Теория несоответствия

ТЕОРИИ ЮМОРА

Подобные взгляды на комедии и смех можно найти в работах западных

философов. В ≪Левиафане≫ Гоббс называет людей склонными к сопер-

ничеству и индивидуалистами, а также говорит, что в смехе человек

выражает собственное превосходство под маской гримасы. В работе

≪Страсти души≫* Рене Декарт называет смех выражением нелепости

и презрения. Вот несколько подходов к оценке юмора.

Теория превосходства

Из работ Гоббса и Декарта следует теория превосходства: когда человек

смеется, он выражает ощущение превосходства над другими или даже

своим прошлым состоянием.

Эта теория доминировала вплоть до XVIII в., когда шотландский

философ Фрэнсис Хатчесон (1694–1747) подверг критике идеи Томаса

Гоббса. Хатчесон утверждал, что чувство превосходства не может быть

ни достаточным, ни необходимым объяснением смеха и возникает

множество ситуаций, когда человек смеется, при этом не сравнивая

себя с другими и не желая выразить свое превосходство. Например,

смех может вызвать нелепая фигура речи.

Позиция Хатчесона вполне резонна. Когда мы видим на экране

Чарли Чаплина, мы смеемся над тем, что он вытворяет. При этом мы

не сравниваем себя с ним; а даже если кто-то и сравнивает, то смеется

точно не от того, что считает себя лучше.

Человек также способен смеяться над собой, не умаляя при этом

своего прошлого состояния. Этого теория превосходства объяснить

не может. Когда человек ищет очки и обнаруживает, что они и так

на нем, — это достаточная причина для смеха. Однако этот тип смеха

не укладывается в рамки модели, предложенной теорией превосходства.

Теория облегчения

Одна из теорий, появившихся примерно в XVIII в. и пошатнувших по-

зиции теории превосходства, известна как теория облегчения. Согласно

ей, смех выполняет примерно такую же функцию для нервной системы,

как предохранительный клапан в паровом котле.

Теория облегчения впервые появилась в 1709 г. в философском

сочинении графа Шефтсбери ≪Эссе о свободе и чувстве юмора≫ (An Essay

on the Freedom and Wit of Humour). Оно примечательно тем, что в нем

впервые юмор обсуждается как средство передачи забавного и веселого.

Примерно в этот период ученые открыли, что взаимодействие

между мозгом и мышцами, а также органами чувственного восприятия

осуществляется с помощью нервных связей. Но они полагали, что

нервы переносят жидкости и газы на манер крови и воздуха, которые

они называли ≪животным духом≫. В своем сочинении граф Шефтсбери

утверждал, что этот ≪животный дух≫ нагнетает напряжение в нервах

и именно смех отвечает за его ≪выпуск≫.

По мере развития научных познаний и формирования более чет-

кого представления о биологии нервной системы теория облегчения

видоизменялась. Согласно философу Герберту Спенсеру (1820–903),

эмоции принимают в организме физическую форму, которая известна

как ≪нервная энергия≫. Спенсер утверждал, что она стимулирует

мышечные движения. Например, нервная энергия гнева вызывает

небольшое мышечное движение (человек сжимает кулаки); если гнев

растет, повышается интенсивность движения (человек может нанести

удар кулаком). Сначала нервная энергия нарастает, а затем находит

выход.

По Спенсеру, смех также высвобождает нервную энергию. При

этом он выделяет одно основное различие между высвобождением

нервной энергии с помощью смеха по сравнению с другими эмоциями:

мышечные движения при смехе не являются начальной стадией более

серьезных движений. Смех, в отличие от других эмоций, не несет в себе

мотивации сделать что-то. Телодвижения, возникающие в результате,

просто помогают высвободить нервную энергию.

Спенсер утверждает, что нервная энергия, освобождаемая с помощью

смеха, также служит для выражения негативных эмоций. Например,

если вы читаете историю, которая в начале вызывает у вас раздражение,

но заканчивается шуткой, раздражение тоже должно найти выход.

Поэтому нервная энергия, которая не проявилась в начале, высвобождается

в форме смеха.

Возможно, самую известную версию теории облегчения предложил

Зигмунд Фрейд (1856–939). Он рассмотрел три типа ситуаций, которые

заканчиваются смехом как выплеском нервной энергии от психологи-

ческой деятельности: ≪шутка≫, ≪клоун≫ и ≪юмор≫. По Фрейду, в первом

случае, когда человек рассказывает что-то смешное, ненужная энергия

подавляет чувства. Во втором случае, когда человек, например, смеется

над клоуном, ненужная энергия появляется в результате мышления

(нужно много энергии, чтобы понять нелепые движения клоуна, но от-

носительно немного, чтобы самому спокойно и правильно выполнить их;

образуется излишек энергии). В третьем случае освобождение энергии

напоминает то, что описывал Спенсер (возникает эмоция, которая

не используется, и она требует выхода в виде смеха).

Теория несоответствия

Вторым вызовом для теории превосходства стала теория несоответствия,

также возникшая примерно в XVIII в. Согласно ей, смех вызван вос-

приятием того, что не соответствует ожиданиям человека, разрушает

устоявшиеся образцы и модели. Сейчас это доминирующая теория,

объясняющая юмор. Ее поддерживали многие авторитетные философы

и психологи, в том числе Сёрен Кьеркегор, Иммануил Кант и Артур

Шопенгауэр (намеки на нее есть даже у Аристотеля).

Философ Джеймс Битти (1735–1803), первым применивший термин

≪несоответствие≫ в философии юмора, утверждал: смех вызван тем,

что мозг воспринимает два или более противоречащих друг другу

обстоятельства как одно целое. Кант, который никогда не использовал

в этом контексте термин ≪несоответствие≫, изучал, как шутки нарушают

ожидания человека. Согласно ему, шутка (например, анекдот, который

завершается смешной фразой) порождает мысль, затем сдвигает, а потом

рассеивает ее. Кант отмечал, что поток идей оказывает физическое

давление на внутренние органы человека, а это очень приятная физи-

ческая стимуляция.

Свою версию теории несоответствия предложил Артур Шопенгауэр.

Он утверждал, что источниками юмора становятся абстрактное рациональное

знание и чувственное восприятие. Согласно Шопенгауэру,

юмор — следствие внезапного осознания несоответствия между кон-

цепцией чего-то и восприятием этого же объекта или обстоятельства.

Теория несоответствия получила дальнейшее развитие в ХХ в.,

и тогда же был сформулирован основной недостаток предыдущей вер-

сии — импликация, что в юморе восприятие несоответствия является

достаточным. Это не так: вместо веселья человек может испытывать,

например, раздражение, отвращение или страх. Так что смех —

не просто реакция на несоответствие. Он возникает, когда человек

получает удовольствие от ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: