Область действия рекламного законодательства - отношения в сфере производства, размещения и распространения рекламы

Особенности применения законодательства Российской Федерации о рекламе с учетом разъяснений Федеральной антимонопольной службы.

Федеральная антимонопольная служба является органом государственной власти, который осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе.

Законодательное регулирование отношений по производству и распространению рекламы призвано обеспечить баланс интересов, как предпринимателей, участников рекламного процесса, так и потребителей рекламы. Целями правового регулирования в указанной сфере являются:

• развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции,

• реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы,

• создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы,

• предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Законодательство о рекламе состоит из Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017).

Кроме того, отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления принимаются нормативные акты, регулирующие требования к размещению средств наружной рекламы.

Так, постановлением Администрации Алтайского края от 18.12.2013 N 661 (ред. от 28.08.2017) утвержден Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Алтайского края или муниципальной собственности.

Решением Барнаульской городской Думы от 22.12.2010 N 423 (ред. от 31.08.2017) утверждены Правила размещения наружной рекламы в городе Барнауле.

Постановлением Администрации города Барнаула от 21.09.2017 N 1954 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края"

Возвращаясь к вопросу о федеральном компоненте рекламного законодательства, необходимо отметить, что указанные нормативные акты не регулируют содержание рекламы, а устанавливают лишь требования к рекламным конструкциям, местам и способам их размещения.

 

Область действия рекламного законодательства - отношения в сфере производства, размещения и распространения рекламы.

 

Законом выделяются признаки информации, признаваемой рекламой, позволяющие определить ту или иную информацию в качестве рекламы: это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об объекте рекламирования, предназначенная для неопределенного круга лиц, направленная на формирование или поддерживание интереса.

В качестве объекта рекламирования может выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Очевидно, что любая реклама представляет собой, прежде всего информацию, т.е. любые сведения, совокупность сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях независимо от формы их представления и подачи. Реклама - вид массовой информации, т.е. предназначенной для неограниченного круга лиц. Это печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, распространяемы различными рекламными носителями. Но отличие рекламной информации от иной массовой - это её направленность на стимулирование продаж.

Однако, вопрос квалификации той или иной информации в качестве рекламной не всегда решается однозначно. Прежде всего, это касается оценки различного рода справочников, вывесок, авторских материалов и т.п. Учитывая, что сегодня законодатель максимально широко определяет понятие рекламы, фактически таковой может быть признана любая информация, отвечающая признакам, указанным в законе, если она предназначена и распространена среди неопределенного круга лиц, целенаправленно формирует или поддерживает интерес к хозяйствующим субъектам, товарам, способствуя их реализации.

Поэтому, из сферы применения закона выведена следующая информация:

· Политическая реклама,

· Справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие основной целью продвижение товара.

Согласно Письму ФАС России от 26.01.2017 № АК/4410/17 «О размещении информации о некоммерческих организациях» не является рекламой упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание распространяемых материалов непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций и направлено на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

В случае если в передаче, носящей информационную, аналитическую направленность, посвященной исследованию какого-либо вопроса, проблемы, представители различных организаций, в том числе некоммерческих, социально ориентированных некоммерческих организаций, дают комментарии по теме передачи, не ставя перед собой задачу отвлечь внимание зрителей и слушателей передачи от тематики данной передачи и переключить внимание зрителей и слушателей на свою организацию, сформировав, таким образом, к данной организации интерес в целях продвижения ее на рынке, такие комментарии не могут расцениваться в качестве рекламы, в том числе если указывается наименование организации, представитель которой дает комментарий.

· Вывески и указатели, не содержащие рекламной информации.

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» решая вопрос о том, является ли рекламой информация только о наименовании организации, ее местонахождении, указании направления проезда к организации, размещенная на знаках маршрутного ориентирования или совмещенная с этими знаками, а соответствующие знаки - рекламными конструкциями, необходимо учитывать следующее.

В силу пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, ГИБДД осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламентируют, в частности, установку и эксплуатацию технических средств организации дорожного движения.

Согласно пункту 12 названного Положения ГИБДД предписывает или разрешает соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.

Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТа Р 52290-2004.

Поэтому если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке указанной в абзаце первом настоящего пункта информации согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе не является рекламой.

Информация, размещенная без соблюдения упомянутых требований, подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы.

В соответствии с Письмом ФАС России от 13.02.2015 N АД/6320/15 «О разграничении понятий вывеска и реклама» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

По мнению специалистов ФАС России, размещение в месте фактического нахождения организации указания на профиль ее деятельности служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама.

Конструкция с размещенной на ней рекламой, установленная вне места нахождения юридического лица, является рекламной.

 

· Объявления физических и юридических лиц, не связанных с осуществление предпринимательской деятельности.

На практике часто возникает вопрос, что такое объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательский деятельности? Это объявления лиц, не зарегистрированных в качестве ИП: о продаже частных домов, машин, розыске потерянных вещей, животных и т.д., не носящие коммерческого характера. Также не признается рекламой информация о приеме сотрудников на работу.

Кроме того, согласно письму ФАС России от 20.07.2016 N АК/49414/16 «Об информации на сайтах продавцов алкогольной продукции» не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте, странице социальной сети производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, страницы социальной сети об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающему услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Соответственно, размещенная на сайте производителя или продавца алкогольной продукции (независимо от наличия или отсутствия у такого продавца лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), а также в группе производителя в какой-либо социальной сети информация об ассортименте товаров, производимых или предлагаемых данным лицом к реализации, не может расцениваться как реклама, поскольку такая информация размещена непосредственно на официальном сайте или странице социальной сети компании и предназначена для информирования посетителей такого ресурса о деятельности такой компании, реализуемых ею товарах. Учитывая изложенное, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: