4.Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:
в) небольшое количество конкурирующих фирм;
5.Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
б ) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;
4.Задачи
Задача 1
Заполните клеточки, характеризующие секторы смешанной экономики:
Задача 2
Впишите в клеточки структурные элементы теневой экономики и охарактеризуйте их. Приведите конкретные примеры.
Теневая экономика – совокупность неучтенных, скрытых и противоправных видов экономической деятельности. Борьба с теневой экономикой является одним из методов государственного регулирования рынка.
Основными составляющими теневой экономики являются:
– "вторая" теневая экономика, так называемая "беловоротничковая";
–"серый рынок" теневой экономики, так называемая "неформальная экономика";
–"черный рынок" теневой экономики, так называемая "криминальная экономика";
–фиктивная экономика.
"Беловоротничковой" называют запрещенную, российским законодательством, экономическую деятельность работников "белой" экономики по месту их работы, которая приводит к тому, что создаются условия к тайному перераспределению раннее полученного дохода. Основными субъектами данного вида деятельности являются люди, находящиеся на руководящих должностях, так называемые "белые воротнички". Это и послужило тому, что этот вид теневой экономики получил название "беловоротничковой".
Основные характеристики "беловоротничковой экономики":
– лицами, совершающими данный вид преступности являются уважаемые представители делового общества, должностные лица и другие работники в управленческой сфере;
– прикрытием экономики считают легальную деятельность, которая осуществляется в управленческой и экономической сферах;
– "беловоротничковая" экономика считается, своего рода, преступлением, при совершении которого используются экономические методы и служебное положение;
– это вид экономической деятельности, которая проникает во все ее сферы, имеет высокий уровень подготовки;
– преступления в данной отрасли совершаются с помощью средств маскировки, к которым можно отнести: усовершенствованные технологии, средства телекоммуникации и компьютер.
"Неформальная экономика" или "серый рынок" - вид деятельности, который имеет законный характер, но масштабы, которой скрываются или занижаются субъектами хозяйствования. Примерами "неформальной" экономики могут быть: неофициальное трудоустройство на рабочее место, незарегистрированные ремонтные и строительные работы, проведения репетиторских занятий, аренда недвижимости без заключения арендного договора и т. д.
"Криминальная экономика" или "черный рынок" - это проведения определенных видов экономической деятельности, которая имеет строго запрещенный характер на любом экономическом уровне. К таким видам деятельности относится бизнес в сфере: наркотиков, контрабанды, рэкета и т.д.
Фиктивная экономика - это деятельность, которая связана, в основном, с коррупцией (предоставление льгот и субсидий с помощью коррупционных связей и др.).
ТЕМА 3. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Дайте определения понятиям
1.Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар
2.Величина спроса– количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определенного периода времени
3.Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.
4.Величина предложения– количество товара, которое продавец, или группа продавцов желают продать в единицу времени при определенных условиях.
5.Рыночное равновесие – это такое соотношение спроса и предложения, при котором количество товаров, которые покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители готовы предложить по данной цене и в данный момент времени
6.Равновесная цена— цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить
7.Закон спроса – экономический закон, гласящий о наличии обратной зависимости между величиной спроса и ценой на товар
8.Закон предложения– при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
9.Эластичность — мера чувствительности одной переменной (например: спроса или предложения) к изменению другой (например: цены, дохода), показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении...
10.Эластичность спроса по цене и её коэффициент показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %.
11.Перекрёстная эластичность спроса показатель процентного изменения спроса или предложения на изменения цены, дохода или других факторов. Показатель используется при существенном изменении цены, дохода или других факторов, а в противном случае используется показатель точечной эластичности.
12.Эластичность спроса по доходу –показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.
13.Эластичность предложения и её коэффициент — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:
2. Узловые вопросы темы