НарубежеXIX–XXвв.возниклоисформировалось институционально-социологическое направление(отлат. institutio —обычай,наставление,указание).Егоосновоположник—американскийэкономист Т.Веблен. Оно явилось реакцией реформистски настроенных экономистов на негативныесоциально-экономическиестороны капитализма.
Институционализм — это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии.
Термин «институционализм»впервыеприменен американскимэкономистом У. Гамильтоном в 1916 г. для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института.
Принципиальное отличие этой концепции от других состояло в том, что в ней экономические процессы объяснялись не только экономическими, но исоциально-политическими,правовыми, социальнопсихическими, этическими условиями жизни, а также обычаями, традициями и привычками, существующими как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. По мнению первых авторов этой теории, один из трех постулатов А. Смита, модель homoeconomicus («экономическогочеловека»,непрерывносопоставляющегополезностьблаг и тяготы их приобретения), безнадежно устарела. На самом деле экономическое поведение человека в значительной мере определяетсясоциально-правовымустройством общества и его «неписаными» законами, которые должна исследовать экономическая теория. Поэтому в экономическом анализе предлагалось учитывать различного рода «институции», закрепленные обычаем, и «институты» (порядки, закрепленные в законах и в деятельности различного рода учреждений). «Институции» (обычаи, традиции, навыки) — это набор неформаль-ных правил. В число формальных правил (институты) входит, с одной стороны, система учреждений (рынки, фирмы, профсоюзы, государство), с другой — система правовых норм (законы, указы, постановления и т. д.).
В настоящее время понятие «институция» ушло из экономического лексикона. Термин «институты» вобрал в себя как институции (обычаи), так и собственно институты (учреждения, законы), так как объединил в себе как формальные, так и неформальные «правила игры».
Существует две основные ветви институционализма: а) традиционный, или старый; б) новый, или неоинституционализм.
Традиционный иституционализм — это совокупность достаточно разнородных концепций:технократическаяконцепцияТ.Веблена,теория постиндустриального общества (Гэлбрейт, Белл), теория экономической отсталости Г. Мюрдаля, которая по сей день является наиболее фундаментальной теорией развития стран третьего мира. Первой версией институционализма считается работа Веблена «Теория праздного класса» (1899 г.), в которой основа экономики увязана с действием психологического фактора.
К новому институционализму относят теорию прав собственности (Р.Коуз,А.Алчиан),теориюобщественноговыбора(К.Эрроу,Дж.Бьюкенен), новую экономическую историю (Д. Норт), теорию агентов (Д. Стиглиц), трансакционную теорию организаций (О. Уильямсон). Термин «новая институциональная экономика» был введен О. Уильямсоном в 1975 г. в работе «Рынки и иерархия».
Между старым и новым иституционализмом имеется ряд существенных различий.
1.Традиционный иституционализм рассматривает не частные случаи, а обобщения (теории постиндустриального, постэкономического общества, теория конвергенции и экономика глобальных проблем).Неоинституционалистыидутотобщихпринциповквыяснению конкретных явлений общественной жизни: выясняют сущность взаимовыгодного обмена (контрактная парадигма), институциональной среды (правила игры), предварительных и реализованных соглашений и т. д.
2.Традиционныйиституционализм пытается изучать экономические проблемы методом других наук: социологии, психологии, юриспруденции. «Новые» идут другим путем: изучают правовые и другие проблемы с применением современной микроэкономики и теории игр. Такое явление получило название «экономического империализма».
3.В фокусе внимания «старых» институционалистов находились действия коллективов (профсоюзы, государство), не затрагивающих интересов индивидов. Напротив, «новые» институционалисты изучают поведение индивида, который по своей воле решает, чем и где ему следует заниматься.
Считается, что институционализм является магистральным течением современной науки.






