Вопрос 46. Сознание, самосознания, язык и речь

Сознание – это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

Язык – наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.

Язык и сознание происходят из глубокой древности.

Две основных функции языка:

– служить средством общения;

– служить орудием мышления.

Речь – это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.

Язык – это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.

Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.

Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.

Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык – это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.

Язык стал эффективнейшим общественным посредником между индивидуальными сознаниями. Благодаря языку как средству межиндивидуального общения сформировалось общественное сознание. С помощью символов человек переходит свои индивидуальные границы и участвует в коллективном психическом процессе (общественное сознание, общественное мнение, дух эпохи и др.). У человека единственно всеобщим средством, отождествляющим его сознание с сознанием любого другого человека и при этом взаимно его изменяющим, оказался язык.

(Про Самосознание в 45 вопросе).

 

Вопрос 47. Человек как предмет философии.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

Понимание сущности человека меняется в зависимости от эпохи.

Античность

Человек находится в гармонии с природой. Цель человека – понять смысл своего бытия и

воспитать в себе мудрость почитания природы и своего тела. Грех – нарушение законов природы. Ответственность человека – перед природой.

Средневековье

Тело человека становится греховным. Тело смертно, душа бессмертна. Душа – сущность, явленная в действии. Человек формируется через духовные начала. Бессмертие возможно только духовно – через идеи, в другой реальности.

Homo ludens – человек играющий – «карнавальный» человек, человек площади – человек, который оставался в пределах повседневности, телесного бытия и проявлялся в различных формах игры.

Homo faber – человек ремесленный – человек, творящий мир бытия посредством ремесла.

Многомерный человек – человек, который творит мир собственной жизни, в социальной жизни выполняет функции актера, игрока на площади и обязан достичь совершенства, божественности.

Эпоха Возрождения

Антропоцентризм.

Гуманизм.

Человек – высшее творение Бога и природы.

Уильям Оккам

Божественность в человеке:

1. Неповторимая индивидуальность;

2. Свободная воля;

3. Креативность (творческая способность)

Лоренцо Валла

«О наслаждении истинном и мнимом»

Становление личности - самим человеком через деятельность, в результатах которой проявляется его божественность (креативность).

Новое время

Homo sapiens – человек разумный.

Черты человека:

1. Разум;

2. Природное начало;

3. Предметно-практическая деятельность, в результате которой он создает антропогенную природу.

Немецкая классическая философия: Сила разума человека абсолютна и создает через труд и деятельность самого человека, создающего общественные формы бытия и исторические феномены культуры. Смысл бытия человека – познание мира через собственный разум.

Новейшее время

Шопенгауэр и Ницше

Человек – многомерное целостное специфическое явление, обладающее разумом, глубинной бессознательностью, абсолютной волей, экзистенциальной свободой и внутренним миром.

Имманентность человека – его незавершенность и открытость, что позволяет ему самостоятельно обретать свою сущность.

«Деяние определяет наше достоинство» (Иоганн Фихте).

Проклятие духа в том, что он отягощен материей.

Парадокс человека: человек сосредоточен на себе, но зависит от мира и проявляется только через отношение.

 

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Философия исследует:

1. Происхождение человека;

2. Индивидуальность человека;

3. Формы мышления человека;

4. Социальную и историческую концепцию человека - 18-19

века;

5. Формы выражения личной индивидуальности человека - 20 век.

 

Философские течения, предметом которых является человек:

1. Идеализм: объективный и субъективный;

2. Рационализм;

3. Психоанализ и неофрейдизм;

4. Экзистенциализм;

5. Философская антропология;

6. Феноменология.

 

Концепции объяснения человека:

1. Объективистская концепция;

Человек – часть природы, истории, мира и бытия, который управляется высшими метафизическими силами.

2. Субъективистская концепция.

Человек – исходное творческое начало, создающее мир в процессе своей деятельности.

 

Человек – первичная онтологическая ценность, открытая и незавершенная система.

Атрибутивные свойства человека:

1. Мышление;

2. Деятельность;

3. Творчество.

Специфика деятельности человека:

1. Создает ч.л. по идеальной модели, конструированной им самим;

2. Конкретность и инструментальность (с помощью методов и форм, характерных объекту деятельности);

3. Порождает новую антропогенную природу.

 

Дуализм человека:

Человек – крайне противоречивое существо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: