Реферат
по учебному модулю «Электронное правительство»
по направлению 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление
Доцент, к.э.н __________А.В. Сучков (подпись) __ __________ 2017 г. | |
Студентка группы 5352зу ________ Н.С. Жилкина (подпись)__ ____________ 2017 г. |
Оценка работы системы электронного правительства России
В настоящее время, в рамках проведения административной реформы, идет активная работа по повышению эффективности предоставления государственных услуг, включающая их регламентацию, стандартизацию и пр. Немаловажным фактором эффективного предоставления государственных услуг в современном мире является использование информационно-коммуникационных технологий в целом и электронного правительства в частности. Электронный формат – это, пожалуй, единственный приемлемый способ предоставления государственных услуг.
Технологии электронного правительства используются почти в двухстах странах, однако четкие критерии оценки его эффективности пока не выработаны.
|
|
Предметом исследования Института развития свободы информации является соответствие содержания официальных сайтов органов государственной власти положениям нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с реализацией гражданами своего права на доступ к информации о деятельности государственных органов, общепринятым техническим требованиям, предъявляемым к сайтам, очевидным для группы экспертов потребностям физических и юридических лиц. Собственно мониторинг строится на экспертной оценке ряда показателей, осуществляемой в соответствии с двумя основополагающими принципами: независимости и объективности исследования. Так как не все параметры являются равнозначными с социальной точки зрения, аналитики присвоили каждому из них свой коэффициент социальной значимости (Ксз), характеризующий степень важности той или иной информации и уровень общественного интереса к ней. Так, например, сведения о точном адресе государственного органа важнее инструкции по проезду к нему на общественном транспорте. Коэффициент социальной значимости определяется с помощью экспертных оценок путем присвоения параметру определенных значений.
Помимо этого, в силу специфики компетенции каждого федерального органа исполнительной власти, которая определяется соответствующими нормативно-правовыми актами, некоторые федеральные органы исполнительной власти не должны иметь на своих официальных сайтах информацию, находящуюся под юрисдикцией других государственных органов, – соответственно, вводится коэффициент необходимости наличия той или иной информации на официальном сайте органа исполнительной власти (Кэ).
|
|
В качестве критериев оценки параметров аналитиками были избраны количественные и качественные характеристики информации: наличие/отсутствие (определяется коэффициентом Кн), полнота (Кп), доступность (Кд), актуальность (Ка).
Соответственно, рейтинги открытости официальных сайтов органов государственной власти формируются путем их сортировки по убыванию значения коэффициентов открытости.
Аналитики Центра ИТ-исследований и экспертизы АНХ при Правительстве РФ поставили своей задачей свести к минимуму человеческий фактор при оценке открытости и доступности информации, представленной на официальных сайтах государственных органов. Возвращаясь, например, к методике Института развития свободы информации или к любой другой методике, в основе которой лежат экспертные оценки, можно отметить, что результаты анализа в определенной степени зависят от личного отношения эксперта к объекту исследования.
Между тем понятия открытости, прозрачности и доступности с трудом поддаются объективному математическому анализу и оценивать их можно только с помощью экспертизы. Однако, по мнению аналитиков Центра ИТ-исследований, им удалось разработать модель, минимизирующую степень влияния личного отношения эксперта на результаты оценки.
Оценка качества сайтов в рамках данной методологии проходит в три этапа:
1. Построение идеальной модели сайта.
2. Оценка соответствия идеальной модели.
3. Формирование рейтингов.
Собственно содержание порталов государственных органов регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Однако необходимо осознавать, что помимо содержания и полноты предоставляемых сведений существует ряд опций, позволяющих упростить взаимодействие граждан с государственным органом. Речь идет об удобстве и простоте навигации по сайту, опциях для лиц с ограниченными возможностями, даже цветовое решение и размер шрифта играют здесь не последнюю роль.
В регионах России начато осуществление программ областного уровня по оказанию государственных услуг в электронном виде, что потребовало оценки эффективности реализуемых проектов в этой области. Мониторинг и оценка достигнутого результата представляют собой инструмент, позволяющий провести пространственные и временные оценки и наметить направления регулирующего воздействия. В настоящий момент общепринятой методики оценки эффективности реализации данных проектов не существует.
Применение приведенных методов оценки затруднено в российских условиях ввиду недоступности данных и необходимости привлечения большого количества экспертов. Поэтому целесообразно разработать методику, позволяющую проводить количественную оценку проектов электронного правительства регионов России без привлечения экспертов и учитывающую различные аспекты развития электронного правительства в регионах РФ.
Для устойчивого развития электронного правительства региональным органам власти перечисленных регионов необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на разработку механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства; обеспечение распределенного доступа к различным отраслевым информационным ресурсам в сети Интернет, к данным о музейных предметах, коллекциях, к документам библиотечного фонда, государственным услугам в сфере культуры, сайтам управлений культуры субъектов Российской Федерации, учреждений культуры; создание и развитие информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства.