- компоненты научного аппарата (цель, задачи, объект, предмет исследования, методы исследования) выделяются шрифтом, каждый из них прописывается с новой строки.

2.2.2 Содержание и оформление основной части выпускной квалификационной работы

Основная часть работы представлена главами, логически раскрывающими основные этапы исследования проблемы.Основной текст делится на главыипараграфы.

Каждая глава и параграф должны иметь сформулированное название, отражающее сущность содержания. Главы должны быть самостоятельными структурными частями работы, каждая из которых содержит вступление, основное содержание и выводы. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Новый параграф внутри одной главы начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий. Главы и параграфы должны быть логически связаны друг с другом.

Глава I (30–35 стр.) – теоретическая, включает в себя 3–4 параграфа, которые должны быть соразмерны. Глава I содержит теоретический анализ и обобщение истории изучаемой проблемы и ее современного состояния. На основе анализа литературы необходимо сопоставить различные точки зрения и подходы к исследуемому вопросу, выявить имеющиеся спорные вопросы в трудах разных ученых, определить малоизученные стороны обсуждаемой проблемы. Важной задачей первой главы является обоснование научно-теоретической базы для дальнейшего исследования.

Работу над теоретической частью работы следует начинать с подбора литературы по теме исследования. При написании ВКР следует просматривать современные учебные и научные издания по проблеме исследования: учебники, учебные пособия, хрестоматии, монографии, научные статьи и тезисы, диссертации, авторефераты, общие и специальные энциклопедии и словари.

Подобранный материал теоретической части фиксируется студентом в виде записей разного рода: к первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии. Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные записи. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования. Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает то или иное понятие, которое в науке разными авторами может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца иметь лишь одно, четко определенное автором значение.

Требования к написанию теоретической части:

- не следует спешно вставлять в работу «умные мысли» из учебников и научных журналов путем хаотичного «копипаста» (copy – копировать, paste – вставить);

- необходимо плавно переходить от мысли или вывода одного автора к исследованиям другого;

- анализ материала по теме работы можно представлять двумя способами: а) первоначально представить точки зрения зарубежных исследователей по проблеме исследования, а затем отечественных ученых в хронологической последовательности; б) второй способ – соотнесение сходных точек зрения как в отечественной, так и в зарубежной психологии;

- не следует одновременно соглашаться с двумя противоречивыми мнениями – следует придерживаться одного, приводя обоснования, почему вы считаете, что оппоненты не правы;

- всегда двигайтесь от общего к частному;

Например:

Тема: «Особенности «Я-концепции» подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях».

Необходимо сначала рассмотреть исследования «Я-концепции» в психологии, далее обратиться к рассмотрению вопроса о развитии «Я-концепции» в подростковом возрасте... и т. д.

- в результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения: кто и где (какие исследователи и в каких научных школах) уже работал и работает по теме исследования в отечественной и зарубежной психологии, педагогике, социальной педагогике? Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)? В чем конкретно они состоят?

В работе должен быть выдержан научный язык и стиль, основными характеристиками которого являются точность, ясность и краткость. Следует отказаться от употребления «разговорных» речевых оборотов, канцеляризмов, метафор, неологизмов. Не следует злоупотреблять иностранными словами. Текст не должен быть эмоционально окрашен. Не рекомендуется вести речь от первого лица единственного числа – «я считаю», «я доказал» и т. д.

В научном стиле часто используются устойчивые сочетания, такие как:

- речь идет о проблеме …;

- отсюда следует вывод, что...;

- следует (необходимо) заметить, что...;

- перейдем к рассмотрению следующего вопроса...;

- это дает основание заключить...;

- наличие... свидетельствует о том, что...

При анализе разных точек зрения используются фразы:

- анализ различных концепций показывает, что...;

- проблемой занимались...;

- в современной науке проблема трактуется неоднозначно;

- рассмотрим некоторые основные подходы к решению рассматриваемой проблемы...;

- одна из точек зрения принадлежит... она заключается в...;

- вторая точка зрения противостоит первой и утверждает, что...;

- этой точки зрения придерживается....

Основания для утверждения, соответствия, противопоставления, доказательства:

- на основании... можно сделать вывод...;

- это доказывает, подтверждает, что…;

- это соответствует (противоречит)....

Включение дополнительной информации:

- важно отметить, что...;

- необходимо подчеркнуть, что...;

- представляется важным отметить, что...;

- необходимо добавить (что), кроме того....

Актуальность проблемы, которой посвящено исследование:

- в современной науке особую остроту приобретает тема...;

- внимание ученых и практиков привлекает проблема... и ее решение;

- в современной психологии внимание исследователей концентрируется на проблеме....

Категорически неприемлемы в научном стиле образные сравнения, фразеологические обороты, новые термины, не используемые ранее в психологии и педагогике; эмоционально-экспрессивная окрашенность речи.

Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании теоретической части и сделать более наглядной ее логическую структуру, можете использовать различные вводные слова и фразы:

- во-первых...; во-вторых...; в-третьих...;

- кроме того…; наконец…; затем…; далее…;

- более того…; вместе с тем…;

- в добавление к вышесказанному…; в уточнение к вышесказанному…;

- также…; в то же время…; вместе с тем…;

- соответственно…; подобным образом…;

- следовательно…; в сходной манере…;

- отсюда следует…;

- таким образом…; между тем…;

- тем не менее…; однако…;

- с другой стороны…; в целом…;

- подводя итоги…; в заключение…;

- итак…; поэтому….

Однако не следует злоупотреблять вводными фразами, начинать с них каждое предложение.

Основной текст ВКР должен содержать ссылки в квадратных скобках (пример: [1]) на информацию, почерпнутую из различных научных источников: учебников, статей, монографий, диссертаций и т. д.

В основном тексте можно использовать только принятые сокращения (например: и т. д., т. е.). При проведении критического анализа различных точек зрения, а также для подтверждения собственных выводов необходимо приводить цитаты. Прямое цитирование должно дословно воспроизводить текст, который заключается в кавычки. Непрямое цитирование предполагает указание фамилии автора, причем инициалы ставятся перед фамилией, и пересказ его мыслей, сделанный без искажения смысла. В таком случае кавычки не нужны. Цитаты должны быть сверены с первоисточником.

В конце каждого параграфа и главы в целом делаются краткие выводы.

Глава II (30–35 стр.) носит, как правило, исследовательский характер. Она также состоит из нескольких параграфов, посвященных описанию и анализу исследуемого автором фактического материала, самостоятельному решению задач, описанию и анализу результатов проведенного эксперимента, изложению разработанной автором методики и программы.

Эмпирическая часть разбивается на параграфы.

В первом параграфе второй главы, которая может называться «Методы и организация исследования», необходимо указать:

- место (школа, детский сад, центр) и сроки проведения исследования;

- описание процедуры исследования (этапы);

- характеристика выборки;

- перечень использованных методик (описание методики и обоснование ее выбора);

- описание методов обработки результатов исследования (методы математической статистики).

Раскроем их содержание более подробно.

Характеристика выборки. Прописывается количество участников исследования с указанием их пола, возраста и других необходимых характеристик. Минимальное количество участников исследования зависит от его цели. В исследованиях, направленных на выявление взаимосвязи между переменными, должно быть опрошено не менее 25 человек. При сравнении групп – не менее 25 человек в каждой группе. При выявлении новых переменных – не менее 100 человек.

В отдельных случаях количество участников может быть ниже указанных значений. Причиной тому может стать фактическое отсутствие необходимого минимума, зачастую это связано со спецификой изучаемой категории людей, например: сельские малокомплектные классы, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и ряд других.

