Человек – совокупность тела и души.
Человек – существо единичное и общее.
Человек – существо биологическое и социальное.
Внутреннее противоречие человека – экзистенциональное противоречие человека – противоречие между сущим и должным (Николай Александрович Бердяев).
Вопрос 48. Дуализм человека.
Биологическое и социальное в природе человека.
Уникальность человека заключается в его принадлежности сразу к двум мирам -природному и социально-духовному. Он испытывает двойную детерминацию: с одной стороны, наследственность, врожденные качества и биологические инстинкты, с другой-влияние социальной среды, воспитания, культуры, соц. положения, профессии.
При рассмотрении проблемы биологического и социального, следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора-пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора-панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида.
|
|
Ко второй концепции относятся различного рода биалогизаторские учения. На биалогизаторских позициях стояли представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.
Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду необходимо пройти определенный период социализации.
Телесное и духовное.
Дуализм человека выражаетсяся прежде всего в том, что он - высокоразвитое животное -одновременно является особым духовным существом, с потребностями не характерными для животного мира. Практически все религии утверждают, что материальная оболочка человека-это футляр для другой не материальной сущности человека-души.