Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 1.Мультипарадигмальность и междисциплинарность методологии как важнейшая особенность современного гуманитарного знания

Вопросы к экзамену

1.Мультипарадигмальность и междисциплинарность методологии как важнейшая особенность современного гуманитарного знания.

2.Филология и философия на современном этапе их взаимного тяготения. Историзм как принцип существования гуманитарного знания.

3.Взаимодействие филологии с теорией человека, семиотикой, герменевтикой, теорией коммуникации, когнитивными науками как важнейшая основа современной парадигмы филологии.

4. Тенденции развития парадигмы филологии.

5. Современные варианты методологических принципов и методических приемов филологического исследования.

6. Расширение проблематики исследований в филологии, развитие междисциплинарных, пограничных и прикладных исследований в современной филологии.

7. Значимость нового языкового, литературного и коммуникационного материала; фундаментализация исследовательских проблем.

8. Исследование текста и коммуникации как одна новых задач филологии.

9. Роль филологии в гуманитаризации научного знания.

10. Методы речевого воздействия в разных профессиональных сообществах и сферах.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1.Основная литература

1.Алефиренко Н.И. Современные проблемы науки о языке: уч. пос. М.: Флинта: Наука, 2009. 412 с.

2. Волков В.В. Основы филологии. Антропоцентризм, языковая личность и прагмастилистика текста: Курс лекций. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2013. 147 с.

3. Волков В.В. Филология в системе современного гуманитарного знания: Учебное пособие. Тверь, 2013. 221 с.

4.Мечковская, Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Академия, 2009.

5.Чувакин А.А. Основы филологии. М.: Флинта, 2011. 121 с.

9.2. Дополнительная литература

1. Хрестоматия по теории литературы. Пособие для студентов /Сост. Л.В.осьмакова. – М., 1982.

2. Из истории советской эстетической мысли. 1917-1932 /Сост. Г.А.Белая. – М., 1980.

3. Хрестоматия по теоретическому литературоведению. /Сост. И.Чернов. – тарту, 1976.

4. Введение в литературоведение: Хрестоматия /Под ред. П. А. Николаева. – 2 изд., испр. и доп. – М., 1988.

5. Волков И. Ф. теория литературы. – М: Просвещение, Владос, 1995.

6. Гуляев Н. А. теория литературы: Учебн. пособие. – М.: Высшая школа, 1985.

7. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, 1998.

8. Хализев В. теория литературы. – М., 1999.

9. Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов /Сост.Н.Д.Тамарченко. – М., 2002.

10. Теория литературы: В 2 т. – М., 2004.

11. Асмус В. г. В защиту вымысла. Чтение как труд и творчество //Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968. – С.11-36, 55-68.

12. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика /Пер. с франц. Сост. Г.К.Костиков. – М., 1989.

13. Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» //М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

14. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Автор герой в эстетической деятельности. Эпос и роман. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках //Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986.

15. Белинский В. Г. собрание сочинений в 9 т. – М., 1978.

Т.6: общее значение слова литература.

16. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М., 1989. – С.42-58.

17. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.

18. Волков Ф. И. Литература как вид художественного творчества. – М.: Просвещение, 1985.

19. Волков И.Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. _ М., 1995.

20. Волкова Е. в. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. – М.: МГУ, 1976.

21. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

22. Гегель Г. Ф. Эстетика: в 4 т. – М., 1968.

23. Гинзбург Л. О лирике. – Л., 1974.

24. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. – Нижний Новгород, 1997.

25. Дидро Д. Подражание. Избранные произведения. – М.-Л., Гослитиздат, 1951.

26. Добине. Жизненный материал и художественный сюжет. – Л.: Советский писатель, 1958.

27. Дремов А. Н. специфика художественной литературы. – М.: Просвещение, 1964.

28. Жирмунский В. М. литературное течение как явление международное //Жирмунский В. М. сравнительное литературоведение: Восток и Запад. – Л., 1979. – С.137-157.

29. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. – М., 1998.

30. Жирмунский В. М. теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

31. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.

32. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания /Ред. П.А.Гринцер. – М., 1994.

33. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1974.

34. Лессинг. Лаокоон. Избранные произведения. – М.-Л.: Гослитиздат, 1953.

35. Литературный процесс /Под ред. г. Н. Поспелова. – М., 1981.

36. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X – XVII вв. Эпохи и стили. – Л., 1973. – Гл.5.

37. Лихачев Д.С. Экология культуры. Искусство памяти и память искусства. Будущее литературы как предмет изучения. Русское Предвозрождение в истории мировой культуры //Д.С.Лихачев. Прошлое – будущему: Статьи и очерки. – Л., 1985.

38. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. – Таллин, 1992-1992.

39. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970.

40. Лотман Ю. М. анализ поэтического текста. – Л., 1972.

41. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

42. Москвичева Г. В. русский классицизм. – М.: Просвещение, 1978.

43. Николаев П.А., Курилов А.С., Гришунин А.Л. История русского литературоведения. – М., 1980.

44. Руднева Е. Г. пафос художественного произведения. – М., 1987.

45. Переверзев В.Ф. Творчество Гоголя. Основы эйдологической поэтики //В.Ф.Переверзев. Гоголь. Достоевский: Исследования. – М., 1982.

46. Принципы анализа литературного произведения. – М., 1981.

47. Смелкова З. С. Литература как вид искусства. – М.: Флинта, Наука, 1998.

48. Творческие методы и литературные направления /Под ред. П.А.Николаева, И. Ф. Волкова, С. В. Калачевой. – М., 1987.

49. Томашевский Б. В. теория литературы: Поэтика. – Л., 1925, 1931.

50. Тураев С. В. от просвещения к романтизму. – М.: Наука, 1983.

51. Тюпа В. И. Художественность литературного произведения: Вопросы типологии. – Красноярск, 1987.

52. Успенский В. А. поэтика композиции. – М., 1970.

53. Хализев В. Е. драма как явление искусства. – М., 1978.

54. Холшевников В. Е. основы стиховедения. Русской стихосложение. – Л., 1972.

55. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. – М.: Художественная литература, 1996.

56. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. – М., 1977.

57. Фридлендер Г. М. поэтика русского реализма. – Л., 1971.

58. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы и типологии и поэтики). – М., 1982.

59. Чернышевский Н.Г. эстетическое отношение искусства к действительности. Возвышенное и комическое. //Избр. философ. Соч. – М., 1950. – Т.1.

60. Шкловский В. б. О теории прозы. – М., 1988.

61. Шкловский В. б. книга о сюжете. – м., 1981.

62. Эйхенбаум Б.М. Теория «формального метода» //Б.М.Эйхенбаум. О литературе. Работы разных лет. – М., 1987.

63. Якобсон Р.О. О художественном реализме //Р.О.Якобсон. Работы по поэтике. – М., 1987.

Справочные издания

1. Словарь литературоведческих терминов /Сост. Л.И.Тимофеев и С.В.тураев. – М., 1974.

2. Краткий словарь литературоведческих терминов /Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. – М., 1985.

3. Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962-1978. - Т.1-1Х.

4. Литературный энциклопедический словарь /Под ред. В. М. Кожевникова и П. а. Николаева. – М., 1987.

5. Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1996.

 

Словари

  1. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  2. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987
  3. Краткая литературная энциклопедия. Т. 1 – 9. М., Л., 1962 – 1978.
  4. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.,1966.
  5. Эстетика. Словарь. М., 1989.
  6. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика. М., 2002.
  7. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

9.3. Методическая литература

№ п/п Наименование Используется при изучении разделов, тем (указываются шифры разделов, тем лекционного курса и(или) шифр СРС)
     
1. Поэтика художественного произведения: сборник научных трудов. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2002. – 78.с. (6экз.) Литература в современном культурном пространстве: сборник научных трудов. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 179.с. (10 экз.)   Р1, Р2
3. Культура провинции: сборник научных статей. (Вып. 2)./Министерство образования и науки/ КГУ, Филол. факультет; (ред. коллегия: Федорова В. П. (отв. ред.). – Курган: Изд-во КГУ, 2010. – 99 с. (5 экз.)   Р1, Р2

9.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Автор-составитель Н.Д.Тамарченко [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philologos.narod.ru/tamar/

1. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/

2. Аnnализ текста [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/annalystxt/

3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru/

4. Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – Режим доступа: http://www.gumer.info/

5. Русский филологический портал. – Режим доступа: http://www.philology.ru/

6. Научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru

7. gramota.ru;

8. http: //yazykoznanie.ru;

9. http:// slovesnik.narod.ru;

10. http: //slovnik.narod.ru;

11. http: // slovari.iplus.ru.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины могут быть использованы мультимедийные средства; наборы слайдов.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного знания» преподается в течение двух семестров в виде лекций и практических занятий, которые предполагают выполнение конкретных заданий и упражнений, способствующих формированию профессиональных навыков и умений, необходимых будущему филологу. Задача курса: создать систему заданий, с помощью которых развиваются творческие способности магистрантов, их общекультурная эрудиция, формируется широкое филологическое мышление и эстетический вкус.

На лекциях и практических занятиях рекомендуется использование мультимедийных форм презентаций.

В преподавании дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания» применяются образовательные технологии: метод проблемного изложения материала; самостоятельное ознакомление студентов с источниками информации, использование иллюстративных материалов (компьютерные презентации), метод проектов.

Самостоятельная работа студента, наряду с практическими аудиторными занятиями в группе выполняется (при непосредственном/опосредованном контроле преподавателя) по художественным текстам, научной и методической литературе.

В качестве форм рубежного контроля используются такие формы, как контрольная работа, ответ на проблемный вопрос (осознание специфики литературного произведения).

 

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: