В снежном царстве, морозном государстве

беседа для дошкольников

 

Оборудование: магнитная доска;

магниты и маркеры для досок;

листы А4 с крупно написанными буквами ЗИМА;

небольшой мяч;

одноразовые тарелки;

ведерко и совок для снега;

пакеты для заморозки льда;

 

Сценарий мероприятия:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. Но сначала скажите мне, какое сейчас время года? Правильно. Зима. А как вы это определили?

Ответы детей. Стало холодно, выпал снег, дни стали короче, улетели птицы и т.д.

Совершенно верно. Итак, наша сегодняшняя встреча будет посвящена зиме. Давайте выложим это слово на доске. Посмотрите, какое оно коротенькое, всего четыре буквы. Но сколько прекрасного и загадочного скрыто за этими буквами. Сегодня мы постараемся это выяснить. Начнем с прекрасного. Послушайте, как красиво описывает зиму Иван Суриков.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

А наутро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

 

Темный лес, что шапкой принакрылся чу́дной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы - и зима настала.

Понравилось ли вам стихотворение? Теперь давайте попробуем сами описать зиму. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «Зимнее словечко». Я буду бросать вам мячик, а вы будете называть мне слова, которые подходят для описания зимы. Все слова, что мы с вами придумаем, появятся на нашей доске. Начали.

Игра «Зимнее словечко». Ведущий бросает детям мячик по очереди. Ребенок, поймавший мяч, должен назвать какое-нибудь слово, которым можно описать зиму и бросить мяч обратно. Примеры слов: снежная, морозная, пушистая, холодная, красивая, белая, вьюжная, ледяная, сосулька, лед, снежинка, снеговик, снегирь, сугроб и т.д.Стараемся не повторятся. Все слова, придуманные детьми, записываются на доске маркером.

Молодцы, ребята, смотрите, сколько красивых зимних слов придумали. Но зима, не только красивое время года, но и волшебное. Это времязагадок и превращений. Самая главная загадка – почему вообще так происходит? Откуда к нам приходит зима, и почему нельзя сделать так, чтобы все время было лето? Как вы думаете?

ответы детей

На самом деле смена времен года происходит из-за того, что наша планета Земля ужасная непоседа. И постоянно крутится вокруг Солнца. Вот от этого ее верчения и происходят всякие чудеса. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дальнейший рассказ о смене сезонов сопровождается демонстрацией видеосхемы из презентации с комментариями ведущего.

Наша планета вращается вокруг Солнца, которое дает нам свет и тепло. При этом Земля немного наклонена в сторону, как будто прилегла для удобства на бочок. Так и перекатывается Земля вокруг Солнца, подставляя ему то один бок, то другой. На том боку, который повернут к Солнцу, стоит лето, а на другом зима. Погреет Земля один бок три месяца, потом переворачивается и другой бок греет. Оттого и происходят на Земле разные превращения.

А что это за превращения мы сейчас узнаем. Но сначала вот вам несколько загадок. Попробуйте их отгадать.

Вился, вился белый рой,

Сел на землю - стал горой.

(снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(лед)

Всю зиму пролежал,

Весной в речку убежал.

(снег, лед)

Совершенно правильно эти загадки про снег и лед. Стоит нам зимой выйти на улицу, или глянуть в окно, первое, что мы увидим это – снег. Но что это такое и откуда он берется? На самом деле и снег, и лед – это застывшие капельки воды. Зимой воздух становиться таким холодным, что частицы влаги застывают и превращаются в снежинки. Снежинки немного тяжелее воздуха, поэтому опускаются на землю, тогда начинается снегопад. Если бы мы решили рассмотреть снежинки под микроскопом, то увидели бы такую картину (фото снежинок крупным планом). Кстати говоря, снежинки – это тоже чудо. Сколько бы не нападало снега за зиму, во всем этом многообразии, вы не найдете двух одинаковых снежинок.

А теперь самое интересное. Несмотря на то, что и снег, и лед – это застывшая вода, они все же отличаются. Давайте внимательно исследуем их и попробуем сравнить.

Практическое задание. Каждый ребенок получает одноразовую тарелку, в которой лежит кусочек льда и немного снега (лед и снег подготавливаются заранее и ждут своего часа в холодильнике). Задача детей внимательно рассмотреть снег и лед, потрогать их пальчиками и сравнить. Снег – белый, лед – прозрачный. Снег – мягкий, рыхлый, лед – твердый, скользкий. Они оба холодные и т.д. Обратить внимание детей, на то, что зимой снег создает защитный барьер между землей и холодным воздухом, тем самым согревая ее.

Молодцы, а теперь давайте пока отодвинем ваши тарелочки на край стола и продолжим нашу беседу. Зимой есть еще одно интересное и чудесное явление – это мороз. Чтобы изучить его, я предлагаю вам послушать небольшую сказку, называется она «Два мороза».

Чтение и обсуждение сказки «Два мороза». Ведущий читает сказку (диафильм в презентации), а после предлагает детям подумать, почему так получилось, что тепло одетый барин замерз, а раздетому дровосеку было жарко. Вспоминаем себя на прогулке, кто-то мерзнет, а кто-то возвращается в группу вспотевшим. Приходим к выводу, что если на активно двигаться, то мороз будет не страшен. Обратить внимание детей, на то, при обморожении нужно потереть обмороженное место снегом, а не греть варежкой или теплым дыханием.

Очень хорошо. А теперь пришло время заглянуть в наши тарелочки и посмотреть, что произошло со снегом и льдом.

Замечаем, что у одних снег растаял совсем, а у других в тарелках еще лежат сугробы. Объяснить детям, что так происходит от того, что кто-то активно мял снег пальцами, а кто-то почти не трогал, позволяя сохраниться воздушному барьеру между снежинками. Подводим итоги занятия.

 

Комментарии к видеосхеме «Смена сезонов»:

Наша планета вращается вокруг Солнца, которое дает нам свет тепло. При этом она наклонена в одну сторону, как будто лежит на боку. Посередине Земли проходит экватор. Это линия, которая делит Землю на две части – они называются полушариями. Верхняя часть называется Северным полушарием. Здесь живем мы. А нижняя – Южным полушарием. Здесь находятся такие континенты как Африка и Австралия. В том полушарии, которое наклонено к Солнцу стоит лето, а в противоположном зима.

Так с июня по август у нас стоит лето. Потому что Северное полушарие, в котором мы живем, в это время наклонено к Солнцу и получает больше солнечного света и тепла, чем Южное полушарие, в котором в это время длится зима. Через полгода картина меняется. Земля проходит пол оборота вокруг Солнца и поворачивается к нему другой стороной. Теперь больше солнечного тепла достается Южному полушарию, а в Северном наступает зима. Дни становятся короче и холоднее, потому что Северное полушарие получает меньше солнечного света и тепла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: