В. В. МАЯКОВСКИЙ
ЛИРИКА
А ВЫ МОГЛИ БЫ
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(1913)
ПОСЛУШАЙТЕ!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
(1914)
СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо, Хорошо, Хорошо!"
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"
А когда геликон -
меднорожий,
потный,
крикнул:
"Дура,
плакса,
вытри!" -
я встал,
шатаясь полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
"Боже!",
Бросился на деревянную шею:
"Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!"
Музыканты смеются:
"Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!"
А мне - наплевать!
Я - хороший.
"Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?"
|
|
(1914)
ЛИЛИЧКА!
Вместо письма
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступлённый, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссеча́сь.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдёт,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени. И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и су́етных дней взметённый карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
|
|
(26 мая 1916, Петроград)
Юбилейное
Александр Сергеевич, | ||
разрешите представиться. | ||
Маяковский. |
Дайте руку | |||
Вот грудная клетка. | |||
Слушайте, | |||
уже не стук, а стон; |
тревожусь я о нем, | |
в щенка смиренном львенке. |
Я никогда не знал, | ||
что столько | ||
тысяч тонн |
в моей | |
позорно легкомыслой головенке. |
Я тащу вас. | |
Удивляетесь, конечно? |
Стиснул? | ||
Больно? | ||
Извините, дорогой. |
У меня, | ||
да и у вас, | ||
в запасе вечность. |
Что нам | ||
потерять | ||
часок-другой?! |
Будто бы вода — | ||
давайте | ||
мчать, болтая, |
будто бы весна — | ||
свободно | ||
и раскованно! |
В небе вон | ||
луна | ||
такая молодая, |
что ее | ||
без спутников | ||
и выпускать рискованно. |
Я | ||||
теперь | ||||
свободен | ||||
от любви | ||||
и от плакатов. |
Шкурой | ||
ревности медведь | ||
лежит когтист. |
Можно | ||
убедиться, | ||
что земля поката,— |
сядь | ||
на собственные ягодицы | ||
и катись! |
Нет, | |
не навяжусь в меланхолишке черной, |
да и разговаривать не хочется | |
ни с кем. |
Только | ||
жабры рифм | ||
топырит учащенно |
у таких, как мы, | |
на поэтическом песке. |
Вред — мечта, | |
и бесполезно грезить, |
надо | ||
весть | ||
служебную нуду. |
Но бывает — | ||
жизнь | ||
встает в другом разрезе, |
и большое | ||
понимаешь | ||
через ерунду. |
Нами | |||
лирика | |||
в штыки | |||
неоднократно атакована, |
ищем речи | ||
точной | ||
и нагой. |
Но поэзия — | |
пресволочнейшая штуковина: |
существует — | |
и ни в зуб ногой. |
Например, | ||
вот это — | ||
говорится или блеется? |
Синемордое, | |
в оранжевых усах, |
Навуходоносором | |
библейцем — |
«Коопсах». |
Дайте нам стаканы! | ||
знаю | ||
способ старый |
в горе | |||
дуть винище, | |||
но смотрите — | |||
из |
выплывают | |
Red и WhiteStar’ы |
с ворохом | |
разнообразных виз. |
Мне приятно с вами,— | ||
рад, | ||
что вы у столика. |
Муза это | ||
ловко | ||
за язык вас тянет. |
Как это | ||
у вас | ||
говаривала Ольга?.. |
Да не Ольга! | ||
из письма | ||
Онегина к Татьяне. |
— Дескать, | |||
муж у вас | |||
дурак | |||
и старый мерин, |
я люблю вас, | |
будьте обязательно моя, |
я сейчас же | |
утром должен быть уверен, |
что с вами днем увижусь я.— |
Было всякое: | |
и под окном стояние, |
письма, | |
тряски нервное желе. |
Вот | ||
когда | ||
и горевать не в состоянии — |
это, | ||
Александр Сергеич, | ||
много тяжелей. |
Айда, Маяковский! | |
Маячь на юг! |
Сердце | |
рифмами вымучь — |
|
|
вот | |
и любви пришел каюк, |
дорогой ВладимВладимыч. |
Нет, | |
не старость этому имя! |
Тушу | |
вперед стремя, |
я | ||
с удовольствием | ||
справлюсь с двоими, |
а разозлить — | |
и с тремя. |
Говорят — | |
я темой и-н-д-и-в-и-д-у-а-л-е-н! |
Entrenous… | |
чтоб цензор не нацыкал. |
Передам вам — | ||
говорят — | ||
видали |
даже | ||
двух | ||
влюбленных членов ВЦИКа. |
Вот — | ||
пустили сплетню, | ||
тешат душу ею. |
Александр Сергеич, | |
да не слушайте ж вы их! |
Может, | |||
я | |||
один | |||
действительно жалею, |
что сегодня | |
нету вас в живых. |
Мне | |||
при жизни | |||
с вами | |||
сговориться б надо. |
Скоро вот | |||
и я | |||
умру | |||
и буду нем. |
После смерти | ||
нам | ||
стоять почти что рядом: |
вы на Пе, | ||
а я | ||
на эМ. |
Кто меж нами? | |
с кем велите знаться?! |
Чересчур | ||
страна моя | ||
поэтами нища. |
Между нами | ||
— вот беда — | ||
позатесался Надсон |
Мы попросим, | |||
чтоб его | |||
куда-нибудь | |||
на Ща! |
А Некрасов | ||
Коля, | ||
сын покойного Алеши,— |
он и в карты, | |||
он и в стих, | |||
и так | |||
неплох на вид. |
Знаете его? | ||
вот он | ||
мужик хороший. |
Этот | ||
нам компания — | ||
пускай стоит. |
Что ж о современниках?! |
Не просчитались бы, | ||
за вас | ||
полсотни отдав. |
От зевоты | ||
скулы | ||
разворачивает аж! |
Дорогойченко, | |||
Герасимов, | |||
Кириллов, | |||
Родов — |
какой | |
однаробразный пейзаж! |
Ну Есенин, | |
мужиковствующих свора. |
Смех! | ||
Коровою | ||
в перчатках лаечных. |
Раз послушаешь… | |
но это ведь из хора! |
Балалаечник! |
Надо, | ||
чтоб поэт | ||
и в жизни был мастак. |
|
|
Мы крепки, | |
как спирт в полтавском штофе. |
Ну, а что вот Безыменский?! | |
Так… |
ничего… | |
морковный кофе. |
Правда, | ||||
есть | ||||
у нас | ||||
Асеев | ||||
Колька. |
Этот может. | ||
Хватка у него | ||
моя. |
Но ведь надо | |
заработать сколько! |
Маленькая, | |
но семья. |
Были б живы — | ||
стали бы | ||
по Лефу соредактор. |
Я бы | ||
и агитки | ||
вам доверить мог. |
Раз бы показал: | ||
— вот так-то мол, | ||
и так-то… |
Вы б смогли — | ||
у вас | ||
хороший слог. |
Я дал бы вам | ||
жиркость | ||
и сукна, |
в рекламу б | ||
выдал | ||
гумских дам. |
(Я даже | |
ямбом подсюсюкнул, |
чтоб только | ||
быть | ||
приятней вам.) |
Вам теперь | ||
пришлось бы | ||
бросить ямб картавый. |
Нынче | |||
наши перья — | |||
штык | |||
да зубья вил,— |
битвы революций | |
посерьезнее «Полтавы», |
и любовь | ||
пограндиознее | ||
онегинской любви. |
Бойтесь пушкинистов. | |
Старомозгий Плюшкин, |
перышко держа, | ||
полезет | ||
с перержавленным. |
— Тоже, мол, | |||
у лефов | |||
появился | |||
Пушкин. |
Вот арап! | ||
а состязается — | ||
с Державиным… |
Я люблю вас, | ||
но живого, | ||
а не мумию. |
Навели | |
хрестоматийный глянец. |
Вы | |||
по-моему | |||
при жизни | |||
— думаю — |
тоже бушевали. | |
Африканец! |
Сукин сын Дантес! | |
Великосветский шкода. |
Мы б его спросили: | |
— А ваши кто родители? |
Чем вы занимались | |
до 17-го года? — |
Только этого Дантеса бы и видели. |
Впрочем, | ||
что ж болтанье! | ||
Спиритизма вроде. |
Так сказать, | ||
невольник чести… | ||
пулею сражен… |
Их | ||
и по сегодня | ||
много ходит — |
всяческих | ||
охотников | ||
до наших жен. |
Хорошо у нас | |
в Стране Советов. |
Можно жить, | |
работать можно дружно. |
Только вот | ||
поэтов, | ||
к сожаленью, нету — |
впрочем, может, | |
это и не нужно. |
Ну, пора: | ||
рассвет | ||
лучища выкалил. |
Как бы | ||
милиционер | ||
разыскивать не стал. |
На Тверском бульваре | |
очень к вам привыкли. |
Ну, давайте, | ||
подсажу | ||
на пьедестал. |
Мне бы | ||
памятник при жизни | ||
полагается по чину. |
Заложил бы | |||
динамиту | |||
— ну-ка, | |||
дрызнь! |
Ненавижу | |
всяческую мертвечину! |
Обожаю | |
всяческую жизнь! |
ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные! —
служащие расходятся на заседания.
Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени о́на». —
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».
Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели придти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».
Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
го́ло!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.
Снова взбираюсь, глядя на́ ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья доро́гой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря́.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Они на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».
С волнения не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
[1922]
Нате!
Через час отсюда в чистый переулоквытечет по человеку ваш обрюзгший жир,а я вам открыл столько стихов шкатулок,я — бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капустагде-то недокушанных, недоеденных щей;вот вы, женщина, на вас белила густо,вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердцавзгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.Толпа озвереет, будет тереться,ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну,кривляться перед вами не захочется — и вотя захохочу и радостно плюну,плюну в лицо вамя — бесценных слов транжир и мот. 1913ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ
Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала! —
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
Подошел и вижу —
за каплищейкаплища
по морде катится,
прячется в ше́рсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,
только
лошадь
рванулась,
встала на́ ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
[1918]
Письмо Татьяне Яковлевой
|