Пример: В исследовании принимали участие 50 учащихся из десятого «А» и «Б» классов, средний возраст которых составлял пятнадцать с половиной лет.

Если исследование носит сравнительный характер, то при описании выборки необходимо указать, какие группы сравнивались (например, указать состав экспериментальной и контрольной групп; при их отсутствии указать состав групп, сравниваемых по другим основаниям – социально-экономическим, профессиональным, этническим и т. д.).

Если группа испытуемых была достаточно однородной (например, только подростки-мальчики) и исследователем не вводились разделяющие ее на подгруппы условия, необходимо обоснование такого подхода.

Перечень использованных методик. Минимальное количество методик, используемых в исследовании – 2–3 (при условии наличия четко сформулированной гипотезы, достаточно большого количества регистрируемых показателей, узкой цели, большого количества испытуемых, представляющих разные группы). Максимальное количество – 4–5 методик (так как слишком большое количество зафиксированных релевантных показателей может затруднить анализ).

При описании методик подробно следует описывать только малоизвестные методики. В обосновании использования необходимо указывать, каким образом методика разрешает поставленные задачи.

Описание методов обработки результатов исследования.

При описании методов обработки результатов исследования необходимо указать конкретные методы.

Пример: «На начальном этапе обработки данных использовались первичные описательные статистики (средние значения и проценты). Для проверки наличия и особенностей связи между исследуемыми переменными использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена». «Для определения специфики различий средних значений был использован параметрический критерий сравнения для независимых выборок критерий t-Стьюдента».

Если для статистического анализа данных использовались компьютерные программы и приложения, то указывается их название. Пример: «Все вычисления проводились на персональном компьютере с помощью универсального программного пакета «PSPP 0.10.2».

Второй параграф экспериментальной части: «Анализ и интерпретация результатов / Количественный и качественный анализ результатов / Формирующий эксперимент/ Психолого-педагогическая программа формирования стрессоустойчивости студентов»…

Данный параграф обычно представляет собой тщательное изложение своих результатов исследования. Иногда, если исследование объемное и выполнено сразу по нескольким направлениям, изложение результатов занимает 2 параграфа (при выполнении формирующего эксперимента). Представление в параграфе коррекционно-развивающей программы или программы тренинга должно соответствовать определенному алгоритму (см. Приложение 5).

Число всех выводов в работе должно соответствовать количеству всех поставленных задач.

Описание эмпирических данных и результатов выполняется в определенной последовательности:

1 Первоначально представляются результаты описательной статистики (среднее арифметическое, частота, мода, медиана, минимум, максимум, процент). Выбор конкретных первичных описательных статистик зависит от программы исследования.

Среднее арифметическое – сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений.

Частота – число появлений отдельных значений какой-то переменной, количество случаев появления событий (например, в серии испытаний).

Мода – такое значение из множества измерений, которое встречается наиболее часто.

Медиана – значение признака, которое делит множество данных пополам так, что одна половина всех значений оказывается меньше медианы, а другая больше.

Минимум – минимальное значение из множества измерений (значений).

Максимум – максимальное значение из множества измерений (значений).

Процент – сотая доля числа, принимаемого за целое.

Пример текстового представления (на примере результатов в процентах):

Для испытуемых экспериментальной группы характерен средний уровень (62 %) развития способности к прогнозированию учебной деятельности, развития способности к контролю учебной деятельности (55 %), способности к контролю деятельности по оценке педагогов (42 %).

2 На втором этапе в соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования подбираются методы статистического вывода или многомерные методы и модели. Методы статистического вывода применяются для выявления связи между переменными и выявления различий того или иного признака измеренного на различных группах.

Чтобы правильно подобрать метод статистического вывода, необходимо проверить результаты на нормальность распределения. Для проверки выборки на нормальность рекомендуется применять критерий Колмогорова-Смирнова. Если результаты не соответствуют законам нормального распределения, то применяются непараметрические критерии. Е


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: