Политическое и социально-экономическое развитие Южной Месопотамии в касситский период

В касситском периоде отмечается регулярное использование в военном деле и транспорте лошадей и мулов, применение в с/х комбинированного плуга – сеялки, создание сети дорог, активация внешней торговли, в экономике ощущается застой. Каситские роды контролировали территорию, следили за сбором налогов. Укрепляются сельские общины. Вместе с тем идет процесс обогащения касситской знати и создания крупного землевладения. Централизация при каситах несколько ослабла. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Нипур). Внешняя политика каситских царей отличалась достаточным размахом. Они владели всей нижней Месопотамией. Каситские цари совершали дальние походы в центральный и южный Иран и пытались закрепиться там. Так же с конца 15 в между Египтом и Вавилонией установились стабильные отношения. Каситские цари посылали в дар упряжки лошадей, колесницы. Для упрочнения связей касситы выдавали своих дочерей за египтян. При ослаблении Египта вавилонское правительство становится более требовательным. Требуют подарков, золота. Правление Бурна Буриаша II можно считать апогеем касситского могущества. Он захватил Аррапху, утвердился в Эламе. Однако после его правления началась череда войн Вавилона с усилившейся Ассирией, занявшая в общей сложности, где то 150 лет. Соответственно падает авторитет Вавилона во внешнем мире. Неожиданный и смертельный удар каситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти 12 века они совершили несколько набегов на Месопотамию и полностью оккупировали Вавилонию. Ими был свергнут последний царь из дома Гандаша, и касситская династия прекратила свое существование.

Несколько увеличивается значение таких архаических форм общественных структур, как родовые объединения и большие семьи, обозначаемые термином «биту» («дом») и возглавляемые «бэл бити» (господином дома). Касситские роды контролировали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественных повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины. Вместе с тем интенсивно идет процесс обогащения касситской родовой знати и создания крупного частного землевладения, отделяемого от общинного, что закрепляется царскими указами, удостоверяющими право собственности того или иного аристократа на пожалованную землю и освобождение от повинностей и налогов. Эти указы высекаются на особых межевых камнях — «кудурру».

Касситы восприняли высокую вавилонскую культуру, отождествляли касситских богов с вавилонскими, покровительствовали традиционным культам местопотамской религии. Так, Агум II в XVI в. до н. э. вернул на родину захваченные во время хеттского похода священные для Вавилона статуи Мардука и его супруги Царпанит и много сделал для реставрации и украшения их храмов. К XV в. до н. э. относится постройка храма в Уруке, к XIV в.— реставрация зиккуратов и храмов в Уре.

Централизация при касситах несколько ослабла, так как известной самостоятельностью пользовались главы касситских родов, управлявшие отдельными областями Вавилонии. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сиппар), не только освобожденные от всех налогов и повинностей, но даже имевшие свои собственные воинские контингенты. Снабженная иммунитетными грамотами касситская знать, со временем слившаяся с местной, вавилонской, и крупнейшие вавилонские храмы, из которых особое место принадлежало ниппурскому храму Энлиля, также располагали известным политическим влиянием.

С начала 16 века начинается правление каситской династии и так называемый Средневавилонский период. Внешняя политика каситских царей отличалась достаточным размахом, они владели всей нижней Месопотамией, страной кашшу, долиной среднего Ефрата. Каситские цари совершали походы в центральный и южный Иран. Выступив против Египта Караиндаш заставил Египтян пойти на мир с Митанни. С конца 15 века между Египтом и Вавилонией установились стабильные мирные отношения. Правление Бурна Буриаша 2 можно считать апогеем каситского могущества. Он захватил Аррапху, утвердился в Эламе и Южном Иране. После его правления начинается череда войн вавилона с Ассирией. Войны: они проходили с переменным успехом. Ассирийский царь Тукульти – нинурта 1 смог на время аннексировать Вавилонию «ты пишешь нам не как брат, а командуешь нами как своими рабами. – пишут из вавилона хеттскому царю хаттусили 3.» Неожиданный и смертельный удар каситской вавилонии нанесли эламиты. во второй четверти 12 века они совершили несколько набегов на месопотамию и полностью оккупировали вавилонию. Ими был свергнут последний царь из дома Гандаша и каситская династия прекратила свое существование.

Вавилония после господства касситской династии. В конце XIII в. до н. э. начинается экономический и политический упадок Вавилонии, которым воспользовались ее соседи: Ассирия и Элам.

Особенно опасными были вторжения эламитов. В середине XII в. до н. э. вся Вавилония была захвачена ими, ее города и храмы разграблены, а последний касситский царь вместе со знатными вавилонянами уведен в плен. Статуя верховного бога вавилонян Мардука тоже была увезена в Элам. Так закончилось четырехвековое господство касситской династии. Наместником Вавилонии был назначен эламский ставленник, и эламиты продолжали территориальные захваты в районе между Тигром, Диялой и Загросскими горами.

Инициатива борьбы против эламского господства перешла к городу Иссин, расположенному на западе Вавилонии. Страна стала постепенно набирать силы, и при Навуходоносоре I (1126—1105 гг. до н. э.) наступил ее, хотя и кратковременный, расцвет. Одержав победу над эламитами в битве около крепости Дер, вавилоняне вторглись в Элам и нанесли ему такой удар, что он после этого в течение трех веков (до 821 г. до н. э.) вообще не упоминается в источниках.

В середине XI в. до н. э. кочевые племена арамеев, обитавшие к западу от Евфрата, стали вторгаться в Вавилонию и Ассирию, которые объединились перед лицом общей опасности. К концу VIII в. до н. э. арамейским племенам удалось прочно утвердиться на западных и северных границах Вавилонии.

Начиная с IX в. до и. э. в течение нескольких веков в истории Вавилонии большую роль стали играть племена халдеев, говорившие на одном из диалектов арамейского языка.

Впервые халдеи упоминаются в 878 г. до н. э. в анналах ассирийского царя Ашшурнацирапала II. Они жили на берегу Персидского залива, в районе болот и озер вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата (так называемое Приморье). Известны шесть халдейских племен. В IX в. до н. э. халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и постепенно продвигались на север, одновременно воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию. Все халдейские племена вели полукочевой образ жизни и занимались скотоводством, рыболовством, а также земледелием. Они жили родами, под управлением своих вождей, которые стремились сохранить независимость как друг от друга, так и от ассирийцев, пытавшихся овладеть Южной Вавилонией.

Структура общества послекасситской Вавилонии пока остается малоизвестной.

Страна была разделена на 14 административных областей. Столицей государства с конца XII в. до н. э. опять стал Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часто дарили земельные владения своим приближенным и храмам. Существовала также земля, являвшаяся частной собственностью отдельных лиц.

 

Армия состояла из пехоты, конницы и колесничих. В войнах, которые Вавилония вела в XII — XI вв. до н. э., роль колесничих была особенно велика, и Навуходоносор I одержал свои победы прежде всего благодаря им.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: