Специфика философского подхода к познанию

Теория познания (или гносеология, философия познания) — это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, от­ношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истин­ности познания.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis — «зна­ние» и logos — «понятие, учение» и означает «понятие о знании», «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравни­тельно недавно шотландским философом Дж. Феррером (1854), учение о по­знании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

В предмете философии как всеобщем в системе «мир — человек» кор­релятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отно­шения. Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. В ее компетенции – вторая сторона основного во­проса философии, чаще всего выражаемая вопросом «Познаваем ли мир?». В гносеологии имеются многие другие вопросы, раскрытие которых связано с иными категориями и понятиями: «сознание», «истина», «практика» и «по­знание», «субъект» и «объект», «материальное» и «идеальное», «человек» и «компьютер», «чувственное», «рациональное», «интуиция», «вера» и т.п. Каждое из этих понятий, выражая духовные или материальные явления, ав­тономно и связано с особой мировоззренческой проблемой. Однако в теории познания все они оказываются объединенными между собой посредством понятия «истина», с которым они так или иначе соотносятся.

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности че­ловека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. В этом отношении некорректно отождествление теории познания с эпистемо­логией (теорией научного познания), допускаемое в ряде философских пуб­ликаций, в том числе в Философском энциклопедическом словаре. Широко распространено такое отождествление в современной западной философской литературе. Однако целесообразно разграничивать эти понятия, связывая эпистемологию только с анализом научного познания и включая ее в гносео­логию. Здесь мы присоединяемся к мнению А.И. Ракитова о том, что научное познание мира обладает целым рядом специфических черт, которых мы не находим в обыденном, художественном, религиозном и ином познании;а поскольку исследования познавательных процедур и операций, критериев и способов образования абстракций, осуществляемых в научной деятельности, представляют для теории познания исключительный интерес, постольку в ней целесообразно выделить особый уровень или раздел, в котором будут со­средоточены проблемы собственно научного познания — эпистемологию. К числу понятий, относящихся к эпистемологии, можно отнести понятия эмпи­рического и теоретического уровней познания, понятия стиля научного мышления, метода научного познания и т.п. Все они являются также и поня­тиями теории познания.

Предметом гносеологии выступает наряду с другими сторонами субъ­ектно-объектных отношений специфика научного знания, специфика обы­денного, повседневного знания, специфика других видов познавательной деятельности человека. Но рассмотрение самих этих видов познания здесь не становится самоцелью. Иначе философская гносеология по крайней мере частично превратилась бы в специальнонаучное исследование и стала бы ча­стью науковедения или логики и методологии научного познания. Специ­фичность того или иного вида познания интересует гносеологию лишь с ми­ровоззренческой стороны и в плане достижения и форм существования ис­тины.

Онтология и гносеология взаимосвязаны в научной философии посред­ством основного вопроса мировоззрения.

Онтология как общее учение о бытии, как раздел философии, изучаю­щий фундаментальные основы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего, выступает предпосылкой научной теории познания. Все понятия гносеологии и принципы диалектического мышления имеют свое онтологи­ческое обоснование и в этом смысле — онтологическую сторону. Содержа­ние теории познания, как и содержание онтологии, пронизано идеей разви­тия. В то же время категории, раскрывающие существо детерминизма и раз­вития, имеют логическую и гносеологическую функции, нацелены на обес­печение дальнейшего развития познания. Иначе говоря, теория познания и онтология, имея свою специфическую проблематику и содержание, будучи несводимыми друг к другу, взаимосвязаны: гносеология «онтологична», а онтология «гносеологична». Гносеология как часть философии тесно связана также с этикой, эстетикой, с философским учением о человеке.

Познание как деятельность это специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями, это деятельность по производству новых знаний, по чувственно-логическому моделированию объекта; деятельность по генерации, производству знания. Познавать – значит генерировать знание. Многие разграничивают понятия познания и деятельности, познания и труда, познания и обучения, познания и общения и пр. Познание рассматривается как процесс без осознания его компонентного обеспечения. Познание – это прежде всего деятельность человека, познавательная деятельность со всеми вытекающими отсюда следствиями. Познание, ощущение, восприятие, осмысление, абстрагирование, сравнение, эксперимент, наблюдение, переживание, представление, анализ, синтез и пр. – это все разные виды деятельности. Деятельность мы рассматриваем как целесообразное взаимодействие человека с предметным миром. Это целесообразное взаимодействие (целеполагание обязательно) может существовать только тогда, когда оно обеспечено всем набором компонентов деятельности. Компоненты познавательной деятельности: субъект, объект, средства, процесс, условия, продукт, система, среда. Познавательная деятельность субъектна, ее осуществляет человек, субъект познания с определенным набором качеств. Познавательная деятельность объектна, «предметна», предметно направлена. Она орудийна, связана со средствами познания. Она процессуальна, представлена совокупностью познавательных операций. Она продуктивна, результативна, иначе деятельность превращается в безрезультатноепроцессуирование. Познавательная деятельность осуществляется при определенных условиях. Познавательная деятельность системно организована, упорядочена, структурирована. Наконец, познавательная деятельность осуществляется в среде, т.е. во взаимоотношениях с другими системами деятельности, которые выступают в качестве активного фона и потенциала компонентов познавательной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: