Засада (1 – естественные препятствия или мины, 2 – преграда/барьер (заграждение), 3- группа огневой поддержки, 4 – атакующая группа, 5 – группа боевого охранения)
• В Афганистане также была испытана примитивная форма «разведывательно-огневого комплекса» (РОК). Тогда речь шла прежде всего о том, чтобы управлять и координировать действия артиллерии, авиации и наземных сил для уничтожения формирований или мест концентрации повстанцев.
Организация наблюдения и взаимодействия с артиллерией
(1- наблюдательный пункт командира артиллерийской батареи, 2 – наблюдательный пункт войск спецназначения, 3 – наблюдательный пункт командира боевого подразделения, 4 – пункт координации наблюдения (на вражеской территории), 5 – командный пункт боевого подразделения, 6 – артиллерийское подразделение).
Вначале (до 1983 года) основная задача состояла, прежде всего, в координации и управлении огнем артиллерии и боевыми вертолетами в рамках больших наземных операций обычного типа. Позже, начиная с конца 1983 года, советские войска стремились все больше сражаться с моджахедами только путем огневого подавления. Спецназу и разведке, следовательно, были поставлены задачи обнаружения и идентификации целей для артиллерии, самолетов-штурмовиков Су-25 (по классификации НАТО – FROGFOOT), транспортных самолетов Ан-12, вооруженных бомбами, а также тактических ракет SCUD.
Эвакуация
После операции все члены группы должны были собраться в точке сбора. Если это было невозможно, каждый должен был возвращаться к своим в одиночку.
Эвакуация (эксфильтрация) осуществлялась пешком или соединением с дружескими войсками в ходе их наступления. Если целью операции был захват пленных или если в группе были раненые, мог также применяться вывоз вертолетом.
В Афганистане были испытаны - и использованы – специальные парашюты для прыжков с горных склонов, чтобы спускаться с гор.
Заключение
Войска специального назначения как западных стран, так и восточных, изначально планировались для действий в контексте войны в Европе. Однако с развитием региональных конфликтов после окончания Холодной войны и с ростом нежелания западных стран привлекать многочисленные войска к урегулированию этих конфликтов, войска спецназначения в полной мере сохраняют свое значение. Их универсальность и их профессионализм делают из них сравнительно не дорогостоящие силы с большой стратегической эффективностью для всех видов конфликтов:
• Тайные операции против государств, организаций или объектов, угрожающих международной безопасности (например, разрушение заводов по производству химического или ядерного оружия в Третьем мире).
• Операции по спасению заложников (Ливан) или военнопленных (Афганистан, Ангола, и т.д.) в странах Третьего мира.
• Тайные операции для уничтожения тоталитарных режимов и подготовка повстанцев.
• Участие в операциях по борьбе с производителями наркотиков (при необходимости в сотрудничестве с западными странами).
• Борьба с международным терроризмом.
Этот список далеко не исчерпывающий и показывает различные возможности применения войск специального назначения в зависимости от новых ситуаций и новых проблем. Он иллюстрирует значение войск специального назначения в будущем, особенно в контексте разрядки и международной безопасности. В ходе конфликтов в Персидском заливе (1989-90), на Балканах (1992-2001) и в Афганистане (после 2001) войска спецназначения систематически оказывались первыми развернутыми в месте конфликта силами. Сведения, которые они могут собирать скрытно (т.е., избегая контакта с противником) являются фактором, во много раз увеличивающим результат действия и способствующим избеганию смертельных ошибок на поле битвы.
Роль и возможности войск спецназначения Варшавского договора сильно преувеличивались на Западе. На самом деле по своим возможностям это были войска для разведки и действий в стиле «коммандос». После падения Берлинской стены войска спецназначения Востока и Запада начали сотрудничество в сферах обучения и боевой подготовки, прежде всего, для развития их возможностей в области противоповстанческой борьбы. Их совпадающие интересы, в первую очередь, в борьбе с терроризмом, с наркоторговлей, контрабандой, торговлей людьми и прочей подобной преступной деятельностью способствуют дальнейшему развитию этого сотрудничества.
Приложение 1.