Тема. Культура,образование и наука в России в первой половине XIX в

1. Образование и просвещение

2. Гуманитарные, естественные и прикладные науки

3. Русская живопись: от классицизма к романтизму.

4. Развитие скульптуры.

5. Русский ампир в архитектуре.Образы архитектурной Москвы иПетербурга: зодчие и памятники.

6. Развитие литературы.

7. Музыкально-драматическое искусство России

На каждый сюжет отводится не более 15-20 минут с учетом записи материала аудиторией.

Можно отклоняться (добавлять, убавлять) от предложенного ниже содержания, оно играет роль подсказок и рекомендаций.

Система просвещения. Общеобразовательная школа. Школьный устав 1804 г. Приходские училища, уездные училища, губернские гимназии. Принцип преемственности в образовании. Открытие новых университетов. Усиление сословности в образовании в царствование Николая I. Университетский устав 1835 г. Возникновение технических учебных заведений и ведомственных школ.

Культурно-просветительская деятельность. Роль журналов в общественно-культурной жизни. «Северная пчела», «Литературная газета», «Московский телеграф», «Телескоп», «Современник», «Отечественные записки». Книгоиздательское дело. А. Ф. Смирдин. Складывание библиотечной системы. Открытие Императорской публичной библиотеки в Петербурге. Открытие для публики Эрмитажа. Научные открытия. Экспедиции русских путешественников и географические открытия. Успехи русских математиков (Н. И. Лобачевский), физиков (В. В. Петров, П. Л. Шиллинг, Б. С. Якоби), химиков (П. П. Аносов, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров), медиков (Н. И. Пирогов), историков (Н. М. Карамзин, М. Т. Каченовский, М. П. Погодин, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский). Учреждение Демидовской премии за научные изобретения и открытия.

Становление нового литературного языка. Роль литературы в общественной жизни России; основные стили и направления в литературе первой половины XIX в.; характеристика творчества ведущих писателей первой половины XIX в. с точки зрения общественной значимости их произведений. Н. М. Карамзин. Возникновение романтизма в литературе. Художественный перевод (В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич). Поэты пушкинской поры. Лирико-созерцательный романтизм (А. Дельвиг, Е. Баратынский, Н. Языков). Историко-философский романтизм (К. Батюшков, Д. Веневитинов). Гражданский (декабристский) романтизм (К. Рылеев, В. Кюхельбекер). М. Ю. Лермонтов. Драма «Маскарад». «Тайники народной жизни» в творчестве Н. В. Гоголя. Художественные открытия писателей «натуральной школы»: ранние произведения И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского.

Русский театр. Введение монополии императорских театров. Большой и Малый театры Москвы. Открытие Александринского театра в Петербурге. П. С. Мочалов и расцвет романтизма на русской сцене. М. С. Щепкин и утверждение реалистической драмы в театральном репертуаре. Драматургия А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского.

Влияние 1812 г. на русскую музыкальную культуру. Героико-патриотическая и национальная тематика в оперном искусстве (М. И. Глинка, А. Н. Верстовский). Литературно-музыкальные салоны и развитие жанра городского романса (А. А. Алябьев, П. П. Булахов). Летние концертные сезоны в Павловске.

Расцвет русского ампира в архитектуре. Монументальные ансамбли Петербурга. Формирование площадей северной столицы (Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского острова). А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, Тома де Томон, О. Монферран. Особенности московского ампира. О. И. Бове, Д. И. Жилярди. Распространение русско-византийского стиля. К. А. Тон и его архитектурные проекты.

Скульптура. М. И. Козловский, И. П. Мартос, П. К. Клодт, Б. И. Орловский, И. П. Витали, В. Демут-Малиновский, И. Теребенев.

Преодоление идейно-эстетических установок классицизма в живописи. Жанр романтического портрета (О. А. Кипренский). Жанровые характеристики творчества В. А. Тропинина и А. Г. Венецианова. Черты классицизма и романтизма в живописи К. П. Брюллова. Философское и религиозно-нравственное начало в творчестве А. А. Иванова. Социальная проблематика в жанровых картинах П. А. Федотова.

Открытие Московского училища живописи, ваяния и зодчества и утверждение принципов реализма в искусстве.

 

Рекомендации для всех докладов по культуре

1. Использование презентаций

2. Докладчикам: обратить внимание на понятия и термины «классицизм», «реализм», «романтизм», «эклектика», «сентиментализм», «ампир»и др.

3. В качестве задания аудитории м.б. предложено оценитьдостижения культуры России первой половины XIX в., выписать основные факторы, повлиявшие на ее развитие,составить таблицу: «главные произведения русской культуры, их авторы, стили и особенности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: