1. Определить тенденции и динамику основных экономических показателей отрасли. Построить диаграммы. Сделать выводы.
Рынок телекоммуникаций в России перенасыщен и годовой прирост количества абонентов стремится к нулю. Возможности расширения клиентской базы минимальны. Оптимальным решением для операторов мобильной связи в данных условиях станет расширение границ отрасли и диверсификация деятельности.
2. Определить с использованием модели Портера влияние конкурентной среды на деятельность фирмы.
· Сильное влияние со стороны конкурентов. Олигополистический рынок представлен небольшим числом крупных компаний. При формировании экономической политики компании вынуждены принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Основные конкуренты МТС (31%) – Мегафон (30%), Билайн (23%), Теле2 (15%).
· Появление новых фирм на рынке крайне маловероятно. Очень высокие входные барьеры обусловлены тем, что для функционирования на данном рынке и предоставления услуг потребителям необходимы значительные финансовые, технические и трудовые ресурсы, которые рядовая компания не в состоянии себе позволить.
|
|
· Фирмы на рынке предоставляют относительно однородные телекоммуникационные услуги (связь, Интернет, телевидение). Возможен переход к другому оператору мобильной связи с сохранением номера (стоимость – 100 руб.), но получить эти услуги другим способом или заменить их не представляется возможным.
· Влияние поставщиков среднее. Компания сотрудничает с различными поставщиками, как с отечественными, так и с иностранными. Нестабильность экономической и геополитической обстановки в России повышает зависимость от зарубежных поставщиков оборудования и технологий.
· Покупатели имеют много возможностей влиять на деятельность компаний и отстаивать свои интересы. Отменено т.н. «мобильное рабство», появилась возможность свободного перехода абонента к конкуренту, что мотивирует операторов предоставлять клиентам более качественные и выгодные услуги.
Организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» регулярно составляет рейтинги недобросовестных операторов мобильной связи (в 2017 г. рейтинг возглавили Билайн и Мегафон).
· Нет возможности заменить услуги связи.
3. Выявить и оценить важнейшие факторы микросреды, влияющие на деятельность фирмы. Определить возможности и угрозы со стороны микросреды для фирмы.Проранжировать их по степени важности.
Фактор | Позитивное влияние | Важность | Негативное влияние | Важность | Результат |
Конкуренты | - | - | -5 Высокая зависимость от конкурентов | -15 | |
Потребители | +10 | ||||
Частные потребители | +4 Возможность расширения спектра предоставляемых услуг | -2 Низкая лояльность потребителей | +2 | ||
Корпоративные потребители | +4 Возможность расширения спектра предоставляемых корп. клиентам услуг | - | - | ||
Поставщики | +2 Богатый выбор отечественных поставщиков металлоконструкций, антенн и т.д. | -3 Высокая зависимость от иностранных поставщиков компонентов для телефонов/планшетов и т.д. | -2 | ||
Посредники | |||||
Торговые посредники | |||||
Логистические посредники | |||||
Кредитно-финансовые посредники | |||||
Рекламные агентства | |||||
СМИ??? |
|
|
6. Объединить возможности и угрозы макро-микро среды в одну таблицу по степени их позитивного и негативного влияния на фирму.