Акустико-артикуляционные свойства звука. Устройство речевого аппарата. Классификация гласных звуков

Теоретическая часть:

  1. Устройство речевого аппарата. Перечислите части речевого аппарата и их функции в звукообразовании. Назовите активные и пассивные органы речи, охарактеризуйте их работу при произнесении звуков.
  2. Что такое артикуляция звука? Какие фазы артикуляции выделяются и как это сказывается на произношении звуков в потоке речи? Что такое артикуляционная база языка? Как соотносятся акустическая и артикуляционная характеристика звуков?
  3. Укажите признаки, на основании которых различаются количество, состав и качество гласных звуков в разных языках (перенесите из учебных пособий таблицу «Гласные звуки»).

Практическая часть:

  1. Опишите работу голосовых связок при произнесении звуков [л], [д], [а]. Опишите артикуляцию органов речи при произнесении звуков [а], [о], [м], [с]. Какими артикуляционными признаки отличаются гласные и согласные?
  2. Опишите работу языка, сравнив произношение звуков: [и – ы – у], [о - а], [л - л’].
  3. Назовите звуки, которые образуются совокупностью следующих артикуляций: 1) голосовые связки напряжены и дрожат, небная занавеска опущена, средняя часть спинки языка поднята, передняя часть языка смыкается с верхними зубами; 2) голосовые связки напряжены и колеблются ритмично, задняя часть спинки языка приподнята к мягкому небу, губы вытянуты вперед и округлены; 3) голосовые связки не напряжены, нёбная занавеска поднята, средняя часть спинки языка опущена, передняя часть спинки языка смыкается с верхними зубами, а затем отходит назад.
  4. Установите, какие звуки и слова получатся, если: а) первый звук в словах бор и гол произнести без сближения и натяжения голосовых связок; б) при произнесении первого звука в словах рад, нос, лук приподнять среднюю часть спинки языка; в) согласные в словах мама и мед произнести без напряжения голосовых связок, с поднятой нёбной занавеской и ненапряженной средней частью спинки языка.
  5. Определите, сколько звуков в словах, обозначьте гласные звуки: отъезжающий, честная, остаются, суетиться?

Литература

Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1999. – С. 157 – 171, 181-190, 196-203.

Камчатнов, А.М. Введение в языкознание /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 5-10.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – С. 109-124

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1981 (соответств. раздел)

Маслов, Ю.С. Введение в языкознание: учебник для вузов по специальности "Филология"/ Ю. С. Маслов. – М., СПб: Академия: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – С.33-43

Сусов, И. П. Введение в языкознание / И. П. Сусов. – М.: АСТ: Восток–Запад, 2007. – С.221-240.

Любые другие учебники (соответствующие параграфы)


Введение в языкознание, 1 курс

Практическое занятие № 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: