способ
| Суд общей юрисдикции
| Непосредственные переговоры
| Медиация
| КТС
|
особенности
|
волеизъявление сторон спора на применение способа
| не требуется
| не требуется, если стороны не договорились об ином
| требуется
| не требуется
|
оформление волеизъявления сторон
| не требуется
(дело возбуждается при подаче иска одной из сторон спора)
| не требуется
| письменная форма
(необходимо оформить соглашение о применении процедуры медиации)
| не требуется
(работнику достаточно обратиться в КТС с заявлением)
|
субъект обращения
| работник, работодатель
| работник, работодатель
| работник, работодатель
| работник
|
процедура выбора/ назначения лиц, разрешающих спор
| судья (судьи) назначается без учета пожеланий сторон спора
| стороны разрешают возникшее разногласие самостоятельно, без участия третьих лиц
| медиатор выбирается сторонами спора
| состав членов КТС формируется из равного числа представителей от работников и работодателя
|
правила разрешения спора
| на основе норм права
| с позиции согласования интересов спорящих сторон
| с позиции согласования интересов спорящих сторон
| с позиции права, но в рамках локального регулирования можно предусмотреть и процедуру согласования интересов спорящих сторон
|
порядок разрешения спора
| в открытом заседании
| в конфиденциальном порядке
| в конфиденциальном порядке
| в открытом заседании, но можно установить конфиденциальный режим
|
полномочия по вынесению решения по существу спора
| суд вправе вынести решение по существу спора
| стороны спора не могут вынести решение, они вправе заключить соглашение по спорным вопросам
| медиатор не выносит властное решение по предмету спора, он оказывает сторонам помощь в достижении консенсуса по предмету спора и заключению соглашения
| КТС вправе вынести решение по существу спора
|
модель разрешения спора: разбирательство или урегулирование
| разбирательство и (или) урегулирование
| урегулирование
| урегулирование
| разбирательство и (или) урегулирование
|
принцип разрешения спора
| состязательность
| сотрудничество
| сотрудничество
| состязательность или сотрудничество
|
себестоимость процедуры
| оплачиваются госпошлина (если спор инициирует работодатель или в случае удовлетворения иска работника), услуги юриста и иные судебные издержки, связанные с рассмотрением дела
| бесплатно
| оплачиваются услуги посредника
| бесплатно
|
длительность процедуры
| спор разрешается судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд; дела о восстановлении на работе разрешаются до истечения месяца (ст. 154 ГПК РФ); процесс может затянуться в случае прохождения спора через все инстанции
| в зависимости от предмета разногласия и его участников процедура может занимать от нескольких часов до нескольких дней, недель
| в зависимости от предмета разногласия и его участников процедура может занимать от нескольких дней до нескольких недель
| трудовой спор должен быть рассмотрен КТС в течение десяти дней
|
место разрешения
| только в зале суда
| по месту нахождения организации или в другом согласованном месте
| в согласованном месте
| в зале заседаний КТС или в другом помещении в организации
|
срок обращения за разрешением спора
| работник может обратиться в суд в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права (по спорам об увольнении - в течение одного месяца с момента вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки);
| по усмотрению сторон
| по усмотрению сторон
| работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права
|
| работодатель вправе обратиться в суд только по спорам о возмещении работником ущерба в течение одного года со дня обнаружения ущерба
|
|
|
|
возможность обжалования
| есть: на решение суда первой инстанции может быть подана апелляционная жалоба (ст. 320 ГПК РФ) через суд, принявший решение (ч. 1 ст. 321 ГПК РФ), в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ). В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебные
| нет: можно перенести спор в суд (ст. 391 ТК РФ) либо КТС (ч. 2 ст. 385 ТК РФ) или обратиться к посреднику, например, прибегнуть к процедуре медиации, если спор не затрагивает (не может затронуть) права и законные интересы третьих лиц, которые не участвуют в данной процедуре, или публичные интересы (это следует из анализа ч. 2, 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ)
| нет: спор можно перенести в суд или КТС (ст. ст. 382, 385, 391 ТК РФ)
| есть: можно перенести спор в суд общей юрисдикции (ст. 390 ТК РФ)
|
| постановления могут быть обжалованы в суде кассационной инстанции (ст. 376 ГПК РФ). В течение трех месяцев со дня вступления в законную силу
|
|
|
|