Что мешает нашим детям быть самостоятельными?
Н. БУКИНА, психолог,
кандидат педагогических наук, доцент,
Институт образования взрослых РАО, Санкт-Петербург
Человек как личность формируется в основном уже к 5-6 годам, но развиваться и совершенствоваться можно до глубокой старости. Главное — желание изменяться и уверенность в своих силах, а фундамент такого позитивного, созидательного отношения к жизни закладывается в раннем детстве. Лучшее, что могут сделать родители для своих детей, — помочь им поверить в свои силы, постоянно расширять область их реальной, практической самостоятельности и ответственности, подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми.
Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, однако именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в детский сад, они с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный зайка» отстает от сверстников, и начинают вместе с воспитателем предпринимать решительные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.
|
|
Действительно, одни малыши, оказавшись в детском саду, самостоятельно едят, одеваются, легко находят общий язык со сверстниками. С другими возникает масса проблем, потому что прежде каждый момент их жизни: одевание, кормление, прогулку и даже игры с детьми — обеспечивали взрослые. У таких детей нет достаточного опыта самостоятельной деятельности, вот и приходится воспитателям учить их элементарным навыкам самообслуживания и общения.
Как ребенок обретает самостоятельность
Однако все окажется не так просто, если рассматривать самостоятельность как личностную характеристику ребенка. Ведь каждый человек — это особый мир впечатлений, чувств, переживаний. Каждый ребенок — неповторимая личность! А всегда ли мы, родители, чувствуем это? Всегда ли признаем право ребенка действовать независимо от нас — ну хотя бы в некотором смысле? Если взрослые уверены, что должны во всем руководить поведением несмышленого младенца, а затем глупого еще (по их мнению) малыша, то проблема развития самостоятельности вряд ли сможет их взволновать. По крайней мере сегодня. А завтра?..
Итак, в семье растет малыш. Как хочется родителям, чтобы он стал успешным и счастливым! С самого раннего возраста они прилагают все усилия, чтобы развить его способности. Другой вопрос: всегда ли родители добиваются желаемого?
Само слово способность показывает, что речь идет не столько о приобретении некоего качества, сколько об освоении определенного способа действия.
|
|
Следует отметить:
- во-первых, разные способы действий (и, следовательно, способности) появляются (точнее, формируются) у ребенка исключительно в процессе его собственной активной деятельности;
- во-вторых, от природы все дети достаточно активны, но степень их активности разная, что зависит от темперамента, состояния здоровья, настроения и т.п.
Торможение активности у малыша всегда имеет определенные причины: плохое самочувствие, физические трудности, несовпадение его желаний с тем, чего хотят (требуют) от него взрослые, и т.п. Иначе говоря, лень маленького ребенка — это не «плохое поведение», а неестественное состояния организма.Это реакция торможения на отсутствие природосообразных условий жизни.
Постоянно повторяющаяся реакция может впоследствии стать привычкой и превратиться в устойчивую характеристику личности. Заметим, зачастую лень проявляется не вообще, а в отношении определенной, нежелательной для человека деятельности, например в учебе или в работе. Зато в другой деятельности этот же человек может быть очень энергичным. Ведь неслучайно отпетые двоечники нередко самые активные хулиганы.