ЧЖАН LXX Знание - трудно

1 Мои слова очень легко понять

И очень легко исполнить.

Но никто в мире не может их понять,

Не может их исполнить.

5 Мои слова имеют предка.

Мои дела имеют государя.

И оттого, что люди этого не понимают,

Они не понимают и меня.

И если тех, кто понимает меня, мало,

10 Значит, во мне есть что ценить.

Вот почему «премудрый ходит в рубище,

Но хранит яшму у груди».(1)

 

Ч.70

Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять ине могут осуществить. В словах имеется начало, в делах есть главное.Поскольку люди их не знают, то они не знают и меня. Когда меня мало знают, тогда я дорог. Поэтому совершенномудрый подобен тому, кто одевается в грубые ткани, а при себе держит яшму.

1. Последнюю строку Ван Би поясняет в следующих словах: «Ходить в рубище — значит уподобляться пыли. Хранить у груди яшму — значит лелеять свою, подлинность».

 

 

ЧЖАН LXXI Знание - болезнь

1 Знать, а казаться незнающим, — вот совершенство.

Не знать, а думать, что знаешь — это болезнь.
`(2)[Не знать, что (не) знаешь, - это болезнь]`

Только тот, кто знает свою болезнь,

способен не быть больным.

Премудрый человек не подвержен болезням.

5 Он знает, что такое болезнь, и потому не болеет.

 

Ч.71

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, неимея знаний, делает вид, что знает, тот болен. Кто, будучи больным,считает себя больным, тот не является больным. Совершенномудрый не болен.Будучи больным, он считает себя больным, поэтому он не болен.

- Тот, кто «опустошил себя» и отказался от предметного знания, способен все постичь, ибо он открыт бездне мировых превращений.

 

 

ЧЖАН LXXII Любовь к себе

1 Когда в народе не страшатся грозной власти,

Придет великая гроза.

Не стесняй людей в их жилищах,

Не причиняй вред жизни других.

5 Лишь когда людям не вредят,

Они сами не вредят другим.

А посему премудрый человек знает себя,

но не показывает себя,

Любит себя, но не ценит себя.

Итак, он отбрасывает то и берет себе это.

 

Ч.72

Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество.Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Кто не презирает [народа],тот не будет презрен [народом]. Поэтому совершенномудрый, зная себя, себяне выставляет. Он любит себя и себя не возвышает. Он отказывается отсамолюбия и предпочитает невозвышенное.

 

ЧЖАН LXXIII

1 Тот, кто смел в удали, погибнет.

Тот, кто смел в скромности, будет жить.

Из этих двух одно полезно, другое вредно.

Небо чего-то не любит — кто знает тому причину?

5 Даже премудрый здесь затруднится с ответом.

Путь Неба: не борется, зато искусно побеждает,

Не говорит, зато искусно откликается,

`(7)[Чжан Чжуньюнь: «Ничего не прося, внезапно получают ответ»]`

Не призывает, а все приходит само,

Не вдается в частности, а все искусно рассчитывает.

`(9)[А.А.Маслов: «Медлителен, но в намерениях всеобъемлющ»]`

10 Небесная Сеть широка и редка,

Но из нее ничто не ускользает.

 

Ч.73

Кто храбр и воинственен - погибает, кто храбр и не воинственен - будетжить. Эти две вещи означают: одна - пользу, а другая - вред. Кто знаетпричины того, что небо ненавидит [воинственных]? Объяснить это трудно исовершенномудрому.Небесное дао не борется, но умеет побеждать. Оно не говорит, но умеетотвечать. Оно само приходит. Оно спокойно и умеет управлять [вещами]. Сеть природы редка, но ничего не пропускает.

- Всегда полезно «смирить свое сияние» и «уподобиться своему праху», ведь действительность не обязана соответствовать нашим представлениям и желаниям. Нужно перестать думать о реальности и научиться просто жить ею. Находить свой ответ на все вопросы. Есть в этих рекомендациях очевидная моральная подоплека: Лао-цзы учит мужеству смирения. Тут есть и положительный идеал: тот, кто примет «простые советы» даосского учителя, сможет явить через свой покой вездесущую матрицу существования. Не обременяя себя заботами, он просто позволит всему сущему встать на свое место и каждому получить по заслугам. Мудрый, как мы помним, «берет свою жизнь от Неба». И так обретает свою свободу, которая есть только открытость открытости бытия.

- Комментарий Люй Хуэйцина: «Люди не способны на сокровенное постижение Пути, а ценят только знание. Коли они желают только наслаждаться жизнью, они станут презирать смерть, а коли они презирают смерть, то не будут бояться власти. Тогда Небо, дабы сделать ясной грозную силу власти, насылает на них бедствие. Тот, кто любит себя, относится к себе бережно, но себя не ценит. Он бережлив, но оставляет жизнь и потому не имеет бремени жизни. Поэтому он отбрасывает болезнь знания и выбирает здоровье незнания».

- Комментарий Ли Сичжая: «Те, кто смел в своей удали, ступают по лезвию меча. Те, кто смел в своей осмотрительности, идут Срединным путем. Тех, кто ступает по лезвию меча, ждет несчастье. Тех, кто идет Срединным путем, ждет счастье. Но люди не догадываются о своем счастье. Вот почему так трудно идти Срединным путем».

 

ЧЖАН LXXIV Сдерживание соблазнов

1 Люди не боятся смерти,

Как можно запугать их казнями?

Если сделать так, чтобы люди всегда жили в страхе

перед смертью,

А мы могли бы поймать шальных и казнить их —

5 Кто бы тогда осмелился быть таким?

Всегда есть главный палач, который казнит.

Но казнить людей вместо главного палача —

Все равно что рубить деревья вместо старшего дровосека.

Из тех, кто возьмется рубить деревья вместо старшего

дровосека,

10 Редко кто сумеет не поранить себе руку!

 

Ч.74

Если народ не боится смерти, то зачем же угрожать ему смертью?Кто заставляет людей бояться сметрти и считает это занятие увлекательным,того я захвачу и уничтожу. Кто осмеливается так действовать?Всегда существует носитель смерти, который убивает. А если кто егозаменит - это значит заменить великого мастера. Кто, заменяя великогомастера, рубит [топором], повредит свою руку.

- Важно увидеть в этой главе очередную вариацию темы прозрения мудрым «сокровенно-утонченных» превращений бытия. Именно прозрение этих тончайших «семян» явлений делает мудреца правителем, который управляет (как бы) от имени самого Неба — совершенно органично, безупречно справедливо и без насилия. Прав Ницше: миром правят идеи, пришедшие неслышными шагами. А всякая трескучая, внешне доказательная идеология — это «топорная» работа, от которой не поздоровится самим ее создателям.

 

 

ЧЖАН LXXV

1 Люди голодают оттого, что верхи забирают себе зерно.

Вот отчего голодают люди.

Людьми трудно управлять оттого, что верхи деятельны.

Вот отчего ими трудно управлять.

5 Люди ни во что не ставят смерть оттого,

что верхи слишком любят жизнь.

Вот отчего люди ни во что не ставят смерть.

Поистине, те, кто живет без мысли о жизни,

лучше тех, кто ценит жизнь.

 

Ч.75

Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов.Вот почему [народ] голодает. Трудно управлять народом оттого, что властислишком деятельны. Вот почему трудно управлять. Народ презирает смертьоттого, что у него слишком сильно стремление к жизни. Вот почему презирают смерть. Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь.

 

ЧЖАН LXXVI Бойся быть сильным

1Человек, рождаясь, мягок и нежен.

Умирая, он тверд и напряжен.

Когда все вещи, трава и деревья, живут, они мягки и гибки.

А умирают они сухими и жесткими.

5 Посему жесткость и напряженность — спутники смерти,

Мягкость и нежность — спутники жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: