Ключ называется мировоззрение

Согласно принятому определению, мировоззрение – это совокупность устойчивых взглядов, оценок, принципов и представлений, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека, его жизненные позиции, из которых проистекают его действия и поведение.

Итак, стойкие взгляды и представления вызывают вполне предсказуемые мысли, которые влекут за собой действия (поведение) с тоже вполне предсказуемым результатом.

Но ведь ни один человек не рождается со стойкими убеждениями! Более того, он появляется на свет вообще без всяких убеждений! Невозможно представить младенца с уже готовым набором политических или религиозных предпочтений. Врожденные способности и возможности есть, а земных знаний нет. С этим вы согласны? Если да, попробуйте ответить сами: откуда у человека появляется то или иное мировоззрение? Если в этом отношении ребенок – это чистый лист, то кто на нем пишет?

Конечно, самую первую информацию человек получает от родителей. Потом уже к наполнению его мировоззренческого багажа подключаются друзья, воспитатели, учителя, СМИ и далее по списку.

Вот теперь внимание!

Выходит, что первым звеном в цепочке причинно-следственных связей выступает информация, причем не врожденная, а привнесенная извне! И теперь мы можем изобразить уже всю эту цепочку и четко увидеть, на какую кнопку надо нажимать, если требуется изменить результат.

 


И – информация

Ми – мировоззрение

М – мысли

Д – действия

Р – результат

Еще раз внимательно рассмотрите эту схему, в ней – ключ ко всем нашим дальнейшим рассуждениям и рецептам. Она дает понимание, на каком уровне (звене) надо вносить исправления (добавления), если мы хотим что-то изменить в самой жизни. Бесполезно менять только действия, нужно менять свое мировоззрение на основе новой информации. Ведь потом мировоззрение записывается в подсознание, как на жесткий диск компьютера, и определяет всю нашу жизнь.

Если понять и принять эту схему, становятся понятны утверждения, звучащие в заголовках и содержании вышеназванных и многих других книг: «Подсознание может все», «Сила вашего подсознания», «Магическая сила подсознания», «Помощь от вашего подсознания» и т. п.

Получается, что каждый человек – продукт информации (то есть знаний), заложенных в него кем-то сознательно или бессознательно. Подсознание правит всей нашей жизнью, и что туда попало, то и получаем потом как результат в нашей физической реальности.

Конечно, не вся и не всякая информация и не сразу становится частью подсознания и приобретает над нами могущественную власть. Это уже зависит от уровня развития человека на момент восприятия информации.

Ребенок принимает сразу на веру 100 % информации, получаемой от родителей.

Информация в более зрелом возрасте уже проходит фазу контроля сквозь призму уже имеющихся взглядов и представлений. А если таковых на глубинном уровне не имеется? И нет привычки к серьезным размышлениям? Тогда, независимо от возраста, человек превращается в марионетку, которой не сложно манипулировать. Он легко меняет свои политические и религиозные убеждения, предпочтения в еде и одежде, взгляды на культурные и семейные ценности, отношение к кумирам – примеров тому в истории каждого народа не счесть.

Контроль за входящей информацией, однако, может быть ослаблен, если мы не фокусируем на нем свое внимание, не размышляем над ценностью и достоверностью принимаемых сообщений (устных, письменных, зрительных). Так происходит обычно при разговоре с человеком, которому мы полностью доверяем и чье мнение является для нас высочайшим авторитетом. Аналогичным образом информация проникает в подсознание при просмотре многих телепередач и художественных фильмов, чтении литературы.

Просмотр фильмов и чтение книг не выглядит, на первый взгляд, опасным делом, но это именно так. И опасность тем выше, чем меньше мы ее осознаем. Люди чаще всего ее вообще не ощущают – какую угрозу могут нести человеку бесконечные сериалы или задушевные женские романы?

Не думайте, пожалуйста, что мы отвлекаемся от темы нашей книги. Все, что мы предлагаем сейчас вашему вниманию, имеет к ней самое прямое отношение.

Миллионы людей во всем мире почитают Льва Толстого как великого писателя и восхищаются его романом «Анна Каренина». По крайней мере, это относится к людям зрелого возраста, для которых Толстой и его романы были обязательной частью школьной программы. А мы, соглашаясь с оценкой литературного дара Толстого, считаем этот его роман косвенной причиной разрушения многих браков – как в XIX веке, когда он был создан, так и в веке XX, когда имя Толстого было прославлено на всех континентах Земли. Из статей и книг, посвященных «Анне Карениной», можно составить целое собрание сочинений. «Я без колебаний назвал „Анну Каренину“ величайшим социальным романом во всей мировой литературе», – писал Томас Манн, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Поскольку мало кто из современной молодежи знаком с «Анной Карениной» (а мы надеемся, что среди наших читателей будут и совсем молодые люди), кратко перескажем сюжет этого знаменитого романа.

Сюжет до банальности прост: любовный треугольник, в котором сошлись пожилой высокопоставленный чиновник Каренин, его молодая жена Анна и блестящий гвардейский офицер, представитель «золотой молодежи» граф Алексей Вронский.

Анна никогда не была влюблена в мужа, однако испытывала к нему уважение. Но после знакомства с Вронским ее вдруг стали раздражать слишком большие уши Каренина, его привычка трещать пальцами и вообще все то, с чем она до сих пор прекрасно мирилась. Погасить вспыхнувшую страсть Анны не смогли ни любовь к восьмилетнему сыну, ни перспективы осуждения со стороны высшего общества, в котором роман Анны и Вронского быстро стал предметом живого обсуждения. Оскорбленный и униженный Каренин однако не стал вызывать Вронского на дуэль, не развелся с Анной, а потребовал от нее соблюдать видимость семейной жизни, пригрозив в ином случае разлучить ее с сыном.

Такое поведение мужа вызывает у Анны взрыв ненависти к нему, она сильно страдает, но при этом не может пойти на открытый разрыв. Вронский тоже мечется между любовью к Анне и стремлением сохранить военную карьеру, оказавшуюся под угрозой.

Жизнь всей троицы погружается в плотную паутину лжи, наполненную душевными муками. В конце концов, страсть оказывается сильнее, молодые любовники бросают вызов обществу, открыто соединяются и уезжают за границу. Но счастье не наступает, теперь уже между Анной и Вронским вспыхивают ссоры, отношения становятся напряженными, приступы отчаянной ревности у Анны сменяются волнами нежности…

В общем, жизнь Анны, так и не получившей развода от мстительного брошенного мужа и не нашедшей идиллии в новых отношениях, превращается в кошмар, и она кончает жизнь самоубийством, бросившись под колеса поезда. Вронский испытывает мучительное раскаяние за порушенные жизни и уезжает добровольцем на войну в Сербию.

Еще раз подчеркнем: Толстой действительно великий мастер слова, равного которому найти трудно во всем мире. Страдания персонажей любовного треугольника выписаны настолько ярко, что наверняка немало женских слез было пролито над страницами этого романа.

Но почему мы решили коснуться этого знаменитого произведения после фразы об опасности романов для вполне реальных семейных отношений?

А все дело в отношении читателей к персонажам литературных произведений.

Анна Каренина, безусловно, вызывает жалость и симпатию у подавляющей части читательниц-женщин, а чиновник Каренин – такое же несомненное осуждение.

А если герой выглядит в глазах читателя положительным, его модель поведения в конкретной ситуации автоматически закладывается в подсознание со знаком плюс. И когда подобная ситуация возникает уже в реальной жизни самого читателя, он бессознательно начинает копировать поведение своего любимого персонажа.

В психологической литературе описано множество случаев подражательства читателей (зрителей) своим кумирам. Нередко герои популярных произведений становились законодателями моды для целого поколения своих современников. Но это еще не беда – страшно то, что предметом подражания становятся не только фасоны платьев любимых героинь, но и их модели поведения! Люди начинают претворять в свою реальную жизнь поступки вымышленных героев.

Когда нет собственного крепкого внутреннего стержня, очень легко превратиться в бледную копию яркого персонажа из книги или фильма.

В конце XVIII века по всей Европе прокатилась волна подражающих самоубийств, спровоцированных романом Гёте «Страдания юного Вертера». Этот эффект был так силен, что в некоторых государствах роман Гёте оказался под запретом. Впоследствии в социологии появился даже специальный термин – «синдром Вертера», или «эффект Вертера».

Американский социолог Дэвид Филлипс из Калифорнийского университета на протяжении семи лет изучал взаимосвязь между самоубийствами с телерепортажами и публикациями о подобных событиях. Оказалось, что после каждой громкой публикации о самоубийстве суициды совершало в среднем на 58 человек больше, чем обычно. При этом, если реальный самоубийца был в возрасте, возрастали суициды среди пожилых людей, а если он принадлежал к определенной профессии или социальному кругу, учащались самоубийства именно в этих сферах.

Выявлена и обратная закономерность. В Австрии, где в конце XX века сильно выросло количество самоубийств в метро, запретили освещать их в СМИ. Уже через месяц количество смертей на рельсах сократилось в три раза.

Никто не изучал влияние «Анны Карениной» на количество разводов, но если бы такое исследование было возможным, мы наверняка увидели бы очень печальные для многих семей последствия этого романа. Учитывая авторитет и влияние Толстого на целый ряд поколений и массовую склонность читателей/зрителей к подражательству, можно с уверенностью утверждать о пагубном влиянии на людей как этого, так и многих других знаменитых романов и популярных художественных фильмов. Причем, чем талантливее автор, тем сильнее оказывается производимый негативный эффект от его творчества.

В подтверждение этого приведем краткую подборку высказываний об «Анне Карениной» как литературоведов, так и обычных читателей – века минувшего и наших современников:

«Анна Каренина – один из обаятельнейших женских образов русской литературы. Ее ясный ум, чистое сердце, доброта и правдивость притягивают к ней симпатии лучших людей в романе – сестер Щербацких, княгини Мягкой, Лёвина. Особенную прелесть Анны безотчетно чувствуют дети – чуткие души, не терпящие фальши.

Анна пыталась вырваться на волю из фальшивого, бездушного мира, но не сумела… Вокруг Анны вырастает стена отчуждения: все набросились на нее, все те, которые хуже ее во сто раз…

С потрясающей силой изображает Толстой муки одинокой женской души. У Анны нет ни друзей, ни дела, которое могло бы ее увлечь. В жизни ей остается только любовь Вронского. И Анну начинают терзать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее. Она становится подозрительной, несправедливой. Между нею и дорогим ей человеком поселяется злой дух какой-то борьбы.

Жизнь становится невыносимой. И смерть, как единственное средство восстановить в его сердце любовь к ней, наказать его и одержать победу в той борьбе, которую поселившийся в ее сердце злой дух вел с ним, ясно и живо представилась ей.

К горестному итогу приходит эта живая душа: Разве все мы не брошены на свет затем только, чтобы ненавидеть друг друга и потому мучить себя и других?; Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..

Наступает развязка. Анна бросается под поезд…»

«Роман „Анна Каренина“ начал печататься в журнале „Русский вестник“ с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров…

„Роман ваш занимает всех и читается невообразимо. Успех действительно невероятный, сумасшедший. Так читали Пушкина и Гоголя, набрасываясь на каждую их страницу и пренебрегая всем, что писано другими“, – сообщал Толстому его друг и редактор Н. Н. Страхов после выхода из печати 6-й части „Анны Каренины“.

Книжки „Русского вестника“ с очередными главами „Анны Карениной“ добывались в библиотеках чуть ли не с боем. Даже известным писателям и критикам достать книжки, журналы было непросто.

„‘Анна Каренина’ – блаженство. Я плачу – я обыкновенно никогда не плачу, но тут не могу выдержать!“ – эти слова принадлежат известному переводчику и издателю Н. В. Гербелю.

Об огромном успехе романа среди широких кругов читателей рассказывают не только друзья и почитатели Толстого, но и те литераторы демократического лагеря, которые не приняли и резко критиковала роман.

„‘Анна Каренина’ имела большой успех в публике. Ее все читали и зачитывались ею“, – писал непримиримый враг нового романа критик-демократ М. А. Антонович.

„Русское общество прочитало со страстной жадностью, что называется взасос, роман ‘Анна Каренина’“, – подытоживал свои впечатления историк и общественный деятель А. С. Пругавин.

„Психолог Троицкий говорил, что по вашему роману проверяют психологические законы“, – сообщал автору Н. Н. Страхов.

Роман еще не был опубликован полностью, когда герои его шагнули из книги в жизнь. Современники то и дело вспоминали Анну и Кити, Стиву и Лёвина, как своих давних знакомых, обращались к героям Толстого, чтобы ярче обрисовать реальных людей, объяснить и передать собственные переживания.

Для многих читателей Анна Аркадьевна Каренина стала воплощением женской прелести и обаяния. Неудивительно, что, желая подчеркнуть привлекательность той или иной женщины, ее сравнивали с героиней Толстого.

Многие дамы, не смущаясь судьбой героини, страстно желали на нее походить (выделено нами. – Авт.)» [10].

Мы думаем, что «многие дамы» не только «страстно желали», но и на практике последовали примеру Анны Карениной (исключая последний акт, связанный с паровозом), искалечив, в результате, множество судеб, своих в том числе.

Ведь если отойти от восторженных и сочувствующих эпитетов, целиком обязанных таланту Толстого, голая правда выглядит так: замужняя женщина, мать малолетнего ребенка, в угоду своей страсти изменяет мужу, бросает сына и кидается в объятия молодого любовника.

Где оказались семейные и христианские ценности? Куда делся материнский долг? Куда исчезли женская скромность и порядочность? Все побоку, если на горизонте – молодой красавчик, а дома – пожилой муж. Ради удовлетворения своей страсти можно всех бросить и предать. То, что это была страсть, влюбленность, а не настоящая любовь, Анна не понимала, как, впрочем, не различают эти понятия и многие наши современники, но об этом чуть позже, в главе 2.

Ни один из героев «Анны Карениной» – а их в романе немало – не проявил ни малейшего понимания смысла жизни и значения ее уроков, ради прохождения которых мы и приходим в этот мир. Да и откуда взялось бы у них такое понимание, если им не обладал сам автор романа! В каком состоянии духа и сознания он творил свои произведения, хорошо понятно из его же собственной «Исповеди»:

«…Так я жил, но пять лет тому нaзaд со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты снaчaлa недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впaдaл в уныние…

Случилось то, что случается с каждым зaболевaющим смертельною внутреннею болезнью. Снaчaлa появляются ничтожные признаки недомогания, на которые больной не обрaщaет внимания, потом признаки эти повторяются чаще и чаще и сливаются в одно нераздельное по времени стрaдaние. Стрaдaние растет, и больной не успеет оглянуться, как уже сознает, что то, что он принимал за недомогание, есть то, что для него значительнее всего в мире, что это – смерть…

Я почувствовал, что то, на чем я стоял, подломилось, что мне стоять не на чем, что того, чем я жил, уже нет, что мне нечем жить…

Жизнь моя остaновилaсь. Я мог дышать, есть, пить, спать и не мог не дышать, не есть, не пить, не спать; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным… Даже узнать истину я не мог желать, потому что я догaдывaлся, в чем она состояла. Истина была то, что жизнь есть бессмыслица. Я как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели…

Со мной сделалось то, что я, здоровый, счастливый человек, почувствовал, что я не могу более жить, – кaкaя-то непреодолимая сила влекла меня к тому, чтобы как-нибудь избавиться от нее… И в таком положении я пришел к тому, что не мог жить и, боясь смерти, должен был употреблять хитрости против себя, чтобы не лишить себя жизни» [11].

Льву Толстому хорошо удались его хитрости, и он умер естественной смертью, прожив еще 28 лет после создания «Исповеди», написанной всего два года спустя после «Анны Карениной».

В криминальной хронике любой страны можно обнаружить множество преступлений, совершенных точно по сценариям популярных книг и фильмов.

Копирование персонажей произведений чаще всего происходит сознательно, но гораздо большую опасность для самих зрителей/читателей несет готовность подсознания усваивать модели поведения полюбившихся героев.

Попробуйте проанализировать свои собственные значительные поступки за последние годы. Вряд ли вы найдете связь между ними и прочитанными когда-то книгами (просмотренными фильмами). Во-первых, самолюбие не позволит эту связь обнаружить и заблокирует саму попытку таких поисков. Во-вторых, на то оно и подсознание, что спрятано очень глубоко и логическому анализу недоступно.

Да, в защиту Толстого можно привести концовку романа: вот к чему может привести измена мужу и сыну! Но ведь кроме подсознания есть еще и разум, который тут же услужливо подскажет: изменять старому и нелюбимому мужу можно, а вот под поезд бросаться совсем не обязательно.

Эмоционально и ярко эту тему (влияния художественных произведений на семейные отношения) раскрыла в своей книге «Мужем битая…» Алена Стерлигова, жена первого российского долларового миллионера (сразу скажем: название провокационное, книга как раз об обратном – о женском счастье рядом с любимым мужчиной):

«Миллионы женщин, которые смотрят сериалы, живут чужой жизнью. Где-нибудь в очереди или на работе они обсуждают, женится ли их любимый герой или нет, помрет он или нет. И такое ощущение, что ты находишься в театре абсурда. Так и хочется сказать этим женщинам: „У вас же своя жизнь! Ваша, собственная! Пока вы живете жизнью вымышленных героев, у вас нет времени переживать свою! А ваша жизнь, она такая короткая, уделите это время лучше вашим близким“.

Я совсем недавно выходила замуж – и вот я уже понимаю, что значит быть бабушкой. Если вы умеете сделать вашу собственную жизнь интересной, насыщенной, вам не нужна чужая, и вам не нужны никакие художественные фильмы. Кинофильмы страшны еще и потому, что жизнь там показывается в концентрате, она вся состоит из интересных моментов, и когда ты смотришь кино, то думаешь, что и в жизни тоже так. А в реальной жизни так не бывает, она случается и серой, и монотонной, и не каждый миг ее – необыкновенный праздник.

Несоответствие того, что ты видишь в кино, тому, что есть в обычной жизни, вызывает внутри дисбаланс, приводит к какой-то душевной тоске, к неудовлетворенности. Люди становятся очень несчастными, ищут то, чего нет на самом деле. Поэтому фильмы – это страшное зло! Часто общаясь с мужем или подругой, у тебя вдруг проскальзывает высказывание, услышанное в каком-то фильме. Иногда, если ты будешь внимательна к себе, заметишь, что поведением и мимикой подражаешь какой-нибудь киногероине. Благодаря просмотру кинофильмов теряется индивидуальность и именно твое ощущение мира реальности.

Фильм – это страшная замануха, ведь когда ты смотришь кино, ты абстрагируешься, уходишь из реального мира, расслабляешься, перестаешь думать о своей жизни и думаешь о другой, и какой-то больной человек может вселить тебе в голову свое мировоззрение. Это будет очень красиво, увлекательно, ты при этом будешь отдыхать.

А телевидение еще сильнее, под его влиянием люди принимают решения, которыми напрямую наносят себе ущерб. А потом спрашивают себя: „Как же мы могли так поступить?“ На удочку телевидения попадаются все, даже те, кто думают: „Меня это не коснется, я же умный человек и понимаю, какое оно оказывает воздействие“. Ерунда – попадаются все без исключения, кто-то на одно, кто-то – на другое. Сколько у меня знакомых женщин, которые сейчас, в моем возрасте, разрушили семью, насмотревшись сериалов. Они думают, что найдут что-то лучшее, как показано в кино, и уходят от своих мужей. Людям дают стереотипы поведения, по которым они одинаково живут, одинаково мыслят, одинаково общаются с мужьями. Идет сериал про развод – и можно с гарантией сказать, что после него появится еще больше разведенных.

Из кинофильмов женщины в основном черпают стиль одежды, прическу, и на улицу выходят такие похожие создания, а личность, изюминка в женщине пропадают.

Кино – большая обманка, и не надо показывать пример детям, чтобы и они тратили на это свою жизнь. Хороших и плохих фильмов не бывает – они все одинаковые. Даже те, которые, якобы, учат чему-то хорошему, содержат и что-то плохое, и это плохое в итоге окажет большее воздействие, чем та крупица хорошего, которая может в этом фильме содержаться…

Художественная литература – такая же ловушка…» [7].

Мы не соглашаемся с категоричностью Алены Стерлиговой, отрицающей всю художественную литературу и все художественные фильмы, но считаем нужным отметить тот факт, что многие гении, чье творчество оказало сильное влияние на умы не только современников, но и последующих поколений, были людьми, психически нездоровыми. Это убедительно подтверждают многолетние фундаментальные исследования российского врача-психиатра Александра Шувалова, обобщившего их в книге «Безумные грани таланта». В этой книге, на примерах жизней сотен знаменитостей, четко прослежена связь гениального творчества с нарушениями психики. Автор пишет, что «издавна отмечалась взаимосвязь между болезнью и самыми глубокими человеческими возможностями, между страданиями и мудростью, творчеством и патологией… В большинстве случаев наивысшей творческой продуктивности имеет место слияние психопатии и одаренности» [8].

Получается, что прав был соотечественник Шекспира, поэт и драматург Джон Драйден (1631–1700), когда писал:


Высокий ум безумию сосед.
Границы твердой между ними нет.

 

Этой же теме посвящен и двухтомный труд «Писатель и самоубийство» известного российского автора Григория Чхартишвили (более известного под псевдонимом Борис Акунин).

Последняя часть книги – «Энциклопедия литературицида» – содержит более 350 биографических справок о знаменитых писателях разных стран и эпох, добровольно ушедших из жизни. Именно знаменитых, то есть оказавших большое влияние на умы современников. И многие из них перед самоубийством длительное время страдали психическими расстройствами, проходили лечение в психиатрических клиниках. И при этом творили.

Но одно дело, когда из-под пера гениального безумца, страдающего алкогольным психозом, выходят потрясающие лирические стихотворения про «клен ты мой опавший, клен заледенелый» и «белую березу под моим окном» (Сергей Есенин), и совсем другое, когда страдающей шизофренией в тяжелой форме автор создает идеи сверхчеловека и новой морали, прославляющей стремление человека к власти и уничтожение больных и слабых (Фридрих Ницше).

Поэтому печально, но факт: миллионы читателей, погружаясь в вымышленный мир именитых, но психически нездоровых авторов, невольно пропитываются их же нездоровыми образами и ложными представлениями, которыми отравляют потом всю свою жизнь. А если читатель – человек, облеченный властью, последствия оказываются ужасными уже не только для него, но и для миллионов людей.

Мы хотим быть правильно понятыми: мы «за» литературу и кино. Мы «против» переноса сюжетов вымышленных художественных произведений в свою отнюдь не вымышленную жизнь. Мы «против» копирования и такого глубокого погружения в придуманные чужие жизни, при котором происходит незаметное самопрограммирование на подражательство и принятие шаблонов чужого поведения в качестве программ своего.

Мы призываем, читая и смотря, включать все-таки внутренние фильтры сознательного восприятия входящего потока информации, понимая, что никакая полученная нами информация не проходит бесследно.

В противном случае художественные произведения могут превратиться, по выражению немецкого философа Артура Шопенгауэра, в «нравственный яд, притупляющий ум».

 

Наверное, вы уже заметили, как часто мы употребляем понятие «программирование» по отношению к нашему сознанию. Это не случайно. Наш мозг действительно очень похож на компьютер, и с ним можно производить те же манипуляции, что и с этим электронным устройством.

Человеческий мозг также получает питание и решает определенного рода задачи.

Наше питание – это кислород и различные химические элементы, которые мы получаем и перерабатываем в процессе пищеварения и газообмена. Спинной мозг можно сравнить с сопроцессором, управляющим работой почти всех органов.

Наш мозг, также как и процессор компьютера, работает на основе электрических сигналов, преобразуя их в команды. Они оба занимаются обработкой входящих сигналов (информации).

Картинки, возникающие в мозгу, когда мы воспринимаем информацию визуально, на самом деле, преобразованные электрические сигналы, поступающие через сетчатку глаза по нейронам на особую часть мозга, которая находится глубоко внутри черепной коробки в полной темноте. Если к этим нейронам подключить обычный компьютер с запущенной программой (например, фильмом), мозг «увидит» не то, что перед человеком, а фильм, идущий от компьютера. И этот фильм, а не окружающая человека действительность, станет для него истинной реальностью.

Уже сегодня созданы и доступны любому ребенку компьютерные игры, погружающие пользователя в виртуальную реальность (например, Sims), в которой он сам создает персонажей, наделяет их характерами и судьбами. В электронном мире персонажи строят дома, обзаводятся семьями, вступают в отношения… В общем, «живут» своей жизнью, очень похожей на нашу, а игрок, проникая в эту «реальность», меняет ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая вполне реальные ощущения. При этом любую ситуацию можно «отмотать назад», переиграть, переписать судьбы персонажей по своему усмотрению.

В этом превосходство компьютерных игр над литературными и кинопроизведениями, в которых ничего изменить нельзя, а можно только сопереживать и сочувствовать героям. Но суть одна – уход от своей реальности и погружение в вымышленную. На эту тему уже появилось много научных исследований, указывающих на опасность такой подмены, стирающей саму личность человека.

Сходство человеческого мозга с компьютером настолько велико, что позволило ученым приступить к созданию беспроводного нейрошлема, считывающего сигналы с мозга и создающего у пользователя полное ощущение присутствия в киберпространстве.

Ведутся разработки микрочипа, который, будучи внедренным в мозг, позволит человеку подключаться к интернету напрямую, минуя компьютер. Но это пока дело будущего, а вот уже сегодня в тело человека пересаживают не только донорские или созданные в лаборатории органы, но и искусственные, с электронной начинкой, и мозг человека легко справляется с их управлением.

Искусственный глаз представляет собой чип с микроэлектродами, вмонтированную в специальные очки камеру и мини-компьютер. С камеры на очках информация об изображении поступает на компьютер, где кодируется и беспроводным способом отправляется на чип, который вживлен в поврежденную сетчатку глаза слепого человека. Микроэлектроды чипа стимулируют оптический нерв, который отправляет сигнал в мозг. А мозг уже создает визуальный образ. В разработке уже новая конструкция «бионического глаза», в котором информация с мини-компьютера, минуя глаза, напрямую отправляется в мозг.

Ученые Университета Техаса в Остине разработали «электронный язык», способный определять вкусы намного точнее, чем обычный человеческий язык.

В Чикагском Институте Реабилитации созданы протезы рук и ног, управлять которыми можно с помощью силы мысли.

В Университете Южной Калифорнии пошли еще дальше – создали микросхему, способную заменить часть мозга, которая отвечает за кратковременную память.

Нужны ли еще доказательства того, что человеческий мозг и компьютер работают принципиально по одной схеме?

Проведем аналогию еще дальше.

Собранный на заводе компьютер из микросхем, плат, проводов и прочего наполнения – это пока еще просто «железо», совсем как новорожденный ребенок. Чтобы компьютер заработал и стал выполнять различные задачи, в него надо загрузить информацию. Чтобы ребенок, взрослея, стал социально адаптированным человеком, в него тоже загружают самые разнообразные программы – как общего свойства, так и прикладного, специального.

Компьютер после сборки снабжают операционной системой – комплексом программ, обеспечивающих управление компьютером как единым целым, его взаимодействие с окружающей средой (человеком, прикладными программами и другими электронными устройствами). Также он получает программы технического обслуживания, среди которых важную часть занимают антивирусные программы (иммунитет компьютера). А потом его снабжают прикладным программным обеспечением, позволяющим собирать и обрабатывать данные из существующих баз и внешних источников, хранить и эксплуатировать информацию.

Компьютер может подхватить вирус и заболеть, его можно лечить, он способен переходить в спящий режим и еще многое из того, что делает его похожим на человека.

Младенца тоже снабжают различными программами, загружая их в его мозг. Среди них есть общие, дающие представления о том, как устроен мир и сам человек, как надо функционировать в социуме, что такое хорошо и что такое плохо, понятия о добре и зле, справедливости и ответственности и много-много других, соответствующих титулу homo sapiens – «человек разумный».

По мере взросления человек проходит различные стадии обучения, приобретая новые программы, уже специальные. В высших учебных заведениях готовят людей-врачей и людей-инженеров, людей-экономистов и людей-юристов, летчиков, химиков и т. д., а количество специалистов того или иного профиля привязывают к потребностям экономики. На этой стадии человек приобретает и мировоззренческие программы, становясь атеистом или верующим (со специализацией на определенную конфессию), коммунистом или фашистом, демократом или социалистом и т. д.

Все эти прикладные программы к моменту его рождения уже созданы, а их конкретный выбор определяют те, кто занимается воспитанием (программированием) человека. Вот почему человек так легко усваивает модели поведения, принятые в семье и обществе.

С одной стороны, грустно сознавать, что запрограммировать человека так же легко, как обычный компьютер! С этим хочется спорить, протестовать, отрицать, но, увы, с объективными фактами лучше не спорить, какими бы неприятными они на первый взгляд не выглядели. Потому что есть еще и второй взгляд, и третий…

А уже второй взгляд выводит нас в позитивное русло. Он показывает, что если наше всемогущее подсознание так легко подвергается внушению, значит, его можно и перепрограммировать, причем, самостоятельно! Сделать это несложно, воспользовавшись приведенной в последней главе «Дорожной картой».

Мы считаем, что создание и развитие отношений – самая важная из программ, которая может и должна быть усвоена человеком. Отношения между полами – ее важнейший раздел, причем, один из самых трудных для понимания и наиболее сложный для воплощения.

Практика показывает, что проще заработать огромный капитал, чем сдать экзамен по семейному счастью. Но один из парадоксов нашей жизни в том, что в представлениях и в жизни абсолютного большинства людей приоритеты перевернуты с ног на голову: тому, что самое сложное и самое важное, в системе образования места нет. Ни в школах, ни в университетах нет таких предметов, как развитие интуиции и смысл жизни, предназначение человека и любовь, программа жизни и план души, сексуальная гармония и терпимость, энергетика человека и способы ее укрепления,

Нас учат быть первыми, но не учат быть счастливыми.

Не обучают жить «здесь и сейчас», испытывая блаженство от каждого дня, прожитого со смыслом, а не с новой пачкой денег. Не учат понимать и ценить красоту, сознавать природу Вечности и место в ней человеческой души.

Еще один парадокс: когда люди вступают в брак, никто не требует от них диплома о высшем или хотя бы начальном семейном образовании, а когда покупают простейший электроприбор или мобильный телефон, обязательно получают с ним подробную инструкцию по эксплуатации, порой, в виде целой книги! Из нее можно узнать, как включать и выключать это устройство, как соблюдать технику безопасности и заряжать аккумулятор… В общем, получить массу ценных сведений по управлению несложным в общем-то аппаратом. А, вступая в брак, люди не получают ничего, кроме разве что пожеланий типа «Совет вам да Любовь», «Живите дружно!».

И законный брак, едва пройдя стадию букетно-конфетных отношений, быстро превращается в унылые узы. Да-да, именно так уже заранее определяют характер будущих отношений, говоря о «священных узах брака». В Википедии (свободной энциклопедии), например, дано такое определение обручального кольца: «Кольцо, которое символизирует брачные узы».

Но ведь узы, согласно толковому словарю – это, прежде всего, цепи, оковы, путы, кандалы!

И только во втором, переносном значении – это то, что связывает, соединяет в хорошем смысле (узы дружбы, узы любви и т. д.).

Вот так, на подсознательном уровне закладывается почва, на которой потом произрастают конфликты и разводы.

Скажете, это уж слишком? Перебор? Выдумка? Ничуть! Любая входящая информация, которая не отвергается с порога, довольно быстро проникает в подсознание, становится частью мировоззрения и направляет затем развитие событий в физической реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: