Цели и структура дисциплины. Понятие опасности, классификация опасностей

Электронный курс лекций

Для студентов всех специальностей

 

 

 

 

 

Минск 2014

УДК [355.58+614.8.084](034.2)

ББК 68.69я34

З-40

 

Авторы:

Г. А. Чернушевич, В. В. Перетрухин, А. К. Гармаза,

Ю. С. Радченко, В. Н. Босак

Рецензенты:

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой

безопасности жизнедеятельности Белорусского государственного

аграрного технического университета Л. В. Мисун;

 

кандидат технических наук, доцент кафедры технологии

неорганических веществ и общей химической

технологии БГТУ А. Ф. Минаковский

 

  З-40 Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность: электронный курс лекций для студентов всех специальностей / Г. А. Чернушевич [и др.]. – Минск: БГТУ, 2014. – 261 с.

 

Электронный курс лекций разработан в соответствии с программой дисциплины «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность». Рассмотрены чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь, назначение государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее задачи и способы защиты населения. Приведены основные данные о радиоактивных излучениях, взаимодействии излучений с веществом, основы биологического действия ионизирующей радиации на организм человека, радиологические и медицинские последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

УДК [355.58+614.8.084](034.2)

ББК 68.69я34

 

 

© УО «Белорусский государственный

 
технологический университет», 2014

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности не снижается. Эти сферы деятельности являются составной частью национальной безопасности, непосредственно влияющими на устойчивое развитие и международный престиж страны. Поэтому постоянно совершенствуется и претерпевает существенные изменения существующая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС), которая является весомым фактором обеспечения стабильности государства.

Приемлемый уровень безопасности и качества жизни населения базируется на основополагающих ценностях: признании на всех уровнях власти и управления абсолютного приоритета человеческой жизни, закреплении прав гражданина в области обеспечения безопасности и формирования правовых механизмов регулирования взаимоотношений между личностью, властью и обществом. Кроме того, предполагается полная осведомленность населения о потенциальных опасностях и систематическая подготовка его к действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного экологического и биолого-социального характера.

В любом государстве общество вынуждено отвечать на вопросы, о том какой уровень безопасности может считаться приемлемым, как достичь минимума ущерба или максимума выгод при ограниченных ресурсах, выделенных на устранение различных бедствий.

Принципы достаточной безопасности и приемлемого риска, дополненные социально-экономическими факторами, должны являться основой программ в области безопасности жизнедеятельности. Их реализация на современном этапе требует применения адекватных экономико-математических моделей, отражающих сущность социально-экономических, производственно-хозяйственных, гуманистических явлений, объединенных в единый класс систем защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, экологического и биолого-социального характера.

В таких условиях одной из основных задач, стоящих перед системой образования, является необходимость подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем знаний в области защиты населения и радиационной безопасности.

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ и природной среды РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1. Цели и структура дисциплины. Понятие опасности, классификация опасностей.

1.2. Источники опасности для человека, объектов и природной среды Республики Беларусь.

Цели и структура дисциплины. Понятие опасности, классификация опасностей

Современный человек живет в мире опасностей – природных, техногенных, антропогенных, экологических, социальных и др.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасность имеет потенциальный, или скрытый, характер, который проявляется лишь при определенных условиях, причиняя вред здоровью человека. Опасность есть следствие действия некоторых факторов.

Приведем примеры. Опасность ошпариться кипятком всегда связана с какой-то неосторожностью, невнимательностью самого пострадавшего или окружающих.

Опасность падения при езде на велосипеде зависит от опыта, умений велосипедиста или каких-то других причин.

Большинство несчастий связано с незнанием, некомпетентностью.

Понятие «опасность» употребляется по отношению к живым и неодушевленным предметам. Мы будем говорить лишь об опасностях, угрожающих человеку. Человек – часть природы, и в самой природе скрыты опасности, от которых страдает человек.

Природные опасности: землетрясения, вулканы, наводнения, грозы и другие опасности – вызывали у древних людей панический ужас, т. к. они разоряли их жилища, вызывали гибель целых племен. Со временем человек понял сущность этих явлений, но они не перестали представлять опасность. В настоящее время мы постоянно получаем информацию о гибели людей в результате оползней, циклонов, паводков, цунами.

Цивилизация породила новый вид опасностей – техногенные. Первые машины, электрический ток, автомобили, самолеты и многие другие технические достижения наряду с благами принесли с собой новые, ранее невиданные опасности. Аварии, пожары, катастрофы стали причиной массовой гибели людей, появления большого числа инвалидов.

Да и сам человек нередко является источником опасности. Допуская ошибки, не справляясь иногда со своими функциями, люди становятся источником антропогенных опасностей. Защищаясь от опасностей, человек сам стал опасностью.

В последние годы человечество озабочено нарушениями природных систем, вызванных деятельностью человека. Ученые предрекают экологическую катастрофу, если люди не изменят своего отношения к Природе. Глобальные загрязнения атмосферы, воды, почв, истребление лесов – все это экологические опасности, угрожающие не только отдельным людям, но и всему человечеству.

Наконец, отношения между людьми в обществе тоже небезопасны. Политические конфликты, война, алкоголизм, наркомания, драки, убийства – это опасные пороки, недостойные звания Homo Sapiens. Эти опасности называются социальными.

Итак, мы выделили 5 групп опасностей по природе происхождения: природные, техногенные, антропогенные, экологические и социальные.

Классификация опасностей по другим признакам:

1) по времени проявления отрицательных последствий – импульсивные и кумулятивные;

2) локализации – связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;

3) вызываемым последствиям – утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д.;

4) моменту возникновения – прогнозируемые, спонтанные;

5) длительности действия – постоянные, переменные, периодические, кратковременные;

6) приносимому ущербу – социальный, технический, экологический и экономический;

7) объектам негативного воздействия – действующие на человека, действующие на природную среду, действующие на материальные ресурсы, комплексного воздействия;

8) численности людей, подверженных опасному воздействию – личные, групповые (коллективные), массовые;

9) размерам зоны воздействия – локальные, региональные, межрегиональные, глобальные;

10) способности человека идентифицировать опасности органами чувств – ощутимые, неощутимые.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в аксиоме: любая деятельность потенциально опасна.

Аксиома определяет то, что действия человека и компоненты среды обитания, прежде всего техника и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, идущего вдоль дороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведшей к потере здоровья или к летальному исходу человека, материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность.

При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все», т. е. все живое и неживое может быть источником опасности и подвергаться опасности.

Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

По признаку непосредственного воздействия на организм человека опасности делятся на 4 группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

К физическим относятся электрический ток, шум, вибрация, механические воздействия, электромагнитные излучения и другие, оказывающие сложное отрицательное воздействие на человека.

Химические опасности, оказывающие токсическое, сенсибилизирующее, канцерогенное и другие воздействия, представлены различными химическими веществами.

Биологические опасности, объединяющие микро- и макроорганизмы, могут быть причиной разных заболеваний и травм.

Особую группу образуют психофизиологические опасности, вызывающие нервное перенапряжение организма в целом и отдельных анализаторов.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на три группы: 1) активные; 2) пассивно-активные; 3) пассивные.

Активные опасности могут оказать непосредственное воздействие на человека за счет заключенных в них энергетических ресурсов.

Пассивно-активные –опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек или оборудование. Это – острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек и машины в процессе деятельности, уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями (малый коэффициент трения). Проявляются эти опасности в таких явлениях, как ранение и падение людей, опрокидывание машины и т. п.

К пассивным относятся опасности, проявляющиеся опосредованно. К ним относятся опасные свойства, связанные с коррозией металлов, накипью, недостаточной прочностью конструкций, повышенными нагрузками на механизмы и машины, использованием давления и т. п. Формой проявления этих опасностей являются разрушения, взрывы и другие виды аварий.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.

Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, из-за которых опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т. д.

Триада «опасностьпричины – нежелательные следствия» – это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие).

Приведем несколько примеров.

Яд (опасность) – ошибка провизора (причина) – отравление (нежелательное последствие).

Электроток – короткое замыкание – ожог.

Жажда – посадка самолета в пустыне – обезвоживание организма.

Алкоголь – употребление чрезмерного количества – смерть.

Отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько она им знакома. Например, люди мало знают об облучении, связанном с радоном, или о неоправданно больших дозах облучения при рентгеновских обследованиях и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: