Особенности проведения непосредственных переговоров между работником и работодателем в целях урегулирования индивидуального трудового спора

 

В ч. 2 ст. 385 ТК РФ указывается, что индивидуальный трудовой спор (далее - ИТС) рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Однако в Трудовом кодексе РФ не разъясняется, что собой представляют непосредственные переговоры сторон, как они могут проводиться и в чем их преимущества.

На практике применяется три способа разрешения индивидуального спора:

- непосредственные переговоры;

- обращение в КТС;

- обращение в суд общей юрисдикции.

 

Важно! В соответствии со ст. 382 ТК РФ к числу способов, позволяющих разрешить ИТС, не отнесено обращение в инспекцию труда. Это обусловлено тем, что основной деятельностью инспекции является осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства в соответствии со ст. 356 ТК РФ. Однако в силу своих полномочий инспекция труда вправе способствовать устранению нарушений трудовых прав путем выдачи, например, предписаний (ст. 356 ТК РФ).

 

Переговоры - это процесс поиска взаимоприемлемого соглашения через согласование интересов сторон по предмету разногласия (разногласий).

Переговорный процесс состоит, как правило, из трех стадий: подготовки, непосредственного проведения переговоров и оформления соглашения (в случае квалифицированного проведения переговоров заключить соглашение удается в 90% случаев).

Подготовительный этап переговорного процесса требует выполнения следующих действий:

1. определения лица, с которым предстоит вести переговоры;

2. согласования места и время проведения переговоров;

3. формулирования интересов и желаемых результатов предстоящих переговоров;

4. формулирования интересов и ожиданий от переговоров второй стороны;

5. подбора аргументов в поддержку своей позиции и возможных ответов на реплики второй стороны;

6. подготовки речи с обоснованием позиции по делу и выявления приемлемых путей решения спорных вопросов;

7. составления вопросов второй стороне с целью прояснения ее позиции по предмету разногласия.

В процессе непосредственного проведения переговоров необходимо предпринять следующие действия:

1. совместно со второй стороной сформулировать список вопросов, по которым необходимо прийти к соглашению;

2. сформулировать и обсудить предложения по достижению компромисса;

3. выбрать вариант, устраивающий обе стороны (если такого нет, отказаться от дальнейшего ведения переговоров и использовать другой способ, например, медиацию).

После выполнения данных действий можно сформулировать соглашение по предмету разногласия и зафиксировать договоренность сторон.

См. образец составления соглашения.

 

Переговоры могут проводиться как самой стороной спора, так и ее представителем. Интересы работника вправе представлять различные субъекты. В частности, в качестве представителя может выступать профсоюз, адвокат или иной уполномоченный на то представитель без юридического образования. Объем полномочий должен подтверждаться доверенностью.

Представлять интересы работодателя может руководитель организации, работник кадровой службы и любой другой представитель работодателя, наделенный полномочиями принимать участие в переговорах с работниками и подписывать с ними соглашение по предмету разногласий. В соответствии с ч. 6 ст. 20 ТК РФ представители работодателя наделяются полномочиями в форме, установленной органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, определенном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Для наделения представителя полномочиями необходимо издать приказ руководителя организации и выдать доверенность.

Обратите внимание, что ст. 385 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому ИТС рассматривается КТС в случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Однако проведение переговоров может быть инициировано не только работником. Работодатель также вправе выступить с подобным предложением. Как правило, переговоры применяются в организациях, где руководство понимает нерентабельность судебных тяжб с персоналом.

Переговоры сторон являются быстрым, эффективным, наименее затратным способом урегулирования разногласий в организации.

Следует отметить, что о необходимости проведения переговоров также говорят некоторые акты Международной организации труда (далее - МОТ):

- Конвенция МОТ от 11.07.1947 N 84 "О праве на объединение и регулировании трудовых конфликтов на территориях вне метрополий";

- Рекомендация МОТ от 29.06.1967 N 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения";

- Рекомендация МОТ от 29.06.1951 N 92 "О добровольном примирении и арбитраже".

Несмотря на то что часть актов не была ратифицирована Российской Федерацией, а рекомендации не имеют статуса международного договора и не подлежат ратификации, положения многих из них совпадают с действием основополагающих принципов в сфере труда. Это обстоятельство позволяет применять их в России.

Например, в п. 10 Рекомендации МОТ от 29.06.1967 N 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" говорится о том, что на предприятии до начала разбирательства спора должны быть предприняты попытки урегулировать жалобу путем прямых переговоров между работником и его начальником. В тех случаях, когда такие попытки не приводят к соглашению или когда характер жалобы таков, что обсуждение не является целесообразным, работник должен иметь право на рассмотрение своей жалобы одной или несколькими более высокими инстанциями в зависимости от характера жалобы, структуры и размера предприятия.

Для применения данного способа рекомендуется включать соответствующие условия в содержание трудовых договоров с работниками. Также работодатели могут заключать дополнительные соглашения к трудовым договорам.

См. образец составления дополнительного соглашения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: