Как ребенок обретает самостоятельность

Что мешает нашим детям быть самостоятельными?

Н. БУКИНА, психолог,

кандидат педагогических наук, доцент,

Институт образования взрослых РАО, Санкт-Петербург

Человек как личность формируется в основном уже к 5-6 годам, но развиваться и совершенствоваться можно до глубокой старости. Главное — желание изменяться и уверенность в своих силах, а фундамент такого позитивного, созидательного отношения к жизни закладывается в раннем детстве. Лучшее, что могут сделать родители для своих детей, — помочь им поверить в свои силы, постоянно расширять область их реальной, практической самостоятельности и ответственности, подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми.

Успешность ребенка в разных видах де­ятельности во многом зависит от уме­ния действовать самостоятельно, од­нако именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родите­лей. Лишь отдав ребенка в детский сад, они с удивлением обнаруживают, что их «оча­ровательный зайка» отстает от сверстни­ков, и начинают вместе с воспитателем предпринимать решительные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Действительно, одни малыши, оказав­шись в детском саду, самостоятельно едят, одеваются, легко находят общий язык со сверстниками. С другими возникает масса проблем, потому что прежде каждый мо­мент их жизни: одевание, кормление, про­гулку и даже игры с детьми — обеспечива­ли взрослые. У таких детей нет достаточного опыта самостоятельной деятельности, вот и приходится воспитателям учить их элементарным навыкам самообслужива­ния и общения.

 

Как ребенок обретает самостоятельность

Однако все окажется не так просто, если рассматривать самостоятельность как лич­ностную характеристику ребенка. Ведь каждый человек — это особый мир впечат­лений, чувств, переживаний. Каждый ребе­нок — неповторимая личность! А всегда ли мы, родители, чувствуем это? Всегда ли признаем право ребенка действовать неза­висимо от нас — ну хотя бы в некотором смысле? Если взрослые уверены, что должны во всем руководить поведением несмышленого младенца, а затем глупого еще (по их мнению) малыша, то проблема развития самостоятельности вряд ли смо­жет их взволновать. По крайней мере сего­дня. А завтра?..

Итак, в семье растет малыш. Как хочется родителям, чтобы он стал успешным и сча­стливым! С самого раннего возраста они прилагают все усилия, чтобы развить его способности. Другой вопрос: всегда ли родители добиваются желаемого?

Само слово способность показывает, что речь идет не столько о приобретении некоего качества, сколько об освоении оп­ределенного способа действия.

 

Следует отметить:

  • во-первых, разные способы действий (и, следовательно, спо­собности) появляются (точнее, формиру­ются) у ребенка исключительно в процессе его собственной активной деятельнос­ти;
  • во-вторых, от природы все дети до­статочно активны, но степень их актив­ности разная, что зависит от темперамента, состояния здоровья, настроения и т.п.

Торможение активности у малыша все­гда имеет определенные причины: плохое самочувствие, физические трудности, не­совпадение его желаний с тем, чего хотят (требуют) от него взрослые, и т.п. Иначе говоря, лень маленького ребенка — это не «плохое поведение», а неестественное состояния организма.Это реакция торможе­ния на отсутствие природосообразных ус­ловий жизни.

Постоянно повторяющаяся реакция мо­жет впоследствии стать привычкой и пре­вратиться в устойчивую характеристику личности. Заметим, зачастую лень прояв­ляется не вообще, а в отношении опреде­ленной, нежелательной для человека деятельности, например в учебе или в работе. Зато в другой деятельности этот же чело­век может быть очень энергичным. Ведь неслучайно отпетые двоечники нередко са­мые активные хулиганы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: