Сжиженные углеводородные газы поставляются на БСГ в специальных железнодорожных цистернах или по трубопроводам, проложенным от заводов-поставщиков.
Внешние отличительные признаки железнодорожных цистерн для перевозки сжиженных газов: резервуар цистерны окрашен в светло-серый цвет; низ корпуса резервуара цистерны окрашен в черный цвет; вдоль оси резервуара цистерны нанесена красная полоса с надписями «Пропан — бутан», «Огнеопасно».
Железнодорожная цистерна для перевозки сжиженных газов имеет следующую арматуру: два угловых вентиля для слива и налива жидкой фазы газа (окрашены в коричневый цвет с желтыми поперечными полосами); один угловой вентиль для паровой фазы газа (окрашен в коричневый цвет); сигнальный вентиль для контроля уровня наполнения цистерны (окрашен в красный цвет); г) вентиль контроля максимального наполнения (окрашен в зеленый цвет); д)вентиль контроля опорожнения цистерны; вентиль для слива воды; пружинный предохранительный клапан; узел манометродержателя.
|
|
Вся арматура, кроме узла манометродержателя, располагается на крышке люка, закрывающегося защитным колпаком.
Прибывшие на КБ железнодорожные цистерны с сжиженным газом должны быть немедленно приняты, осмотрены и подготовлены к сливу газа.
Операции по подготовке к сливу и слив сжиженного газа должны выполняться только после удаления паровоза (тепловоза) с территории КБ на расстояние не менее 20 м от границы КБ и после окончания маневровых работ по установке железнодорожных цистерн на соответствующие места у сливной эстакады.
Слив сжиженных газов из железнодорожных цистерн в условиях КБ может осуществляться одним из следующих методов: созданием необходимого перепада давления между цистерной и резервуаром путем нагнетания компрессором паров сжиженных газов из наполняемого резервуара в железнодорожную цистерну; перекачиванием сжиженных газов специальными насосами; самотеком, когда наполняемые резервуары расположены ниже железнодорожной цистерны (например, подземные резервуары).
Категорически запрещается создавать перепад давления между цистерной и резервуаром путем выпуска в атмосферу паровой фазы газа из наполняемого резервуара.
Давление паровой фазы, нагнетаемой компрессором в железнодорожную цистерну при сливе, не должно превышать рабочего давления, указанного на табличке цистерны.
При повышении давления в железнодорожной цистерне выше рабочего компрессор должен быть немедленно остановлен.
Во избежание больших потерь сжиженного газа в виде «возврата» следует отсасывать пары из железнодорожных цистерн при их разгрузке до давления 0,5—0,7 кгс/см2.
|
|
Следует иметь в виду, что во время отсоса паров из цистерны происходит испарение неслитого сжиженного газа (находящегося ниже уровня сливных труб) и жидкость охлаждается до температуры точки кипения при данном давлении в цистерне, при этом давление падает.
Запрещается подтягивать соединения гибких, шлангов сливо-наливной эстакады, находящихся под давлением, отсоединять шланги разрешается только убедившись, что цистерна отключена и давление в шлангах полностью сброшено.
По окончании слива угловые и контрольные вентили на железнодорожной цистерне должны быть заглушены пробками проверены на герметичность мыльной эмульсией.
Отсоединять цистерну от заземляющего устройства разрешается только по окончании слива (или налива) и установки заглушек на штуцеры вентилей цистерны.
Трубопроводы слива газа из железнодорожных цистерн, имеющие участки из резинотканевых рукавов, должны быть оборудованы обратными, клапанами, установленными в непосредственной близости от рукавов.
Вопросы для самоконтроля
1. Способы поставки сжиженного газа на БСГ
2. Оборудование цистерн для перевозки сжиженного газа
3. Методы слива сжиженного газа из цистерн
4. Меры безопасности при производстве сливо-наливных операций