1. Разрешение конфликта.
2. Урегулирование конфликта.
3. Управление педагогическими конфликтами.
Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.
Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Разрешение конфликта необязательно идет за инцидентом. Конфликт можно разрешить на любой стадии, и до конфликтных действий дело может не дойти. Это происходит в силу того, что время продолжения любой стадии конфликта неопределенно и некоторые стадии могут выпасть. Конфликт может остаться неразрешенным, может остаться на стадии конфликтной ситуации, т.е. конфликт не возникнет, от конфликта можно уйти сразу после его осознания, оставив его неразрешенным.
|
|
Можно назвать несколько этапов разрешения конфликта:
1) установление действительных участников конфликтной ситуации;
2) выявление мотивов, целей, способностей, особенностей характера, профессиональную компетентность участников конфликта;
3) изучение существовавших до конфликтной ситуации межличностных отношений участников конфликта;
4) определение истинной причины возникновения конфликта;
5) изучение намерений, представлений конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;
6) выявление отношений к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;
7) определение и применение способов разрешения конфликтной ситуации, которые были бы адекватны характеру ее причин, учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт, носили бы конструктивный характер, соответствовали бы целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.
Урегулирование конфликта отличается от его разрешения тем, что в устранении противоречия между его сторонами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него. Для урегулирования конфликта необходимо, прежде всего, проанализировать конфликтную ситуацию, а затем и предпринимать необходимые действия:
а) выяснить причины, а не поводы конфликта;
б) определить зоны конфликта, т.е. включенность определенных сил (следует разграничить деловые стороны конфликта от межличностных сторон);
|
|
в) выяснить мотивы вступления людей в конфликт (мотивировки, объяснения причин могут не совпадать с истинным положением дел, а неумение выяснить мотивы приводит к невозможности урегулирования конфликта);
г) при анализе конфликтных ситуаций необходима беспристрастность.
Урегулирование конфликтов предполагает: повышение открытости и взаимного доверия конфликтующих сторон; налаживание их прямых контактов друг с другом; организацию открытого, непредвзятого обсуждения и совместного анализа сложившейся ситуации или же (в крайнем случае) прекращение всех контактов оппонентов друг с другом; воздействие на конфликтующие стороны в интересах урегулирования конфликта.
Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую.
Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).
Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).
Перерастание в другой конфликт случается тогда, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.
Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.
Управление педагогическими конфликтами подразумевает урегулирование, разрешение, или даже инициирование некоторого конфликта для достижения целей образовательно-воспитательного процесса. Правильно организованное управление нацелено на уменьшение деструктивных и усиление конструктивных последствий конфликта.
В условиях образовательного процесса, как учитель, так и ученик могут взять на себя груз управления конфликтным взаимодействием, основываясь на двух основных принципах конструктивного завершения педагогического конфликта:
1) исключить насилие как возможный способ преодоления конфликта;
2) разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого из его участников.
Психологические основы разрешения конфликта заключаются в том, что разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого из его участников. Среди методов управления педагогическими конфликтами выделяют:
- методы анализа ситуации (картография конфликта, метод вопросов к эксперту, метод творческой визуализации);
- методы прогнозирования возможных результатов и выбора стратегии взаимодействия (“мозговая атака”, круговая диаграмма, НАОС);
- методы убеждения конфликтующих в общности цели, взаимной выгоды совместной работы;
- метод разделения объекта спора, уточнения границ полномочий, ответственности;
- метод устранения дефицита объекта конфликта;
- методы организации переговорного процесса, посредничество;
- методы контроля за осуществлением соглашения.
|
|
Контрольные вопросы
1. Что такое профилактика конфликта?
2. Какие способы предупреждения конфликта вам известны?
3. Какие пути разрешения конфликтов вы знаете?
4. В чем состоит управление педагогическими конфликтами?
Литература:
- Основная:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2002. – С. 137 – 201, 223 – 313.
2. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 1982.
3. Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб,, 2001. – С. 67 – 76, 113 -164.
4. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. – М., 2001.
- Дополнительная:
1. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А. Гончаров. – М.: КНОРУС, 2006, С. 376 – 396.
2. Конфликтология: учебник для ст-тов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2008. – С. 340 – 350,
3. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. М.: Пед. общ. России, 2004.
4. Мериманова М.С. Конфликтология. М.: Изд. центр «Академия», 2003.