1. Предмет литературоведения и особенности его изучения.
2. Эстетическое и художественное. Поэзия и поэтика. Типы поэтик.
3. Представление о художественном творчестве. Поэты о сущности и назначении поэзии (А. Блок, М. Цветаева, В. Маяковский, И. Бродский и др.).
4. М.М. Бахтин о проблеме содержания, материала и формы в литературно-художественном произведении.
5. Художественное произведение: целостность, динамика, системность.
6. Художественная идея. Объективное и субъективное в искусстве. Тема и проблема. Пафос и его разновидности.
7. Художественный образ: сущность, природа, структура, функции, разновидности. Образ и понятие. Образ и деталь. А.А. Потебня о структуре слова и его “внутренней форме”.
8. Художественный знак: семантика, синтактика, прагматика. Знаковая природа искусства.
9. Концепция произведения и формы ее реализации. Точка зрения.
10. Художественный мир и его значимые элементы. Пейзаж, портрет, интерьер, художественная деталь. Формы соотнесенности художественного мира и жизненной реальности (правдоподобие; вымысел; условность). Д.С. Лихачев о внутреннем мире художественного произведения.
|
|
11. Художественное время и художественное пространство. Хронотоп.
12. Художественное действие. Сюжет и фабула. Конфликт, интрига и коллизия. Сюжет и мотив.
13. Художественное повествование. Повествовательные формы. Рассказчик и повествователь. Нарратив, нарратор, наррататор. В.Я. Пропп о морфологии волшебной сказки.
14. Архитектоника и композиция. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
15. Художественный текст. Подтекст, контекст, интертекст, гипертекст, метатекст.
16. Художественная речь. Функции речи: номинативная, экспрессивная, ассоциативная. Стихи и проза. В.Б. Шкловский об “автоматизме” и “остранении”.
17. Ритм произведения. Ритм стиха и ритм прозы. Ритм и интонация. Ритм и метр.
18. Литература как единство многообразия литературных произведений. Мировая литература и национальные литературы.
19. Литературные роды: лирика, эпос, драма. Принципы разграничения литературных родов. Статья В.Г. Белинского “Разделение поэзии на роды и виды”.
20. Литературные жанры. Проблема классификации жанров. Жанровая доминанта. Жанровое мышление. Система жанров, процессы конвергенции и дивергенции. «Память жанра».
21. Литературный стиль: история и содержание понятия. Стиль и манера. Пародия, травестия, бурлеск, гротеск, мистификация, стилизация, полистилистика, пастиш. И. Гете о простом подражании природе, манере и стиле.
22. Литературный процесс. Эпохи, направления, течения.
23. Автор как литературоведческая категория. Проблема авторства. Автор-творец и биографический автор. Образ автора. М.М. Бахтин об авторе и герое в эстетической деятельности.
|
|
24. Проблема героя. Герой и персонаж. Литературный тип и характер. Ю.Н. Тынянов о лирическом герое.
25. Проблема читателя. “Идеальный” и “реальный” читатель. Имплицитный читатель. Художественная рецепция. Анализ и интерпретация. Смысл и понимание.
26. Черты мифологического мышления. Мифологическая модель мира. Мифология и литература. Литература и фольклор.
27. Античные представления об искусстве. Платон о маническом и миметическом искусстве. “Поэтика” Аристотеля и ее основные понятия. Калокагатия. Мимесис. Катарсис. Энтелехия.
28. Категории индийской поэтики (дхвани, раса, аланкара).
29. Классицизм: эстетические принципы и поэтика. Основные положения трактата Н. Буало «Поэтическое искусство».
30. Романтизм: эстетические принципы и поэтика. Романтическая концепция мира и человека.
31. Реализм: эстетические принципы и поэтика. Разновидности реализма.
32. Модернизм, его направления и школы.
33. Постмодернизм и его ключевые понятия.
34. Эпопея, ее исторические судьбы. Эпический мир. Герои эпопеи.
35. Роман как эпос нового времени. Изображение человека в романе. Эволюция жанра романа. Роман в системе литературных жанров.
36. Повесть и рассказ, их жанровые характеристики. Новелла.
37. Поэма, особенности жанра.
38. Ода. Историческое развитие оды.
39. Элегия. Возникновение и развитие жанра.
40. Трагедия, ее становление и развитие.
41. Комедия, эволюция жанра.
42. Драма как жанр. Мелодрама.
43. Современные жанры: детектив, триллер, хоррор, фэнтези, ремейк, сиквел, вербатим.
44. Силлабическая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).
45. Тоническая система стихосложения. Дольник, тактовик, акцентный стих. Верлибр.
46. Строфа. Ее метрические, композиционные и семантические функции. Типы строф. Сонет. Онегинская строфа. Октава. Терцины.
47. Звуковая организация произведения. Аллитерация, ассонанс, эвфония, какофония, ономатопея. Рифма, ее типология, виды рифмовки.
48. Фигуры и тропы. Сравнение, эпитет, метафора, метонимия и синекдоха, оксюморон, гипербола и литота, перифраз, эвфемизм, ирония.
49. Поэтический синтаксис. Повтор, инверсия, параллелизм, анафора, эпифора, эмфаза, эллипсис. Enjambement.
50. Поэтика ассоциаций. Символ и аллегория. Аллюзии и реминисценции.