Особенности рынка несовершенной конкуренции

Присутствует два и более продавца, которые обладают определенным (ограниченным) контролем над ценообразованием, соперничают друг с другом.

Не соблюдается хотя бы один признак совершенной конкуренции.

Продавцы или покупатели принимают в расчет способность влиять на образование цены.

2. Рыночное равновесие в условиях монополии и последствия монополизации

Процесс выбора оптимального объема производства монополистом, и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли едины (рис 1.).

Монополист является фирмой-отраслью (это первая особенность установления равновесия).

Объем производства установится на уровне QМ, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (MC = MR). А проекция той же точки на кривую спроса (точка OМ) задаст и равновесную цену PМ. Сама же точка OМ не только отражает ценовой и количественный оптимум для фирмы, но становится и точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.

Рис 1. Выбор оптимального размера производства фирмой-монополистом

Второй особенностью монополистического рынка по сравнению с другими типами несовершенной конкуренции является низкая эластичность спроса и соответственно большая крутизна его кривой D. Низкая эластичность спроса на товар фирмы-монополиста объясняется его уникальностью и незаменимостью, отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместиться спрос. Степень несовершенства рынка возрастает по мере роста неэластичности спроса на продукцию (при совершенной конкуренции спрос абсолютно эластичен, при монополистической конкуренции отличается высокой эластичностью). При монополии степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. (недопроизводство товаров, завышение цен, тенденция к постоянному получению экономической прибыли (PМ - ATCМ > 0).

Способом смягчения остроты недопроизводства без нарушения интересов монополиста является ценовая дискриминация. Треугольник OМОМ на рисунке называют «мертвым грузом», поскольку он представляет собой объем производства, пропавшего как для потребителей, так и для монополиста. Кривая предельных издержек МС проходит на этом участке ниже кривой спроса D. т. е. для каждой дополнительной единицы продукции, в интервале от QМ до Q0, в принципе нашелся бы потребитель, готовый заплатить больше, чем составили издержки ее производства.

Монополист был бы рад продать саму по себе QD-ю единицу продукции по цене PD. Но чтобы реализовать весь объем выпущенной продукции (от нулевой до QD-й единицы), общий уровень цен на них пришлось бы снизить с оптимальной величины PМ до PD. А это уже сократило бы прибыль

3.Условия ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это проявление поведения продавца на современном рынке при условии несовершенной конкуренции, заключающееся в установлении различных цен на однотипные товары

Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;

–чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;

–чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

4.Регулирование деятельности предприятий-монополистов Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется в целях снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования.

Регулирование деятельности монополии направлено на ограничение рыночной власти последней и осуществляется в целях увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.

5.Особенности олигополистического рынка. Олигополия — форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию. Производится как дифференцированная, так и не дифференцированная продукция.

Решения олигополистов относительно объёмов производства и цен — взаимозависимы, т.е. олигополии во всём подражают друг другу.Так если один олигополист снизит цены,то и другие обязательно последуют его примеру. Но если один олигополист повысит цены, то другие могут и не последовать его примеру, т.к. рискуют потерять свою долю рынка.

В условиях олигополии существуют очень жёсткие барьеры для вступления в эту отрасль других конкурентов, но эти барьеры преодолимы

6 .Модель ломаной кривой спроса на продукцию фирмы в условиях олигополии

Фирмы-конкуренты могут выравнивать свои цены вслед за изменениями первой фирмы или могут игнорировать ее действия, не обращать на них внимание.

Рис. 2– Ломаная кривая спроса на продукцию олигополии

Модель основана на предположении, что конкурентные фирмы поддержат ценового лидера при снижении цены, но не станут за ним следовать при повышении цены (рис. 2).

Допустим, на олигополистическом рынке установилась ценаP0. Если одна из нелидируюших фирм олигополии понизит цену, то другие последуют ее примеру. Объем продаж в отрасли в целом возрастет, но каждая из фирм будет контролировать примерно ту же долю рынка. Графически данной ситуации соответствует линия спроса DD. На участке, расположенном выше Р0, линия спроса более эластична. При снижении цены ниже точки Р0 спрос менее эластичен. Этим объясняется перегиб (излом) кривой спроса DD.

Линии спроса с изломом в точке А соответствует кривая предельного дохода MR1. Предельный доход имеет положительную величину при любом значении цены, превышающем Р0. Прерывистость линии MR возникает ниже Р0. На неэластичном участке спроса при наращивании объема выпуска предельный доход резко снижается. Фирмы получают незначительный прирост дохода. При объеме выпуска, превышающем Q0, предельный доход значительно ниже цены.

Кривая предельных затрат пересекает линию предельного дохода на изломе ВС. При объеме выпуска Q0 и цене Р0 фирма находится в равновесии. При снижении цены Р0 предельный доход будет ниже предельных издержек. В такой ситуации фирме необходимо увеличивать цену и сокращать производство. Вследствие разрыва в кривой MR фирме невыгодно изменять цену даже при изменении величины предельных затрат МС, так как на отрезке ВС величина предельного дохода MR неизменна при любых предельных издержках МС.

Модель ломаной олигополистической кривой не дает полного представления о поведении фирм и прежде всего о процессе установления уровня цены олигополии. Модели не объясняет, как фирмы подошли к установлению цены P0. Однако модель еще раз подтверждает стабильность (жесткость) цен в условиях олигополистического рынка

7.Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы. В рассмотренном примере оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. А так как средние издержки постоянны, то Р = МС = АС.

От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.

8.Система «лидерства в ценах» — это одна из форм рыночного поведения олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущего или господствующего олигополиста. Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает подходящие момент и место для изменения цены, тогда как все остальные олигополисты автоматически следуют этому изменению. Лидерство в ценах предполагает наличие определенного набора приемов и спосо­бов, с помощью которых фирма-лидер провозглашает изменения в прейскуранте цен. Лидерство данной фирмы признается всеми остальными, которые следуют за ее ини­циативами. Возможны различные варианты укрепления прочности положения лидера, причин, по которым данная фирма становится лидером, ее влияния на другие фирмы и эффективности, с которой она подводит всю отрасль к ценам, максимизирующим общую прибыль. Экономисты различают три формы лидерства в ценах: доминирующая фирма, сговор и барометрическое лидерство.

9.Система «издержки плюс» – это метод ценообразования, когда цена продукта устанавливается на основе суммирования существующей прибыли с издержками производства. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки, и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины – прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения – сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавления суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.

Обычно под издержками понимают затраты, включающие постоянные и переменные затраты. Издержки также рассчитываются на определенную единицу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы изменений издержек на единицу продукции по отношению к росту объема производства и продаж.

10.Система «тайный сговор» это негласное соглашение о ценах, разделении рынка и других способах ограничении конкуренции, которые преследуются законом. Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твёрдая договорённость, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну.

11.Поведение фирмы-олигополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде фирма-олигополист способна удерживать цену на свою продукцию. Это объясняется предварительной готовностью фирмы к возможному падению или увеличению спроса.

В долгосрочном периоде действие фирмы-олигополиста определяются реакцией и ответным действием конкурирующих фирм. Зависимость поведения каждой фирмы-олигополиста называют олигополистической связью. Примеры фирм-олигополий: перерабатывающие заводы, газоперекачивающие станции, автомобилестроение по дорогим маркам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: