Брак и семья в раннеродовой общине

С возникновением родовой организации и свойственной её дуальной экзогамии в первобытном обществе возник брак, т. е. особый институт, регулирующий отношения м/д полами. Одновременно, а по другой точке зрения несколько позже, возник институт семьи, регулирующий отношения как м/д супругами, так и между родителя и детьми. Вопрос о начальной форме брака пока ещё не может быть решён вполне однозначно. По данным этнологии и отчасти археологии допускают две его основные трактовки. Первая: исходной формой был групповой брак, лишь позднее сменившийся различными формами индивидуального брака и индивидуальной семьи. Вторая: с самого начала сущ-ли индивидуальный брак и индивидуальная семья, которые в своём развитии принимали различные формы.

Начало первому решению было положено Л.Г. Морганом. Он наметил пять последовательно сменявших друг друга форм семьи: кровнородственная(брачная общность м/ж всеми лицами одного поколения), пуналуальная(также общность с исключ., из неё сиблингов-родных братьев и сестёр), парная (непрочные и лишённые эконом., основы соединения 2 супругов), промежуточно патриархальна (семья с выраженной властью мужа), моногамная (прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственика). Две первые формы были основаны на групповом браке, а остальные – на индивидуальном.

Существуют два типа систем родства: классификационные и описательные, хоты ни те, ни другие не выражены в чистом виде. В описательных системах, характерных для классовых обществ, имеются термины для отдельных родственников – «отец», «мать», «сын», «дочь». В классификационных системах, характерных для ПО, одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определённых возвратных и брачных классов, или категорий.

Доказательство группового брака усматривается в некоторых чертах брачной общности, этнологически фиксируемым на стадии раннеродовой общины. В частности они обнаружены у аборигенов Австралии с их системой так называемых брачных классов. У аборигенов Австралии имеются и др., черты брачной общности, в частности, обычай «пирауру», дающий как мужчинам, так и женщинам право на несколько «дополнительных» жён и мужей. Сходные брачные обычаи сущ-ли и у др., племён на этой стадии.

Большая часть учёных считают концепцию первичности группового брака несостоятельной. Они исходят из того, что даже у наиболее отставших в своём развитии низших охотников, рыболовов собирателей обнаружены парный брак и семья. Археологически на этой стадии также достаточно широко фиксируются небольшие одноочажные жилища.

Л. Файсон понимал групповой брак не как сочетание всеобщего многожёнства и многомужества в двух взаимобрачных группах, а как право-обязанность этих групп поставлять друг другу фактических супругов, совместная жизнь которых могла более или менее длительной. Спор идёт не только о фактической, сколько о понятийно-терминологической стороне дела. Если групповой брак существовал лишь в потенции, то его проявлениями можно было бы считать всякую эндогамию – локальную, кастовую, даже этническую. Видимо групповой брак – это миф.

Предметом споров остаётся также вопрос о локализации первоначального брака. Современные сторонники идей первичности группового брака считают, что он был дислокальным, т. е. супруги не селились вместе, а оставались жить в своих группах, эпизодически встречаясь. Ещё шире распространены различные обычаи обособления мужчин и женщин. Сторонники идеи первичности парного брака рассматривают его как унилокальной ведущий к совместному поселению супругов. И образованию ими семьи.

У низших охотников и др., наряду с матрилокальным или уксорилокальным и даже патрилокальным или вирилолокальныйбрак. от суда не редко делаю вывод, что матрилокальность и патрилокальность возникли паралельно. В условиях бродячего мезолитического хозяиства, увиличивавшего роль охотника- мужчины. Семёновым показано, что при исходной матрилокальности с началом трудового распределения имели место два основных варианта развития зачаточных семейных ячеек, состоявших из женщины с её детьми и охотника-мужчины. В одних случаях брат женщины, и возникала ячейка, называемая большой материнской семьёй. В других случаях им оказывался муж женщины, и возникла парная семья. Бывало что при этом матрилокальность переплеталась с патрилокальностью, приходя к амбилокальности или к дуолокальности.

Правила регулировали заключение брака: экзогамия. Для обществ низших охотников и др., характерна дуально-фратриальная экзогамия в форме так называемого, или кросскузенного, брака. Мужчины женились на своих двоюродных сестрах. Фактически в брак вступали не только двоюродные, но и троюродные, четвероюродные и т. д. братья и сестры. Экзогамия при этом не нарушалась. Ведь при унилинейном счёте родства мужчины и женщины этих двух взаимобрачных групп вообще не считались сородичами.

В некоторых обществах возникли иные разновидности кросскузенных браков - односторонние, при которых несколько групп как бы по кольцу поставляли брачных партнёров друг другу.

В то же время существовали механизмы для предотвращения половых, а тем более брачных связей м/д людьми, не принадлежавших к кругу понтециальных мужей и жён. Важнейшим из них был обычай избегания м/д такими лицами: запрещение разговаривать, приближаться друг к другу и т.п. У аборигенов Австралии наблюдалось некоторое избегание м/д братом и сестрой и очень ярко выраженное – м/д зятем и тёщей.

Особенностью парного брака была его известная аморфность и недолговечность соединения в нём супругов, а основанной на нём парной семьи – крайняя слабость в ней внутренних экономических связей. Сама парность этого брака была относительной т. к широко совмещалась с «дополнительными браками». Практиковалась полигиния, в том числе в форме сорората – брака с несколькими сестрами, а в дальнейшем развитии – с сестрой умершей жены, и левирата – сожительство с женой умершего брата. Бытовала и полиандрия (многомужество). Допускались добрачные и внебрачные связи первое гетеризм, второе гостеприимный гетеризм. Вступление в драк не закреплялось какими либо или по крайней мере сколь-нибудь сложными обрядами.

В процессе межполового разделения труда супруги в той или иной мере обменивались хозяйственной деятельностью. Могло сущ-ть общесемейное хоз-во. Семья выполняли функцию социализации детей, заботу о них проявляла не только мать, но и отец. Семья не составляла самостоятельной, противостоящей общинной ячейки. Имущество наследовалось. Дети воспитывались близкой роднёй.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: