Сознание – это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.
Язык – наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.
Язык и сознание происходят из глубокой древности.
Две основных функции языка:
– служить средством общения;
– служить орудием мышления.
Речь – это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.
Язык – это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.
Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.
Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.
Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.
Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.
Язык – это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.
Язык стал эффективнейшим общественным посредником между индивидуальными сознаниями. Благодаря языку как средству межиндивидуального общения сформировалось общественное сознание. С помощью символов человек переходит свои индивидуальные границы и участвует в коллективном психическом процессе (общественное сознание, общественное мнение, дух эпохи и др.). У человека единственно всеобщим средством, отождествляющим его сознание с сознанием любого другого человека и при этом взаимно его изменяющим, оказался язык.
(Про Самосознание в 45 вопросе).
Вопрос 47. Человек как предмет философии.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
Понимание сущности человека меняется в зависимости от эпохи.
Античность
Человек находится в гармонии с природой. Цель человека – понять смысл своего бытия и
воспитать в себе мудрость почитания природы и своего тела. Грех – нарушение законов природы. Ответственность человека – перед природой.
Средневековье
Тело человека становится греховным. Тело смертно, душа бессмертна. Душа – сущность, явленная в действии. Человек формируется через духовные начала. Бессмертие возможно только духовно – через идеи, в другой реальности.
Homo ludens – человек играющий – «карнавальный» человек, человек площади – человек, который оставался в пределах повседневности, телесного бытия и проявлялся в различных формах игры.
Homo faber – человек ремесленный – человек, творящий мир бытия посредством ремесла.
Многомерный человек – человек, который творит мир собственной жизни, в социальной жизни выполняет функции актера, игрока на площади и обязан достичь совершенства, божественности.
Эпоха Возрождения
Антропоцентризм.
Гуманизм.
Человек – высшее творение Бога и природы.
Уильям Оккам
Божественность в человеке:
1. Неповторимая индивидуальность;
2. Свободная воля;
3. Креативность (творческая способность)
Лоренцо Валла
«О наслаждении истинном и мнимом»
Становление личности - самим человеком через деятельность, в результатах которой проявляется его божественность (креативность).
Новое время
Homo sapiens – человек разумный.
Черты человека:
1. Разум;
2. Природное начало;
3. Предметно-практическая деятельность, в результате которой он создает антропогенную природу.
Немецкая классическая философия: Сила разума человека абсолютна и создает через труд и деятельность самого человека, создающего общественные формы бытия и исторические феномены культуры. Смысл бытия человека – познание мира через собственный разум.
Новейшее время
Шопенгауэр и Ницше
Человек – многомерное целостное специфическое явление, обладающее разумом, глубинной бессознательностью, абсолютной волей, экзистенциальной свободой и внутренним миром.
Имманентность человека – его незавершенность и открытость, что позволяет ему самостоятельно обретать свою сущность.
«Деяние определяет наше достоинство» (Иоганн Фихте).
Проклятие духа в том, что он отягощен материей.
Парадокс человека: человек сосредоточен на себе, но зависит от мира и проявляется только через отношение.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Философия исследует:
1. Происхождение человека;
2. Индивидуальность человека;
3. Формы мышления человека;
4. Социальную и историческую концепцию человека - 18-19
века;
5. Формы выражения личной индивидуальности человека - 20 век.
Философские течения, предметом которых является человек:
1. Идеализм: объективный и субъективный;
2. Рационализм;
3. Психоанализ и неофрейдизм;
4. Экзистенциализм;
5. Философская антропология;
6. Феноменология.
Концепции объяснения человека:
1. Объективистская концепция;
Человек – часть природы, истории, мира и бытия, который управляется высшими метафизическими силами.
2. Субъективистская концепция.
Человек – исходное творческое начало, создающее мир в процессе своей деятельности.
Человек – первичная онтологическая ценность, открытая и незавершенная система.
Атрибутивные свойства человека:
1. Мышление;
2. Деятельность;
3. Творчество.
Специфика деятельности человека:
1. Создает ч.л. по идеальной модели, конструированной им самим;
2. Конкретность и инструментальность (с помощью методов и форм, характерных объекту деятельности);
3. Порождает новую антропогенную природу.
Дуализм человека:
Человек – крайне противоречивое существо.