Общая характеристика диссертационной работы

Академия педагогических наук СССР

Ордена "Знак Почета" Научно-следовательский институт дефектологии

На правах рукописи

ВОЛКОВА Лариса Степановна

УДК 371.94

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ

У Детей С ГЛУБОКИМИ дефектами зрения

Специальная педагогика

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук

Москва 1983


Общая характеристика диссертационной работы

На всех этапах становления Советского государства важное место занимали вопросы развития теории и практики обучения и воспитания аномальных детей. В последние годы стимулом для ре­шения многих актуальных вопросов в области дефектологии яви­лось постановление Совета Министров СССР от 17 января 1975 года "О дальнейшем улучшении обучения, трудоустройства и обслужива­ния лип с дефектами умственного и физического развития"*. В нем подчеркивается, что актуальной задачей советской дефекто­логии, имеющей важнейшее социальное значение, является выявле­ние компенсаторных возможностей и определение путей и методов как можно более ранней профилактики и коррекции в развитии аномальных детей.

В свете рассмотренных положений становится очевидной актуальность настоящей работы, так как основным предметом ее изучения является речь, пробле­мой - коррекция нарушений речи у детей с глу­бокими дефектами зрения в процессе педагогического воздействия.

Значимость корригирования устной речи у детей с нарушением зрения во многом определяется ее компенсаторной функцией, спо­собствующей активизации познавательной деятельности ребенка, Сформированию его личности. Речевое развитие аномального ребен­ка является одним из основных компонентов псйхологической осно­вы усвоения знаний в школе.

Определение предмета и проблем» исследования является ак­туальным также и потому, что до настоящего времени остаются не раскрытыми многие вопросы, связанные с изучением структуры сложного дефекта,* сочетающего в себе одновременно нарушения речи и зрения. Нет также достаточных данных о характере и при­роде речевых нарушений как шлостной системы у детей с глубо­кими дефектами зрения, не изучены вопросы раннего предупреж­дения и преодоления нарушений их речи.

0 дальнейшем улучшении обучения, трудового устройства и обслуживания лип с дефектами умственного и физического раз­вития. (Изложение постановления Совета Министров СССР от 17 января 1975 г.). - Известил Советов народных депутатов СССР. 1975 г. 5 февраля.

 

Исходя аз этого, целью исследования было: выявление нарушений речи как системы у детей о глубокими дефектами зре­ния и разработка коррекционной логопедической работы со слепы­ми и слабовидящими детьми, позволяющей влиять на процесс форми­рования полноценной речи и на обеспечение своевременной готов­ности к усвоению родного языка в школе.

Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:

-" осуществление анализа литературных данных относительно становления устной речи, ее нарушений у слепых и слабовидящих детей и методики коррекционной работы с ними;

- создание методики комплексного логопедического обследования 6-8-летних детей с глубокими дефектами зрениях;

- теоретическое и экспериментальное обоснование положения
о нарушениях речи как целостной системы у слепых и слабовидя­щих детей;

- определение значимости многообразных факторов, обуслов­ливающих наличие различных уровней речевой сформированности детей данного возраста, и решение вопроса о значении зритель­ного дефекта и его последствий в развитии речевых расстройств;

- определение готовности слепых и слабовидящих детей с ре­чевыми нарушениями к школьному обучению родному языку;

- определение основных принципов и направлений специфической коррекционной речевой работы со слепыми и слабовидящими детьми и места логопедической работы в общем коррекционно-развивающем обучении;

- оценка результатов коррекционного воздействия на развитие
речи детей и определение возрастных периодов, наиболее благо­приятных для ее профилактики и ранней коррекции.

Объект исследования. С 1971 по 1981 годы обследова­ны дети из школ слепых и слабовидящих г.Ленинграда, поселка Мга Ленинградской области, городов Свердловска, Калининграда, Молодечно БССР, дошкольники старших и подготовительных групп специальных детских садов и специального детского дома г.Ленин­града: 551 человек, из числа которых были отобраны дети с на­рушениями речи* Качественная сторона нарушений речи изучалась у НО только дошкольников и школьников приготовительных и 1-х . классов 6-8 лет (школы № I, 2; специальные детские сады № 5,--[8, 95 и специальный детский дом № 40 г.Ленинграда). Из числа этих 110 детей были: 51 дошкольник, 32 учащихся подготовитель­ных классов и 27 первоклассников.

 

В экспериментальное обучение были включены только дошколь­ники и школьники приготовительных классов - 82 человека (шко­лы № I, 2; детские сады № 5, 18, 95 г.Ленинграда).

Результаты коррекционной речевой работы рассматривались у 82 детей, принимавших участие в экспериментальном обучении.

Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: метод сравнительно-историческо­го анализа литературных источников, что позволило не только определить теоретическую основу изучаемой проблемы, но и найти соответствующие научные данные, подтверждающие выводы, сделанные в процессе осуществления эксперимента. Метод целенаправленного наблюдения детей в деятельности и метод диагнос­тических заданий, которые обусловлены задачами исследования. Именно эти методы, как и метод беседы с логопедами, воспитателями, учителями, а также изучение "личных дел" детей позво­лили определить направление и содержание методики констатирующего эксперимента (методики комплексного логопедического изу­чения слепых и слабовидящих детей). Метод обучающего экспери­мента был основополагающим в шлях решения центральной проб­лемы исследования. Применение данного метода, как и метода сопоставительного анализа, статистической обработки, создали условия для оценки состояния речи и эффективности ее коррек­ции у детей с глубокими дефектами зрения в процессе педаго­гического воздействия.

Научная новизна и теоретичес­кая значимость исследования определяются следующим:

- Целостным подходом в решении вопросов о становлении ре­чи у детей с глубокими дефектами зрения, о нарушениях речи (со­стоянии) и коррекции речевых нарушений как конечной цели иссле­дования.

- Теоретическим и экспериментальным доказательством положения о расстройствах речи у слепых и слабовидящих детей как о сложном дефекте, в котором прослеживаются определенные связи в взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Рассмот­рением также многообразных факторов, позволяющих определить их роль в методике выявления речевых нарушений, состоянии речи и коррекции речевых нарушений.

 

- Системным подходом к выявлению речевых нарушений у слепых и слабовидящих детей, позволяющим установить преимущественно системное недоразвитие речи различных уровней и большую распро­страненность такого нарушения среди детей с глубокими дефекта­ми зрения, сложность его симптоматики и неоднородность характе­ра.

 

- Разработкой комплексной коррекционной методики, направлен­ной на формирование речи в целом, а не отдельных ее компонентов, что позволило определить направления, обеспечивающие дифференцированное выравнивание речевого развития различных групп детей с глубокими дефектами зрения.

 

- Определением форм взаимодействия логопеда, тифлопедагога,
воспитателя в организации комплексной коррекционной речевой работы и выделением их общих и специфических задач, созданием со­держания работы логопеда со слепыми и слабовидящими детьми.

- Экспериментальной доказательностью необходимости более раннего выявления речевых расстройств и их профилактика (посредством выявления широкой распространенности системных нарушений речи у б-8-летних слепых и слабовидящих детей).

Данные положения удалось сформулировать на основании того, что, в отличие от имеющихся работ либо логопедического, либо методического характера, названная проблема решалась на стыке таких наук, как логопедия, тифлопедагогика' и тифлопсихология». Такой подход может способствовать дальнейшей разработке воп­росов дифференцированного изучения нарушений речи у детей со сложными дефектами и созданию специфической системы логопеди­ческого воздействия.

Обобщая все рассмотренные положения, можно говорить о том, что настоящее исследование должно явиться вкладом в развитие теории и практики логопедии, тифлопсихологии и тифлопедагоги­ки. В нем устанавливается неоспоримость факта, имеющего достаточ­ное множество доказательств, которые свидетельствуют о том, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зри­тельным дефектом, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему и требуют применения своеобразной дифференцированной системы логопедической работы. Объясняется это в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных, чем у зрячего ребенка, условиях, ведущих к обеднению сенсорного опыта, к ограничению общения с окружающим миром (т.е. нарушения процесса формирова­ния речи определяются не собственно слепотой или слабовидением как соматическим дефектом, а нарушением процесса взаимодейст­вия с макросоциальной средой). Кроме того, 'экспериментальные материалы явились еще одним из подтверждений того, что среди детей о глубокими дефектами зрения отмечается значительное увеличение врожденных форм аномалии. Это, в свою очередь, спо­собствует нарушению формирования не только зрительной, но и других функций, имеющих непосредственное отношение к образо­ванию речи как целостной системы.

Практическая значимость и реа­лизация результатов исследова­ния.

Исследование "Коррекция устной речи у детей с глубокими дефектами зрения" имеет значение для организации логопедичес­кой работы в специальных детских садах и школах.

В соответствии с рекомендациями настоящего исследования такая работа стала одним из важнейших звеньев всей системы коррекционного воздействия. В специальных детских садах для детей с глубокими дефектами зрения предусматривается система различных занятий, способствующих тому, что уже в дошкольный период происходит доразвитие и развитие речи и обеспечивается речевая готовность большей части детей к процессу обучения, к усвоению знаний по родному языку. Методические рекомендации, освещенные в авторских статьях, учебном пособии широко используются логопедами, тифлопедагогами и учителями специальных школ и дошкольных учреждений г.Ленинграда.

Речевая карта, разработанная автором настоящего исследо­вания совместно с Т.А.Ильиной и Т.А.Смолиной, используется ло­гопедами специальных дошкольных учреждений для детей с глубо­кими дефектами зрения. Разработана также необходимая докумен­тация, которая может лечь в основу работы логопедов специаль­ных детских садов. Содержание и результаты работы по коррекции речевых нарушений у детей с глубокими дефектами зрения рассмат­риваются методическим объединением логопедов специальных дет­ских садов г.Ленинграда, научное руководство которым осущест­вляется автором исследования.

Результаты настоящего исследования оказали влияние на пе­рестройку преподавания курса теории логопедии и педагогическую практику. Его данные освещаются в лекционных курсах, в спец­курсе по коррекции нарушений речи у детей с глубокими дефектами зрения» на практических занятиях со студентами дневного и заочного отделений тифлопедагогики дефектологического факуль­тета ЛШИ им. А.И. Гершна. Материалы настоящей работы отражены в программе со курсу "Логопедия" для отделений тифлопедагоги­ки дефектологических факультетов.

Методика логопедического обследования и комплексной коррекционной работы адаптирована применительно к различным груп­пам аномальных детей и используется аспирантами кафедры, вы­полняющими исследования под руководством автора настоящей работы.

Апробация результатов работы.

Результаты настоящего исследования неоднократно докладыва­лись и обсуждались на заседаниях кафедры психопатологии и ло­гопедии ЛГПИ им. А.И. Гершна (1977, 1978 гг.) и на расширен­ных ее заседаниях (1982, 1983 гг.), Герпеновских чтениях (1972, 1974, 1976, 1978, 1982 гг.), Ш, 1У, У, Я Всесоюзных педагогических чтениях, на УХ, УШ, IX Всесоюзных научных сессиях по дефектологии, на Всесоюзном симпозиуме по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения (1979 г.), на Всесоюз­ных совещаниях преподавателей дефектологических факультетов, на международных конференциях (Берлин, 1974, 1978 гг.), в НИИ дефектологии АПН СССР, в выступлениях перед работниками спе­циальных детских садов и школ, через печать.

Публикации. Основное содержание отражено в печат­ных работах, опубликованных во всесоюзных и международных изданиях.

По теме диссертации опубликовано 25 работ.

Структура и объем работы. В соот­ветствии с перечисленными выше темой, целями, задачами иссле­дования определяется и структура диссертации, состоящая из введения, пяти глав, заключения и списка использованной лите­ратуры. Диссертация представляет собой целостное исследование, каждая структурная часть которого подчинена теш "Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: