Этап изучения нового материала

МОУ «Школа №47 г. Донецка» Зубрицкая М. В.

План-конспект урока

Дата 06.11.17 Предмет «Биология»Класс 8 № урока 17

Тема урока: Лейкоциты, иммунитет.

Цель урока: ученики должны знать что такое иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.

Обучающая: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.

Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Тип урока: комбинированный

Форма организации урока: словесный

Дидактическое обеспечение урока: презентация

Ход урока.

1. Организационный этап: Здравствуйте ребята! Садитесь! Отметим отсутствующих.

Этап проверки домашнего задания

1. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (фагоцитоз).
2. Белые кровяные клетки (лейкоциты).
3. Жидкая часть крови (плазма).
4. Наследственное заболевание, выражающиеся в склонности к кровотечениям (гемофилия).
5. Сколько лейкоцитов содержится в 1 мм3 крови (6-8 тыс.).
6. Из чего состоит тромб? (из фибрина и застрявших клеток крови).

3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Сообщение темы урока "Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела."

Этап изучения нового материала.

Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда - это кожа и слизистые оболочки; вторая - иммунитет.
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Заражение и заболевание - разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание только в том случае, если организм ослаблен, точнее - ослаблена его защитная система.
Что такое иммунитет?
1) Способность организма (перешедшая по наследству или приобретенная в течение жизни) защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, инородных тел и веществ.

2) Способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность.


Клеточный и гуморальный иммунитет


Клеточный иммунитет заключается в фагоцитозе, а гуморальный – в выработке антител.
Антигены – бактерии, вирусы и их токсины, а также переродившиеся клетки организма.
Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.
Рассмотрим, какую роль играют лимфоциты в формировании иммунитета.
Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет.
В-лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет.



Виды иммунитета


Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Искусственный пассивный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Иммунная система
Объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток и веществ, поступающих или образующихся в организме.
Защитный барьер
Протекая по лимфатическим сосудам, лимфа проходит и через лимфатические узлы, где фильтруется и очищается от патогенов и чужеродных частиц. В лимфоузлах макрофаги (одна из форм лейкоцитов) поглощают и переваривают остатки погибших клеток и патогенов. Другой вид лейкоцитов — лимфоциты — вырабатывает антитела для уничтожения патогенов. Миндалины (скопления лимфатической ткани в области зева) захватывают патогенов, попавших в рот. Лимфоциты и макрофаги - это часть иммунной системы, являющейся самой надежной защитой организма от инфекций.
Вечная война
Болезнетворные микроорганизмы - микробы (патогены) - постоянно стремятся проникнуть в тело человека. Фагоциты и лимфоциты уничтожают попавших в тело микробов. Фагоциты захватывают их и поглощают, а лимфоциты вырабатывают антитела -химические киллеры. Антитела связывают микробов, после чего фагоциты могут их захватить и поглотить. Лимфоциты «запоминают» микроб, с которым они сталкивались, и на повторное его вторжение реагируют еще быстрее.
Кровяные пластинки тромбоциты участвуют в свертывании крови и заживлении кровеносных сосудов. Они закрывают разрывы в поврежденных сосудах. Это не позволяет патогенам проникнуть в организм и защищает организм от потери крови.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: