Вопросы к курсу «ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

 

1. Предмет литературоведения и особенности его изучения.

2. Эстетическое и художественное. Поэзия и поэтика. Типы поэтик.

3. Представление о художественном творчестве. Поэты о сущности и назначении поэзии (А. Блок, М. Цветаева, В. Маяковский, И. Бродский и др.).

4. М.М. Бахтин о проблеме содержания, материала и формы в литературно-художественном произведении.

5. Художественное произведение: целостность, динамика, системность.

6. Художественная идея. Объективное и субъективное в искусстве. Тема и проблема. Пафос и его разновидности.

7. Художественный образ: сущность, природа, структура, функции, разновидности. Образ и понятие. Образ и деталь. А.А. Потебня о структуре слова и его “внутренней форме”.

8. Художественный знак: семантика, синтактика, прагматика. Знаковая природа искусства.

9. Концепция произведения и формы ее реализации. Точка зрения.

10. Художественный мир и его значимые элементы. Пейзаж, портрет, интерьер, художественная деталь. Формы соотнесенности художественного мира и жизненной реальности (правдоподобие; вымысел; условность). Д.С. Лихачев о внутреннем мире художественного произведения.

11. Художественное время и художественное пространство. Хронотоп.

12. Художественное действие. Сюжет и фабула. Конфликт, интрига и коллизия. Сюжет и мотив.

13. Художественное повествование. Повествовательные формы. Рассказчик и повествователь. Нарратив, нарратор, наррататор. В.Я. Пропп о морфологии волшебной сказки.

14. Архитектоника и композиция. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

15. Художественный текст. Подтекст, контекст, интертекст, гипертекст, метатекст.

16. Художественная речь. Функции речи: номинативная, экспрессивная, ассоциативная. Стихи и проза. В.Б. Шкловский об “автоматизме” и “остранении”.

17. Ритм произведения. Ритм стиха и ритм прозы. Ритм и интонация. Ритм и метр.

18. Литература как единство многообразия литературных произведений. Мировая литература и национальные литературы.

19. Литературные роды: лирика, эпос, драма. Принципы разграничения литературных родов. Статья В.Г. Белинского “Разделение поэзии на роды и виды”.

20. Литературные жанры. Проблема классификации жанров. Жанровая доминанта. Жанровое мышление. Система жанров, процессы конвергенции и дивергенции. «Память жанра».

21. Литературный стиль: история и содержание понятия. Стиль и манера. Пародия, травестия, бурлеск, гротеск, мистификация, стилизация, полистилистика, пастиш. И. Гете о простом подражании природе, манере и стиле.

22. Литературный процесс. Эпохи, направления, течения.

23. Автор как литературоведческая категория. Проблема авторства. Автор-творец и биографический автор. Образ автора. М.М. Бахтин об авторе и герое в эстетической деятельности.

24. Проблема героя. Герой и персонаж. Литературный тип и характер. Ю.Н. Тынянов о лирическом герое.

25. Проблема читателя. “Идеальный” и “реальный” читатель. Имплицитный читатель. Художественная рецепция. Анализ и интерпретация. Смысл и понимание.

26. Черты мифологического мышления. Мифологическая модель мира. Мифология и литература. Литература и фольклор.

27. Античные представления об искусстве. Платон о маническом и миметическом искусстве. “Поэтика” Аристотеля и ее основные понятия. Калокагатия. Мимесис. Катарсис. Энтелехия.

28. Категории индийской поэтики (дхвани, раса, аланкара).

29. Классицизм: эстетические принципы и поэтика. Основные положения трактата Н. Буало «Поэтическое искусство».

30. Романтизм: эстетические принципы и поэтика. Романтическая концепция мира и человека.

31. Реализм: эстетические принципы и поэтика. Разновидности реализма.

32. Модернизм, его направления и школы.

33. Постмодернизм и его ключевые понятия.

34. Эпопея, ее исторические судьбы. Эпический мир. Герои эпопеи.

35. Роман как эпос нового времени. Изображение человека в романе. Эволюция жанра романа. Роман в системе литературных жанров.

36. Повесть и рассказ, их жанровые характеристики. Новелла.

37. Поэма, особенности жанра.

38. Ода. Историческое развитие оды.

39. Элегия. Возникновение и развитие жанра.

40. Трагедия, ее становление и развитие.

41. Комедия, эволюция жанра.

42. Драма как жанр. Мелодрама.

43. Современные жанры: детектив, триллер, хоррор, фэнтези, ремейк, сиквел, вербатим.

44. Силлабическая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).

45. Тоническая система стихосложения. Дольник, тактовик, акцентный стих. Верлибр.

46. Строфа. Ее метрические, композиционные и семантические функции. Типы строф. Сонет. Онегинская строфа. Октава. Терцины.

47. Звуковая организация произведения. Аллитерация, ассонанс, эвфония, какофония, ономатопея. Рифма, ее типология, виды рифмовки.

48. Фигуры и тропы. Сравнение, эпитет, метафора, метонимия и синекдоха, оксюморон, гипербола и литота, перифраз, эвфемизм, ирония.

49. Поэтический синтаксис. Повтор, инверсия, параллелизм, анафора, эпифора, эмфаза, эллипсис. Enjambement.

50. Поэтика ассоциаций. Символ и аллегория. Аллюзии и реминисценции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: