Духовная жизнь общества
Религия. Свобода совести. Атеизм.
Религия – это форма мировоззрения, которая делит окружающий мир на реальный, в котором живёт человек, и мир потусторонний, в котором пребывает сверхъестественная сила – Бог.
Религиозное верование – это внутренняя убеждённость в существование высшей силы, Бога, сотворившего мир, управляющего миром, даровавшего нормы морали, устрашающего и утешающего, карающего или вознаграждающего.
Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”
По Конституции РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.
|
|
Функции религии
- Религия объясняет человеку явления физического и социального окружения, устройства мира, определяет его место и указывает, в чём состоит смысл жизни.
- Религия даёт людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору.
- Религия воспитывает и обеспечивает связь поколений
- Она может влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
- Религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств, сглаживает социальные конфликты
Крупнейшие религии сегодня:
Главные мировые (наднациональные) религии – буддизм, христианство, ислам.
Буддизм – это религия, которая возникла на северо – западе Индии V-VIвв. до н.э.
Это самая древняя из мировых религий. В настоящее время число её сторонников достигло половины миллиарда человек. Её основателем был индийский принц Гаутама.
В основе буддизма лежит представление о четырёх благородных истинах.
Первая истина – это истина страдания. С точки зрения буддизма, жизнь есть страдание.
Вторая истина – это истина о причинах страдания. Человек страдает из-за того, что в основе его деятельности лежат страсти
Третья истина – это истина о прекращении страдания. Чтобы прекратить страдания человек должен отказаться от своих страстей и желаний.
Четвёртая истина – это истина о пути прекращения страдания. Эта истина предписывает буддисту верить в Будду и его учение, соблюдать моральные принципы (не лгать, не клеветать, не совершать дурных проступков) и сконцентрироваться на единственно правильной цели – отказе от страстей.
|
|
Христианство – мировая религия возникшая в 1-м. веке н.э.
Ныне это самая распространенная религия на Земле религия, насчитывающая свыше 1900млн.приверженцев
Ислам (мусульманство) – мировая религия, которая возникла вVII в. н. э. Её основателем был Мухаммед. Ислам распространён главным образом в арабских странах; число его сторонников насчитывает ок. миллиарда человек.
Обязанности мусульман:
- Верить, что Аллах – единственный бог.
- Совершать намаз (молитву) 5 раз в день
- Хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество в Мекку. В Мекке находится святыня мусульман - Кааба
- Совершать пост.
- Отдавать 10% от своего дохода в пользу властей, а также совершать добровольную милостыню
Иудаизм (национальная религия у евреев)
Конфуцианство (национальная религия в Китае)
Синтоизм (национальная религия в Японии)
Атеизм – это отрицание существования бога и отрицание религии вообще.
Человек и культура.
Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством.
Выделяют основные функции культуры:
- Познавательная → Целостное представление о народе, стране, эпохе
- Оценочная → Отбор ценностей, обогащение традиций
- Регулятивная
(нормативная) → Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
- Информативная → Передача и обмен знаниями, ценностями и опытом
предшествующих поколений
- Коммуникативная → Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение
- Социализация → Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию
По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную.
Субкультура – часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам
(подростковая, байкерская, чиновничья и т.д.).
Контркультура - альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям.
Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.