Вопрос 19. Атомизм Демокрита

Первоначало – атом как единица бытия, обладающая свойствами:

1. Форма

2. Тяжесть (масса)

3. Расположение элементов (отношение друг с другом)

4. Движение (возможно, если есть 2 точки)

+ бесконечность, неизменность, неделимость, спонтанность и атомный вес атомов.

Ввел понятие пустоты. Атомы движутся в Великой пустоте, иногда сталкиваясь и сцепляясь друг с другом. Тела – это комбинации атомов.

Причина многообразия мира – постоянное движение атомов.

Идея детерминизма – идея причинной обусловленности: «Нет ничего случайного, все предопределено». Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов.

Для Демокрита не существует случайности, все имеет свою причину, а это значит, что оно не может быть случайным. Даже такое явление, как пересечение двух независимых рядов событий, порождающих случайное совпадение, Демокрит называет необходимым, так как и здесь к этому событию привела причинная цепь явлений. Таким образом, Демокрит стоит на позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его признания механического движения единственной формой движения.

Своим учением Демокрит объясняет происхождение общества – как совокупности индивидов соединившихся для защиты. Также решает проблему о месте и роли рационального и чувственного знания.

Чувственное – первичная, но низшая ступень познания. Открытие истинных причинных связей только с помощью рационального. Чувства- это соединение атомов.

Дает материалистическое объяснение богов.

 

Вопрос 20. Моральная философия Сократа.

Философия самопознания, необходимая для правильного достойного поступка.

Он полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя».

Парадоксы:

-Никто не желает зла.

-Никто не делает зла по своей воле.

-Добродетель — это знание.

Моральная философия Сократа исходит из ясности и решенности того, как должно жить. Поэтому человек в ней не стоит в мучительной и темной ситуации этического выбора. Можно даже сказать, что Сократ не оставляет человеку морального выбора: выбор предопределяется знанием, поскольку добродетель — это знание, а пороки и зло творятся по незнанию, неведению.

В соотношении с благом как результатом действия познанию, зло есть недоразумение, следствие проступков, совершенных по неведению.

У Сократа добро и зло – следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно – знания.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие)

Майевтика – метод диалога. Сократический метод, имевший своей задачей обнаружение истины путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической диалектики.

Её сущность заключалась в том, чтобы путем следующих друг за другом вопросов заставить собеседника, сначала испытать чувство замешательства, отойти от первоначального неверного или одностороннего понимания и прийти затем к истине.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: