ГЛАВА 14. Бог - наш Судья

I

Вы верите в Божий суд? Я имею в виду, верите ли вы в Бога, Который является нашим Судьей?

По-видимому, многие из нас в это не верят. Стоит только заговорить о Боге как об Отце, Друге, Помощнике, любящем нас, несмотря на все наши слабости, глупости и грехи, - и лица освещаются улыбками: вы попали на нужную волну. Но заговорите о Боге-Судье, и люди начинают хмуриться и качать головами. Их разум отшатывается от этой мысли. Она кажется им отталкивающей и недостойной.

Но в Библии как раз с особой силой подчеркивается, что Бог действительно наш Судья. Само слово «Судия» по отношению к Нему употребляется очень часто. Когда Бог решил разрушить Содом, город наподобие Лондона, Авраам, ходатайствуя за него, вскричал: «Судия всей земли поступит ли неnравосудно?» (Быт.18:25). Иеффай в завершение своего ультиматума в адрес аммонитского царя и его армии провозгласил: «Я не виновен пред тобою, и ты делаешь мне зло, выступив против меня войною. Господь Судия да будет ныне судьею между сынами Израиля и между Аммонитянами» (Суд.11:27). «Бог есть Судия», - написал псалмопевец (Пс.74:8); «Восстань, Боже, суди землю» (Пс.81:8). В Новом Завете автор Послания к евреям говорит о «Судии всех» - Боге (Евр.12:23).

И дело не только в самом этом слове. Мысль о неизбежности Божьего суда сквозит на каждой странице библейской истории. Бог судил Адама и Еву, изгнав их из Эдемского сада и наложив проклятие на их будущую жизнь на земле (Быт.3). Бог судил нечестивый мир во дни Ноя и послал потоп, чтобы уничтожить человечество (Быт.6-8). Бог судил Содом и Гоморру, обрушив на них извержение вулкана (Быт.18-19). Бог судил поработителей Израиля египтян, во исполнение предсказаний (Быт.15:14) поразив их десятью бедствиями (Исх.7-12). Бог судил тех, кто поклонялся золотому тельцу, и Он назначил левитов палачами (Исх.32:26-35). Бог судил Надава и Авиуда за то, что они принесли Ему чуждый огонь (Лев.10:1-2), так же Он наказал Корея, Дафана и Авирона, которых поглотила разверзнувшаяся земля (Чис.16). Бог судил Ахана за святотатство и воровство, стерев его с лица земли вместе с женой (И.Нав.7). Уже после вхождения в Ханаан Бог наказал израильтян за неверность, и их поработили иные народы (Суд.2:11-13; 3:5-7; 4:1-3). Ведь еще до того, как они вошли в землю обетованную, Бог предостерегал их, что в случае беззакония их ожидает изгнание. В конце концов, после многочисленных увещеваний через пророков, Он наказал их, исполнив Свою угрозу: северное царство (Израиль) стало жертвой ассирийского плена; южное царство (Иудея) попало в вавилонское изгнание (4Цар.17; 22:15-17; 23:26-27). В Вавилоне Бог наказал и Навуходоносора, и Валтасара за их непочтение к Себе; первому из них Он дал еще какое-то время, чтобы исправиться, второму - нет (Дан.4,5). И рассказы о суде Божьем мы читаем не только в ветхозаветных повествованиях. В Новом Завете суд Божий обрушивается на иудеев за то, что они отвергли Христа (Мф.21:4344; 1Фес.2:14-16), на Ананию и Сапфиру за ложь пред Богом (Деян.5), на Ирода за его гордыню (Деян.12:21-23), на Елиму за противостояние Евангелию (Деян.13:8-11) и на коринфских христиан, которых поразила болезнь (в некоторых случаях - смертельная) за недостойное отношение к Вечере Господней (1Кор.11:29-32). И это лишь некоторые из многочисленных библейских рассказов о суде и наказании Божьем.

Если от библейской истории перейти к библейскому учению - к закону, к пророкам, к авторам книг мудрости, к словам Христа и Его Апостолов, - то становится очевидным, что в этом учении постоянно присутствует мысль о Божьем суде и наказании. Моисеев закон дан нам от лица Бога, Который Сам, будучи праведным Судьей, не дрогнув, пошлет наказание на нарушителей Его закона. Пророки подхватывают эту мысль; большая часть их пророчеств состоит из объяснений закона и из грозных предупреждений о наказании нечестивцев, не желающих каяться. Они гораздо больше внимания уделяют проповеди суда и наказания, нежели проповеди о Мессии и Его Царстве! В книгах мудрости мы видим сходную точку зрения. Основная незыблемая истина, стоящая за всеми размышлениями о жизненных проблемах в Книгах Иова и Екклесиаста, а также в практических советах Книги Притчей состоит в следующем: «Бог приведет тебя на суд»; «Всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо оно или худо» (Екк.11:9; 12:14).

Те, кто Библию практически не читает, уверенно заявляют, что с началом Нового Завета тема Божьего суда отходит на задний план. Но если рассмотреть Новый Завет, и даже не слишком подробно, можно увидеть, что настойчивые ветхозаветные напоминания о том, что Бог есть Судья, здесь вовсе не исчезают, а скорее, усиливаются. Через весь Новый Завет проходит уверенность в том, что грядет день всеобщего суда, и, следовательно, возникает вопрос: как грешнику примириться с Богом, пока еще есть время? Новый Завет ожидает наступления «судного дня», «дня гнева», «грядущего гнева» и провозглашает Иисуса, Бога Спасителя, и всевышним Судьей. «Судия, [стоящий] у дверей» (Иак.5:9), «Имеющий вскоре судить живых и мертвых» (1Пет.4:5), «праведный Судия», Который даст Павлу венец славы (2Тим.4:8) - это Господь Иисус Христос. «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян.10:42). Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа», - сказал Павел афинянам (Деян.17:31), а римлянам написал: «Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа» (Рим.2:16). Сам Иисус утверждает то же самое: «Отец... весь суд отдал Сыну,.. дал Ему власть производить и суд... Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:22,27-29). Итак, Иисус Нового Завета - Спаситель мира, также и его (мира) Судья.

II

Что же это значит? Что означает утверждение, что Бог есть судья? Здесь стоит рассмотреть по крайней мере четыре момента:

1. Судья это лицо, обладающее властью.

В библейском мире верховным судьей всегда был царь, поскольку у него была высшая власть. Именно поэтому, согласно Библии, Бог является Судьей нашего мира. Мы принадлежим Ему, поскольку Он нас сотворил и как наш Владыка имеет право нами распоряжаться. У Него есть право давать нам законы и воздавать нам согласно тому, насколько мы их соблюдаем или не соблюдаем. В самых современных государствах законодательство и судебный аппарат разделены, чтобы судья не мог сам издавать те законы, по которым судит. Но в древнем мире все было не так, не так это и в наших отношениях с Богом. Для нас Он является и Законодателем, и Судьей.

2. Судья - это олицетворение всего справедливого и доброго.

В Библии нет ничего похожего на современное представление о том, что судья должен быть холоден и бесстрастен. Библейский судья должен любить справедливость, действовать праведно и ненавидеть всякое оскорбление, наносимое человеку его ближним. Неправедный судья, которому безразлично, восторжествует добро над злом или нет, с точки зрения Библии выглядит чудовищно. Библия не дает нам повода сомневаться в том, что Бог любит праведность и ненавидит беззаконие, что в Нем в совершенстве воплощается идеал судьи, который олицетворяет собой добро и справедливость.

3. Судья обладает мудростью, чтобы видеть истину.

В библейском мире первой задачей судьи было установить истинность фактов в каждом деле. Никаких судебных комиссий или присяжных заседателей не существовало; на нем одном лежала ответственность за то, чтобы всех расспросить и внимательно все рассмотреть, уличить во лжи и установить, что же на самом деле произошло. Говоря о том, как судит Бог, Библия всегда подчеркивает всеведение и мудрость Того, Кто исследует сердца и видит подлинные факты. От Него ничто не укроется; можно обмануть людей, но Его провести не удастся. Он знает нас и судит за то, какие мы есть на самом деле. Явившись Аврааму в человеческом образе у дубравы в Мамре, Бог дал ему понять, что направляется в Содом посмотреть, какова же на самом деле нравственность его жителей. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет, узнаю» (Быт.18:20-21). Так всегда и бывает: Бог все узнает. Он будет судить по правде - согласно истинным фактам и праведности. Он судит «тайны человеческие», а не только явное. Не зря Павел пишет, что «всем нам должно явиться (т.е., став при этом явными) пред судилище Христово» (2Кор.5:10).

4. Судья - лицо, наделенное властью, чтобы привести приговор в исполнение.

Современный судья только произносит приговор; его исполнением занимается другой отдел юридического аппарата. Точно так же дело обстояло и в древнем мире. Но Бог Сам приводит в исполнение Свои приговоры. Он издает законы и судит, Он же и наказывает. В Нем сосредоточены все судебные функции.

III

Из всего сказанного становится ясно, что, провозглашая Бога Судьей, Библия при этом отчасти рассказывает нам о Его характере. Мы видим Его нравственное совершенство, Его праведность и справедливость, Его мудрость, всеведение и всемогущество. Нам также понятно, что сущность Божьей справедливости есть воздаяние, - т.е., люди получают то, что заслужили, - ведь именно в этом и заключаются обязанности судьи. Для Бога естественно воздавать добром за добро и злом за зло. Поэтому, говоря о Судном дне, Новый Завет всегда описывает его как час возмездия. Бог будет судить всех людей, говорится там, «по делам их» (Мф.16:27; Отк.20:12-13). Павел продолжает эту мысль: Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе... Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:6-11). Принцип воздаяния всеобъемлющ: как христиане, так и нехристиане получат «по делам своим». Павел особо обращается к христианам, говоря: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10).

Такое воздаяние является основным и естественным выражением Божьего характера. Бог решил быть Судьей каждого человека и воздать каждому по его делам. Воздаяние это неизбежный нравственный закон творения; и Богом предусмотрено, что каждый рано или поздно получит то, что заслужил - если не сейчас, то после. Это один из основных законов жизни. И мы, сотворенные по образу Божьему, в глубине своих сердец знаем, что это справедливо. Так и должно быть. Часто мы жалуемся, как пожаловался как-то один гангстер (хотя основания для его ареста были вполне убедительными): «Нет в жизни справедливости!» В нашем сознании временами появляются мысли, близкие словам псалмопевца, видевшего, как невинные становились жертвами нечестивых, которые в свою очередь «с прочими людьми не подвергаются ударам», а напротив процветают и благоденствуют (Пс.72). Но характер Бога - залог того, что однажды вся несправедливость будет исправлена. Когда настанет «день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5), наступит время подлинного воздаяния и нас больше не будет преследовать мысль о вселенской несправедливости. Бог есть Судья, так что справедливость восторжествует.

Почему же люди противятся мысли о том, что Бог наш Судья? Почему они чувствуют себя перед Ним недостойными? Дело в том, что совершенство Божьего суда это часть нравственного совершенства Бога. Разве можно было бы назвать благим и прекрасным такого Бога, Которому не было бы дела до разницы между добром и злом? Можно ли было бы возносить хвалу нравственному совершенству такого Бога, Который не делал бы никакого различия между историческими бестиями, гитлерами и сталиными (если нам позволено упомянуть имена), и Своими собственными святыми? Нравственное безразличие - совсем не совершенство, но недостаток. И воздержаться от суда над миром означало бы проявить нравственное безразличие. Убедительное доказательство, что Бог - совершенная нравственная Личность, небезразличная к вопросам добра и зла, заключается в том, что Он решил Сам судить мир.

Понятно, что неизбежность грядущего Божьего суда должна воздействовать на наши жизненные воззрения. Осознав, что нас ждет возмездие, мы будем жить не так, как жили бы, если бы никакого возмездия не было. Необходимо подчеркнуть, что нельзя воспринимать учение о Божьем суде и особенно о Судном дне только как некое пугало для устрашения людей, чтобы они придерживались хотя бы внешней, общепринятой «праведности». Конечно, в отношении нечестивцев это учение действительно содержит в себе устрашающие моменты. Но его основная цель - раскрыть для нас нравственный характер Бога и придать нравственный смысл человеческой жизни. Как писал об этом Леон Моррис, «учение о последнем суде... подчеркивает ответственность человека и неизбежность торжества справедливости над всеми злодеяниями, которые встречаются в теперешней жизни. Ответственность придает достоинство самому смиренному поступку, вера в торжество справедливости приносит спокойствие и уверенность тем, кто находится в самой гуще сражения. Это учение дает жизни смысл... Христианское воззрение на Божий суд означает, что история движется не бесцельно... Учение о суде говорит о торжестве Бога и добра. Немыслимо, чтобы нынешняя борьба добра и зла продолжалась вечно. Учение о суде означает, что зло будет уничтожено - властно, решительно и навсегда. Учение о суде означает, что в конце концов Божья воля полностью исполнится»[13].

 

IV

Не все осознают, что, согласно Новому Завету, основная власть на Страшном суде, точно так же, как на небесах и в аду, принадлежит Господу Иисусу Христу. Не зря во время англиканской службы погребения священник в одном предложении называет Иисуса «святым и милостивым Спасителем, всевышним предвечным Судией». Ведь Иисус постоянно напоминал, что в тот день, когда люди явятся пред престолом Божьим, чтобы получить вечное воздаяние за прожитую жизнь, Он Сам будет судить всех от имени Отца, и за Ним останется решающее слово, будь то слово принятия или отвержения (см. Мф.7:13-27; 10:26-33; 12:36-37; 13:24-49; 22:1-14; 24:36-25:46; Лк.13:2330; 16:19-31; Ин.5:22-29).

Самое четкое описание Иисуса как Судьи мы находим в Евангелии от Матфея 25:31-46: «Сын Человеческий... сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других... Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство...» Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный...». Самое ясное описание исключительного права Иисуса на суд содержится в Евангелии от Иоанна 5:22-29: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца... Отец... дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий [Которому было обещано владычество вместе с правом судить - Дан.7:13-14]... Наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Бог Сам отдал суд Иисусу и укрыться от Него нельзя. Он стоит в конце пути каждого из нас без исключения. «Приготовься к сретению Бога своего!» - провозгласил пророк Израилю (Ам.4:12); «приготовьтесь к встрече с воскресшим Христом!» (см. Деян.17:31) - таков призыв, обращенный к сегодняшнему миру. И можно быть уверенными, что Тот, Кто есть истинный Бог и совершенный Человек, будет абсолютно справедливым Судьей.

 

V

Итак, на Страшном суде каждому воздастся по делам его - то есть, согласно тому, что мы делали в течение своей жизни. Значимость наших «дел» состоит не в том, что они заслуживают какой -то награды от Судьи - для этого они слишком далеки от совершенства, - но в том, что они выражают состояние нашего сердца, то есть, другими словами, подлинную сущность каждого из нас. Иисус сказал однажды: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12:36-37). Чем же так важны произносимые нами слова (каждое из которых рассматривается как «дело»)? А вот чем: слова показывают, какие мы внутри. Иисус как раз на этом сделал ударение: «Дерево познается по плоду... Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (ст.33-34). Точно так же, в притче об овцах и козлах речь идет о том, позаботились мы о нуждах братьев-христиан или нет. Почему это так важно? Не потому, что одни поступки заслуживают награды, а другие нет, а потому, что по нашим делам можно судить, живет ли в нас любовь к Христу, любовь, вырастающая из живущей в сердце веры (см. Мф.25:34-46).

Как только мы осознаем, что в Судный день творимые нами дела будут показателем нашего духовного состояния, нам будет ясен ответ на вопрос, который многих озадачивает. Вопрос вот в чем. Иисус сказал: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). А Павел говорит: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле» (2Кор.5:10). Как совместить эти два высказывания? Как прощение и оправдание, получаемые даром, сочетаются с тем, что каждого будут судить по делам его? Мы можем ответить так. Во-первых, дар оправдания несомненно защищает верующих от осуждения и изгнания от лица Божьего как грешников. Это можно понять из видения Книги Откровения 20:11-15, там вместе с «книгами», где записаны дела всех людей, открывается «книга жизни», и тех, кто в ней записан, не бросают в «озеро огненное», куда повергаются все остальные люди. Но, во-вторых, дар оправдания совсем не защищает верующих от оценки их как христиан. И если окажется, что какой-нибудь христианин вел себя распущенно, занимался мошенничеством и оказывал пагубное влияние на окружающих, то он лишится всех благ, которые получат другие. Это вытекает из призыва Павла к коринфянам - внимательно смотреть за тем, какую жизнь они строят на Христе - нашем общем основании: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается... У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот получит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:12-15). «Награда» и «урон» означают обогащенные или обедненные взаимоотношения с Богом, хотя сейчас нам не дано знать, в чем именно это будет выражаться.

На Страшном суде будут приниматься во внимание также и наши познания. Каждому человеку известна хоть какая-то доля Божьей воли через общее откровение, даже если он ничего не знает о законе и Евангелии. Все виновны пред Господом, что не придерживались даже того, что им было известно. Но наказание определяется именно мерой познания (см. Рим.2:12 и ср. с Лк.12:47-48). Здесь действует принцип: «От всякого, кому дано много, много и потребуется» (ст.48). Справедливость его очевидна. И в каждом случае Судья всей земли рассудит по правде.

 

VI

Тот неизбежный день, когда мы предстанем пред судилищем Христовым, Павел называет «страхом Господним» (2Кор.5:11) - и не напрасно. Господь Иисус, как и Его Отец, чист и свят; о нас же ни того, ни другого не скажешь. Мы живем под Его взором, Ему известны наши тайны, и в последний день вся видеопленка нашей жизни заново пройдет перед Его глазами. Если мы хоть сколько-нибудь знаем самих себя, то нам понятно, что мы недостойны стоять перед Ним. Что же теперь делать? Новый Завет отвечает: взовите к грядущему Судье и просите Его сегодня стать вашим Спасителем. Будучи Судьей, Он вершит закон, но как Спаситель Он несет благовестие. Убегите от Него сегодня, и потом вы встретите Его как Судью - и не будет уже никакой надежды. Взыщите Его сейчас, и найдете Его (ибо «всякий ищущий находит»), и обнаружите, что ожидаете грядущей встречи с радостью, зная, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим.8:1). Поэтому

Час придет, и навсегда

Я сомкну глаза свои,

Дух предстанет мой тогда

Пред престолом Судии.

Боже, Ты - скала моя!

Я молю: спаси меня!

 

 

ГЛАВА 15. Гнев Божий

I

«Гнев» - это древнее слово, определяемое в толковых словарях как «глубокое, интенсивное чувство возмущения и негодования». «Негодование», в свою очередь, - это «проявление недовольства, раздражения и чувства вражды из-за нанесенной обиды или оскорбления». «Возмущение» определяется как «справедливое негодование, появляющееся в результате несправедливости и подлости». Вот что такое гнев. И, как сообщает нам Библия, гнев - это одна из присущих Богу черт.

В современной христианской церкви появилось обыкновение обходить эту тему стороной. Те, кто еще верит в Божий гнев (а верят в него далеко не все), мало об этом говорят; возможно, они мало об этом и думают. Обращаясь к нынешнему веку, бесстыдно продавшему себя богам жадности, гордыни, секса и своеволия, Церковь смущенно бормочет о Божьей доброте, практически ничего не говоря о Его гневе и Его суде. Сколько раз в этом году вы слышали или - если вы сами священник - произносили проповеди о гневе Божьем? Интересно, когда последний раз христианин открыто говорил об этом по телевидению, по радио или в одной из тех статей-проповедей, что появляются иногда на страницах еженедельных газет? (а если это и случалось, то скоро ли этого человека пригласят выступить еще раз или написать еще одну статью?) В современном обществе тема о Божьем гневе фактически стала запретной, и в большинстве своем христиане примирились с этим и про себя решили никогда не поднимать этого вопроса.

Уместно спросить: а так ли должно быть? Ведь в Библии все совсем иначе. Скорее всего, разговоры о Божьем гневе никогда не были особенно популярны; но, тем не менее, авторы книг Библии постоянно возвращаются к этой теме. Одна из самых поразительных черт Библии - это удивительная настойчивость, с которой оба Завета подчеркивают неизбежность и ужас Божьего гнева. «Если исследовать симфонию, то мы обнаружим, что гнев, ярость и негодование Бога упоминаются в Библии чаще, нежели Его любовь и нежность»[14].

Библия утверждает, что Бог, будучи благим к тем, кто доверяет Ему, настолько же страшен для тех, кто Ему не верит. «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания... Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются перед Ним. Благ Господь - убежище в день скорби - и знает надеющихся на Него. Но... врагов Его постигнет мрак» (Наум.1:2-8).

Павел ожидал явления Господа Иисуса «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться в святых Своих» (2Фес.1:8-10). Это полезное напоминание о том, что грозные слова, подобные словам Наума, присущи не только Ветхому Завету. В Новом Завете «гнев Божий», или просто «гнев», - общепринятые термины для описания того, как Бог будет воздавать тем, кто от Него отвернулся (см. Рим.1:18; 2:5; 5:9; 12:19; 13:45; 1Фес.1:10; 2:16; 5:9; Oтк.6:16-17; 16:19; Лк.21:22-24 и т.п.).

Но Библия описывает гнев Божий не только в общих чертах, как в вышеупомянутых отрывках. Мы уже увидели в предыдущей главе, что библейская история провозглашает как благость, так и суровость Божью. Как «Путешествие пилигрима» можно назвать книгой о дорогах в ад, так Библию можно назвать книгой гнева Божьего, ибо она полна рассказов о Божьем воздаянии - начиная от проклятия Адама и Евы и их изгнания в 3 главе Бытия и заканчивая свержением «Вавилона» и великим судилищем в Откровении 17-18 и 20.

Становится ясно, что тема Божьего гнева - одна из тех, где авторы книг Библии не проявляли никакой сдержанности. Почему же мы так стеснительны? Почему, если сама Библия говорит об этом в полный голос, мы так часто умышленно молчим? Почему мы смущаемся и теряемся, когда разговор заходит о Божьем гневе, почему так старательно уклоняемся от подобных вопросов И отделываемся скупыми замечаниями? Что кроется за нашей нерешительностью, за нашими затруднениями? Сейчас мы говорим не о тех, кто отвергают учение о гневе Божьем, потому что они не готовы воспринимать библейскую веру серьезно. Мы имеем в виду многих, считающих себя членами «внутреннего круга церкви», твердо верящих в Божью любовь, Его милость и в искупительное дело Господа Иисуса Христа, ревностно следующих Писанию в других моментах, но смущенно останавливающихся перед учением о Божьем гневе. В чем же здесь дело?

II

Главная причина такого смущения лежит, видимо, в нашем смутном подозрении, что мысль о гневе как-то недостойна Бога.

Для некоторых «гнев» - это потеря самообладания, взрыв бешенства, чаще всего неоправданные. Другим кажется, что гнев - это ярость осознанного бессилия, уязвленное самолюбие или просто признак скверного характера. Разве же можно, думаем мы, приписывать Богу подобные качества?

Ответ таков: действительно, нельзя; но Библия нас об этом и не просит. Скорее всего, здесь имеет место непонимание «антропоморфного» языка Писания - т.е. обыкновения описывать характер и чувства Бога, пользуясь обычными человеческими понятиями. Это обыкновение основано на том, что Бог сотворил человека по Своему образу, и следовательно, человеческая личность и характер похожи на Бога более, чем на любое другое известное нам существо. Но когда Библия говорит о Боге, используя антропоморфные понятия, это не означает, что святому Творцу присущи те ограничения и несовершенства даже благих черт характера, которые свойственны нам, грешным творениям. Напротив, само собой разумеется, что это не так. Например, Божья любовь, какой открывает ее нам Библия, никогда не приведет Бога к глупым, импульсивным, безнравственным действиям - в то время как человеческая любовь часто приводит именно к этому. Точно так же, Божий гнев в Библии никогда не превращается в капризное, раздраженное, нравственно неблагородное негодование, каким часто бывает гнев человеческий. Напротив, Божий гнев - это Его справедливая и необходимая реакция на объективное нравственное зло. Бог гневается только тогда, когда есть на что гневаться. Даже к людям приложимо понятие справедливого (т.е., праведного) негодования, хотя оно и редко встречается. Но всякое негодование Бога праведно. Может ли благой Бог принимать зло с таким же удовольствием, как и добро? Разве был бы Бог нравственно совершенным, если бы не враждовал со злом в Своем мире? Конечно, нет! И говоря о гневе Божьем, Библия имеет в виду именно эту непримиримую реакцию на зло, без которой невозможно нравственное совершенство.

Другие усматривают в мысли о Божьем гневе жестокость. Возможно, они вспоминают знаменитую евангельскую проповедь Джонатана Эдвардса «Грешники в руках разгневанного Бога», которая в 1741 году всколыхнула весь город Энфилд в Новой Англии. В этой проповеди Эдвардс говорил о том, что «душевный человек висит над пропастью ада в руках Божьих», и употребил несколько ярких образов, которые заставили собрание почувствовать весь ужас своего положения и придали особую силу заключительному выводу проповедника: «Посему пусть всякий, кто не во Христе, пробудится и бежит от грядущего гнева». Каждый читавший эту проповедь знает, насколько прав был А.Х.Стронг, великий баптистский богослов, подчеркнувший, что образы Эдвардса, какими бы четкими и впечатляющими они ни были, это только образы. Эдвардс ни в коем случае «не считал, что ад состоит из огня и кипящей серы, но был уверен, что ад - это отсутствие святости и отделение грешной, виновной совести от Бога; огонь же и сера только символически изображают это состояние»[15]. Но аргумент Стронга не вполне удовлетворяет критиков Эдвардса; они утверждают, что Бог, допускающий наказание, для описания которого требуются подобные образы, по всей видимости, свирепое и жестокое чудовище.

Так ли это на самом деле? Два соображения из Библии убеждают, что это неверно.

Во-первых, Божий гнев - всегда праведный, то есть, это гнев Судьи, соблюдающего справедливость. Жестокость безнравственна. Но, говоря о мучениях тех, кто испытывает на себе полноту Божьего гнева, Библия - да и проповедь Эдвардса - неизменно подразумевают, что мучения эти вполне заслуженные. «День гнева», как пишет Павел, это еще и день «откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:5-6). Сам Иисус - а Он говорил на эту тему гораздо больше любого другого новозаветного персонажа - сказал, что каждому воздастся по делам его. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому вверено больше, с того больше взыщут» (Лк.12:47-48). Бог позаботится, говорит в своей проповеди Эдвардс, о том, «чтобы вы не пострадали больше, чем должно по справедливости» - но то, что «должно по справедливости», продолжает он, принесет ужас и страдание всякому, умирающему в неверии. Если задать вопрос: заслуживает ли непослушание Творцу столь великого и ужасного наказания? - всякий, кто хоть раз был обличен в своем грехе, без колебания ответит утвердительно. Такой человек знает, что все те, чья совесть еще спит и кто ни разу не задумывался, по словам Ансельма, «как тяжек грех», еще не в состоянии дать ответ на этот вопрос.

Во-вторых, Библия говорит, что люди сами выбирают для себя гнев Божий. Еще до того, как Бог пошлет человека в ад, этот человек уже сам выбрал для себя состояние ада, отвернувшись от света, который Бог послал ему в сердце, чтобы указать путь к Себе. Говоря, что «не верующий (в Иисуса) уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божьего», Иоанн объясняет: «суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы»(Ин.3:18-19). Он говорит очень точно. Окончательный суд над погибшими - это суд, который они сами навлекают на себя, отвергая свет, приходящий к ним в Иисусе Христе и через Него. Итак, все, что Бог посылает человеку в наказание за неверие - будь то в жизни нынешней или грядущей, - Он делает для того, чтобы показать всю полноту сделанного человеком выбора.

Этот основной выбор был и остается простым: либо ответить на призыв «Придите ко Мне,.. возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» (Мф.11:28), либо на него не отвечать. Либо «сохранить для себя свою жизнь, оберегая ее от пристального взгляда Иисуса и от Его желания Самому управлять ею; либо «потерять» эту жизнь, отвернувшись от себя, взвалив на плечи крест, став учеником Иисуса и позволив Господу делать с собой все, что Он захочет. В первом случае, как говорит Иисус, мы можем приобрести весь мир, но добра это нам не принесет, поскольку душу свою мы потеряем. Во втором же случае, потеряв жизнь ради Него, мы найдем ее (Мф.16:24).

Что значит потерять душу свою? Отвечая на этот вопрос, Иисус использует Свои собственные, весьма суровые образы. А именно: «геенна» («ад» в Евангелии от Марка 9:47 и еще в десяти отрывках из Евангелий) - долина неподалеку от Иерусалима, где сжигали мусор; «червь», который «не умирает» (Мк.9:47). Эти образы описывают, как исполненная чувством вины совесть бесконечно ранит душу; «огонь» - мучительное ощущение Божьего недовольства; «тьма внешняя» - осознание того, что вместе с Богом потеряно все благое, все, что придавало жизни какую-то ценность; «скрежет зубов» - самоосуждение и отвращение к самому себе. Да, все это невообразимо ужасно, хотя всякий человек, знакомый с обличением в грехе, уже немного понимает, о чем идет речь. Но все это - не наказания, санкционируемые откуда-то сверху. Скорее, это осознанный переход в то состояние, которое человек когда-то выбрал сам. Неверующий предпочел жить без Бога, противопоставив себя Богу, и он получит то, что выбрал сам. Никто не окажется под гневом Божьим кроме тех, кто сам выбрал этот гнев. Сущность гнева Божьего - в том, чтобы дать человеку то, что тот выбрал, и все, что к этому прилагается: ни больше, ни меньше. Готовность Бога до такой степени уважать человеческий выбор тревожит и даже пугает нас. Но совершенно ясно, что в этом Он абсолютно справедлив и бесконечно далек от бессмысленного и безответственного наказания болью, которую мы называем жестокостью.

Нам нужно помнить, что ключ к толкованию многих библейских мест (часто аллегоричных), которые описывают, как Бог-Царь и Судья активно противостоит людям в гневе и мщении, есть понимание, что Бог лишь подтверждает то осуждение, которое эти люди уже навлекли на себя сами, избрав свой путь в жизни. Это видно из повествования о самом первом акте Божьего гнева по отношению к людям (Быт.3): Адам сам предпочел спрятаться от Бога и держаться подальше от Его присутствия прежде, чем Бог изгнал его из Эдема. Тот же принцип действует во всей Библии.

III

Классический новозаветный ПОДХОД к вопросу о Божьем гневе мы видим в Послании к Римлянам (Лютер и Кальвин называли это Послание вратами в Библию), в котором содержится больше упоминаний о Божьем гневе, чем во всех остальных посланиях Павла вместе взятых. Размышлением о том, что же Послание к Римлянам говорит на данную тему, мы и закончим эту главу. Анализ Послания прояснит некоторые уже сделанные нами выводы.

1. СМЫСЛ Божьего гнева.

В Послании к Римлянам гнев Божий означает решительные действия Бога в наказании за грех. Это выражение как личных чувств триединого Бога Иеговы, так и Его любви к грешникам: это действенное проявление Его ненависти к безбожию и нравственному злу. Слово «гнев» может относиться как к будущему, окончательному проявлению этой ненависти в «день гнева» (5:9; 2:5), так и к нынешним событиям, в которых можно различить Божье возмездие за грех. Например, городские власти, приговаривающие преступников к наказанию, являются «Божьими слугами, отмстителями в наказание делающему злое» (13:4). Гнев Божий - это Его реакция на наш грех, и «закон производит гнев» (4:15), т. е. закон проявляет скрытый в нас грех, который и толкает нас на преступление - поведение, навлекающее Божий гнев (5:20, 7:7-13). Как реакция Бога на грех, гнев - это проявление Его справедливости. Павел с негодованием отвергает всякую мысль о том, что «Бог несправедлив, когда изъявляет гнев» (3:5). Людей, «готовых к погибели», Павел считает «сосудами гнева» - то есть, объектами гнева - так же как рабов мира, плоти и дьявола он называет «чадами гнева» (Еф.2:3). Такие люди, каковы они есть, призывают на себя Божий гнев.

2. Откровение Божьего гнева.

«Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (1:18). Настоящее время глагола «открывается» говорит о постоянном, продолжающемся откровении; слова «с неба» (по контрасту с фразой «в нем» - т.е., в благовествовании - из предыдущего стиха) означают всеобщее откровение, относящееся также и к тем, кого Евангелие еще не достигло.

Как же происходит это откровение гнева? Оно вложено непосредственно в совесть каждого человека: и те, кого Бог предал «превратному уму» (1:28) на безудержное зло, все-таки знают «праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (1:32). Ни один человек не остается без какого-либо знания о грядущем суде. Это непосредственное откровение подтверждается данным нам словом Евангелия, которое подготавливает нас к принятию Благой вести, рассказывая прежде весть о грядущем «дне суда и откровения праведного суда от Бога» (2:5).

И это еще не все. Тем, у кого есть глаза, чтобы видеть, признаки явного Божьего гнева видны уже в нынешнем состоянии человечества. Повсюду христианин отмечает приметы нарастающего вырождения: переход от знания Бога к поклонению тому, что Богом не является, а от идолопоклонства - к еще более отвратительному греху, так что каждое следующее поколение взращивает новые плоды «нечестия и неправды человеков». В этом упадке мы должны видеть действие гнева Божьего: в законности и исчезновении всяких ограничений, когда люди следуют своим развращенным желаниям и все более безудержно предаются похотям своих греховных сердец. Павел описывает этот процесс в Послании к Римлянам 1:19-31 так, как узнал это из Библии и по приметам своего времени: «Предал их Бог... нечистоте», «предал их Бог постыдным страстям», «предал их Бог превратному уму» - эти фразы являются здесь ключевыми (ст.24, 26, 28). Если вам нужно доказательство, что гнев Божий уже сейчас действует мире, Павел посоветовал бы вам понаблюдать за жизнью вокруг и посмотреть, чему Бог предал людей. И кто сегодня, спустя девятнадцать столетий, смог бы опровергнуть его тезис?

3. Избавление от гнева Божьего.

В первых трех главах Послания к Римлянам Павел настойчиво призывает читателя подумать над вопросом: если«открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» и грядет «день гнева», когда Бог «воздаст каждому по делам его», то как можно избежать этого бедствия? Вопрос этот насущный, потому что все мы «под грехом», и «нет праведноro, нет ни одного»; «весь мир становится виновным пред Богом» (3:9-10, 19). Закон не может нас спасти, ибо он лишь обнаруживает грех и показывает, насколько мы грешим против праведности. Внешние религиозные ритуалы также не в состоянии нас спасти, как простое обрезание не спасает евреев. Так есть ли какой-нибудь способ избежать грядущего гнева? Такой способ есть, и Павлу он известен. «Будучи оправданы кровию Его, - провозглашает Павел, - спасемся Им от гнева» (5:9). Чьей кровью? Кровью Иисуса Христа, Сына Божьего, пришедшего во плоти. А что такое быть «оправданным»? Это значит получить прощение и быть принятым в качестве праведника. Так как же нам стать оправданными? Через веру - то есть, самозабвенное доверие Иисусу и тому, что Он сделал. А каким образом кровь Иисуса - то есть, Его жертвенная смерть - становится основанием нашего оправдания? Павел объясняет это в конце 3-й главы (с 24 стиха), где говорит об «искуплении во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру». Что такое «умилостивление»? Это жертва, отводящая гнев через искупление греха и уничтожение вины.

Вот в чем - и позднее мы убедимся в этом еще больше - заключается главная мысль Евангелия: Иисус Христос через Свою смерть на кресте, вместо нас понеся наш грех, сделался «умилостивлением за грехи наши» (1Ин.2:2). Между нами, грешниками, и грозовыми тучами Божьего гнева стоит крест Господа Иисуса Христа. Иисус «избавляет нас от грядущего гнева» (1Фес.1:10).

IV

К сожалению, в прошлом к теме Божьего гнева нередко относились умозрительно, неуважительно и даже подходили к этому вопросу с недобрыми намерениями. Находились люди, которые проповедовали о гневе и осуждении без слез на глазах и без боли в сердце. Несомненно, многие испытывали отвращение при виде маленьких сект, жизнерадостно обрекающих на адские мучения весь мир за исключением себя. Однако, если мы хотим узнать Бога, то для нас жизненно важно осознать истину о Его гневе, несмотря на всю ее непопулярность и на наши предрассудки. Иначе мы не сможем понять Евангелие, которое проповедует избавление от гнева; мы не поймем умилостивление, полученное через крест, и не постигнем чудо спасительной любви Божьей. Мы не сможем увидеть ни Божью руку в истории, ни действие Бога в жизни нашего собственного народа сегодня. Мы окажемся не в состоянии постичь смысл Книги Откровения; в нашем благовестии не будет того ощущения неотложности, которое сквозит в словах Иуды - «а других... спасайте, исторгая из огня» (Иуд.23). Тогда ни наше познание Бога, ни наше служение Ему не будут находиться в согласии с Его Словом.

«Гнев Божий - писал А.У.Пинк - это совершенство характера Бога, и нам необходимо чаще задумываться над этим. Во-первых, для того, чтобы наше сердце постоянно ощущало ненависть Бога к греху. Мы всегда склонны относиться к греху слишком легко, закрывать глаза на его чудовищность и придумывать ему оправдания. Но чем больше мы понимаем отвращение Бога к греху и размышляем об этом, тем скорее мы осознаем всю омерзительность греха. Во-вторых, для того чтобы обрести в душе подлинный страх Божий. «Итак, мы... будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр.12:28-29). Невозможно служить Ему «благоугодно» без надлежащего «благоговения» перед Его величием и без «страха» пред Его праведным гневом; и то, и другое лучше всего пробуждается при мысли о том, что «Бог наш есть огонь поядающий». В-третьих, для того чтобы излить душу в непрестанной хвале [Иисусу Христу] за то, что Он избавил нас от «грядущего гнева» (1Фес.1:10). Наша готовность или нежелание размышлять о Божьем гневе становится настоящей проверкой действительной. любви наших сердец»[16].

Пинк прав. Если мы действительно хотим узнать Бога и быть познанными Им, надо просить Его о том, чтобы Он прямо здесь и сейчас научил нас задумываться о торжественной и суровой реальности Своего гнева.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: