Общая характеристика работы. диссертации на соискание ученой степени

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

Москва – 2010


Работа выполнена в лаборатории психологии личности

Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН

 

Научный руководитель: доктор психологических наук

Харламенкова Наталья Евгеньевна

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

профессор

Нартова-Бочавер Софья Кимовна

 

 

кандидат психологических наук

Ребеко Татьяна Анатольевна

 

Ведущая организация: Московский педагогический

государственный университет

кафедра психологии

 

Защита состоится «3» июня 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 при Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН (129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1).

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН.

 

Автореферат разослан «» апреля 2010 года.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук Никитина Е.А.

 

 


Общая характеристика работы

 

Актуальность исследования. Социальные изменения, которые произошли
в последние десятилетия, поставили человека перед сложнейшим экзистенциальным выбором, привели к возникновению устойчивого интереса к активной, инициативной, независимой, самостоятельной личности, способной адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам. В то же время дискуссионным остается вопрос
о природе такого рода поведения, обусловленности его внешними либо внутренними факторами.

Начало исследований внутренней независимости личности было положено философами, работы которых посвящены тематике свободы воли (Б. Спиноза,
И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте и др.). Они подчеркивали важность для эмпирически свободного человека познания, мышления, деятельности, рефлексии, выхода за границы «Я», нравственности. Развитие этих идей можно найти в философии экзистенциализма (С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю)
и у представителей русской философской школы (Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев,
Н.О. Лосский, С.Л. Франк, С.А. Левицкий).

Психологические исследования по данной проблеме, продолжив философскую традицию, сконцентрировались в большей мере на таких особенностях внутренне независимой личности, как характер, мотивы, потребности, идентичность, а также на взаимосвязи становления данного качества личности с особенностями взаимоотношения человека с родителями на разных стадиях онтогенеза (З. Фрейд,
Э. Эриксон, Э. Берн, М. Эйнсворт, М. Малер, Б. Уайнхолд и Д. Уайнхолд, Э. Дэси
и Р. Райан, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, С.К. Нартова-Бочавер, Н.Е. Харламенкова и др.).

На основе анализа взглядов на проблему внутренней независимости личности в отечественной и зарубежной психологии, автор формулирует следующее пониманиеэтогофеномена: внутренняя независимость – эмпирическая свобода (чувство личной ответственности, умение управлять собой, способность делать осознанный самостоятельный, независимый выбор), которая организует автономность
и целостность жизненного пути личности как субъекта жизнедеятельности.

Говоря об исследованиях независимости женщины, следует отметить, что они,
в основном, проводились в контексте взаимоотношения женщины и общества,
в рамках теорий феминизма (Д. Митчелл, Д. Диннерстайн, Н. Чодороу, Ю. Кристева, Л. Иригарэй и др.) и делали акцент на внешних аспектах проявления независимости, равноправии мужчин и женщин. В то же время вопрос внутренней независимости женщин остается до сих пор мало изученным.

Актуальность изучения проблемы внутренней независимости женщины состоит в том, что на современном этапе развития науки одним из ведущих методологических принципов в психологии является принцип субъекта, в соответствии с которым человек рассматривается на высшем уровне активности, творчества
и инициативности. «Желание сохранить свою независимость, автономию, – считает К.А. Абульханова-Славская, – осуществляется социально адекватно не на путях выявления того "насколько" и "в чем" "я завишу или не завишу" от окружающих, а в осознании содержательных задач своей жизни, что является единственным условием для сохранения такой автономии» (Абульханова-Славская, 1991, с. 81). Гарантом же внутренней независимости, по ее мнению, выступает личностная зрелость. Целостность, интересность, значимость личности прежде всего для самой себя, а уж потом для других, является показателем сформированности социальной активности человека, его готовности к социальным взаимодействиям.

Путь личностного роста мужчины априори направлен на развитие автономии
и активности, тогда как развитие женщины идет по другому пути. Современные условия социального развития позволяют женщине стать более независимой в своих решениях, следовательно, необходимо изучить ее психологический статус. Человек, без нужды ограничивающий свою свободу действий, отказывающийся применять свои способности, демонстрирует свою несамостоятельность, беспомощность. По мнению немецкого психолога Уте Эрхардт, «многие женщины полагают – более или менее осознанно, – что непоколебимая уверенность в себе противостоит готовности других предоставить тебе защиту. Они опасаются поплатиться за свою самостоятельность потерей близости, доверия, интимности и чувства защищенности, поэтому стремятся скорее к зависимости, чем к уверенности в собственных силах. Но в действительности верно обратное: независимые, уверенные в себе люди способны сами управлять своей жизнью. Когда же им нужна поддержка, окружающие охотно ее обеспечивают, потому что знают: их помощью не будут злоупотреблять» (Эрхардт, 2003, с. 17).

Кроме того, в наше время особенно остро стоит проблема как зависимого, так и созависимого поведения. Известно, что женщине тяжелее, чем мужчине, преодолеть аддикцию. Только сосредоточившись на психологических бедствиях внутри себя, узнавая больше о своем внутреннем "Я", личность постепенно вырабатывает чувство господства над силами, которые мешают чувствовать себя свободным, овладевает способами сознательного управления своим поведением. Именно поэтому возникает необходимость исследования здоровой личности женщины, обладающей внутренней независимостью.

Цель исследования:

Теоретически обосновать и эмпирически исследовать психологические особенности внутренне независимой женщины периода молодости и зрелости.

Объект исследования: личность женщины периода молодости и зрелости.

Предмет исследования: психологические особенности потребностной сферы, личностной идентичности, полоролевой идентичности и жизненной позиции внутренне независимой женщины периода молодости и зрелости.

Теоретическая гипотеза: Личностными характеристиками внутренне независимой женщины являются: зрелость личностной идентичности, интегрированность полоролевой идентичности, реализация потребности в автономии, активность жизненной позиции; эти характеристики специфичны для молодого и зрелого возраста.

На основе теоретической гипотезы формулируются следующие исследовательские гипотезы:

1. Внутренняя независимость женщины сопряжена со степенью зрелости личностной идентичности.

2. Существует связь между внутренней независимостью женщины и ее полоролевой идентичностью.

3. Существуют различия в интегрированности полоролевой идентичности между внутренне независимыми женщинами молодого и зрелого возраста.

4. Внутренняя независимость женщины сопряжена с реализацией потребности
в автономии.

5. Существуют различия в реализации потребности в автономии между внутренне независимыми женщинами молодого и зрелого возраста.

6. Внутренняя независимость женщины связана с активностью ее жизненной позиции, особенностями целеполагания, уровнем внутренней и внешней конфликтности.

7. Существуют различия в способности управлять событиями своей жизни, влиять на их ход посредством рефлексивного анализа ситуации и своего места в ней между внутренне независимыми женщинами молодого и зрелого возраста.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были сформулированы следующие задачи:

1) Теоретические:

· провести категориальный анализ понятий «свобода», «независимость», «автономия», «суверенность», «внутренняя независимость»;

· изучить взгляды на проблему становления внутренней независимости личности;

· проанализировать психологические особенности развития личности женщины в онтогенезе и установить психологические предпосылки становления ее внутренней независимости.

2) Методические:

· выбрать измерительные процедуры для диагностики внутренней независимости личности женщины, ее потребностной сферы, личностной идентичности, полоролевой идентичности и жизненной позиции;

· провести статистическую обработку результатов исследования с целью проверки исследовательских гипотез.

3) Эмпирические:

· выявить наличие/отсутствие связи между внутренней независимостью женщины и степенью зрелости личностной идентичности;

· определить характер связи между внутренней независимостью женщины и ее полоролевой идентичностью;

· исследовать различия в интегрированности полоролевой идентичности между внутренне независимыми женщинами молодого и зрелого возраста;

· проверить наличие/отсутствие связи между внутренней независимостью женщины и реализацией потребности в автономии;

· изучить различия в степени реализации потребности в автономии между внутренне независимыми женщинами молодого и зрелого возраста;

· установить характер связи между внутренней независимостью женщины
и активностью ее жизненной позиции, особенностями целеполагания, уровнем внутренней и внешней конфликтности;

· выявить различия в способности управлять событиями своей жизни, влиять на их ход посредством рефлексивного анализа ситуации и своего места в ней между внутренне независимыми женщинами молодого и зрелого возраста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) теоретические – метод анализа научных текстов с целью разработки концептуальной схемы внутренней независимости женщины;

2) эмпирические – 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея; опросник личностной самоидентичности Э. Эриксона; тест измерения уровня самоактуализации Э. Шострома (в адаптации Н.Ф. Калиной); тест-шкала дисфункциональности (ШДФ) Д. Бернса (в модификации Н.Г. Милорадовой и А.Д. Ишкова).

3) метод качественного и количественного анализа данных;

4) интерпретационный метод.

Для обработки результатов исследования использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных STATISTICA 6.1: корреляционный анализ с использованием коэффициента rs Спирмена и непараметрический метод сравнительного статистического анализа с использованием U-критерия Манна-Уитни.

Достоверность результатов обеспечивается соответствующим выбором методов анализа результатов исследования, достаточно большим объемом выборки
(100 человек), сочетанием количественного и качественного методов исследования, обоснованным применением методов математической статистики.

Методологические принципы исследования: принцип развития
(С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анцыферова); субъектно-деятельностный подход
(С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков,
Е.А. Сергиенко); принцип целостного подхода к личности (Б.Г. Ананьев,
Л.И. Анцыферова).

Теоретической основой исследования явились: теория структурной организации сознания (С.Л. Рубинштейн); динамический подход к исследованию личности (Л.И. Анцыферова); аналитическая психология (К. Юнг); эпигенетическая теория личности (Э. Эриксон);теория отделения/индивидуации (М. Малер); теория самоактуализации личности (А. Маслоу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: