Задания для подготовки мини-лекций по темам внешняя политика второй четверти XIX в. и Культура России первой половины XIX в

 

Тема 1. Россия и Венская система международных отношений. (занятие на 40 минут)

Примерный план

1. Венский конгресс1814–1815 гг.: деятельность и итоги.

(участники, их позиции по важнейшим вопросам. Обсуждение польского и саксонского вопросов. Угроза создания антирусской коалиции. Заключительный акт Венского конгресса и создание новой политической системы в Европе).

2. Образование Священного союза, его идеологические источники и цель. Конгрессы Священного союза (Аахенский, Троппау-Лейбахский, Веронский) и его деятельность в 1815–1825 гг.

3. Россия и Европа в 30–40-е гг. ХIХ в. Позиция Николая I по отношению к европейским революциям. Интервенция в Венгрию.

 

Тема 2. Восточный вопрос во внешней политике Николая I (занятие на 20 минут)

Примерный план

1) Греческий вопрос в дипломатических шагах России в 1826–1828 гг.Мероприятия по решению греческого вопроса: русско-английский Петербургский протокол, Аккерманская русско-турецкая конвенция, Лондонская конвенция 1827 г. Наваринское сражение.

2) Русско-турецкая война 1828–1829 гг. Адрианопольский мирный договор.

3) Политика России на Ближнем Востоке в 1830–1840-е гг. и проблема режима черноморских проливов. Ближневосточная миссия Н. Н. Муравьева. Ункяр-Искелесийский союзный договор России и Турции 1833 г. Второй турецко-египетский конфликт и изменение ближневосточной программы России. Лондонские конвенции по восточному вопросу 1840–1841 гг.

4) Люди и судьбы в истории борьбы России за Кавказ: А. С. Грибоедов.

 

Тема 3. Средняя Азия и Дальний Восток во внешней политике России второй четверти ХIХ в. (занятие на 20 минут)

Примерный план

1) Среднеазиатское направление внешней политики России.

2) Русско-американские отношения

3) Китай и Япония во внешней политике России.

 

Тема 4. Крымская (Восточная) война 1853–1856 гг. (занятие на 40 минут)

Примерный план

1. Международное положение России накануне войны. Предпосылки конфликта. Соотношение сил. Повод к войне и ее начало. Синопская битва.

2. Высадка англо-французского десанта в Крыму. Битва при Альме. Оборона Севастополя. Военные неудачи на Крымском театре.

3. Военные действия на Кавказском, Дунайском, Балтийском театрах войны,на Камчатке.

4. Парижский конгресс. Причины и последствия "крымской катастрофы".

5. Крымская война «в лицах» (М. Д. Горчаков,В. Корнилов, В. Истомин, П. Нахимов, Э. Тотлебен).

6. Крымская война 1853–1856 гг. в источниках личного происхождения(«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого: образ войны в художественной литературе и в документальной публицистике; «Севастопольские письма» Н. И. Пирогова: образ войны)

7. Историографические оценки Крымской войны и ее последствий.

 

Тема 5.Кавказская война 1817–1864 гг.(занятие на 40 минут)

Примерный план

1. Народы Кавказа в первой половине XIX в. Геополитические и идеологические причины Кавказской войны

2. Военные действия в 1820-е гг. А. П. Ермолов;

3. Складывание идеологии и государства мюридов.

4. Имам Шамиль и военные действия в 30-50-е гг. XIX в. Командующие Кавказским корпусом (армией) И. Ф. Паскевич, М. С. Воронцов, А. И. Барятинский.

5. Русская администрация в крае. Итоги войны

 

Обратить внимание на: особенности конфликта, основные характеристики политики России на Северном Кавказе, этапы завоевания Кавказа и его методы.

 

Рекомендации для всех докладов

1. Использование презентаций, читабельных карт

2. Докладчикам: обратить внимание на понятия и термины «восточный вопрос», «венская система», «крымская система», «мюридизм», «имамат», «наиб», «шариат», «газават» и др.

3. В качестве задания аудитории м.б. предложено оцените результаты внешней политики Николая I к 1853 г. Составьте таблицу: «Территориальные изменения границ Российской империи в 1825–1853 гг.»

4. Изучение внешнеполитического курса Российской империи во второй четверти века может завершиться заданием на составление ложных/истинных высказываний, которые подготавливаются студентами в малых группах. Каждая малая группа выбирает свою проблему и составляет по 5–7 тезисов, которые можно оценить как ложные, истинные или вызывающие сомнение в какой-либо своей составляющей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: