Понятие неналоговых доходов бюджетов

Сегодня построению стройной научно обоснованной концепции неналоговых доходов препятствуют следующие i >бстоятельства.

Во-первых, неналоговые доходы неоднородны. Среди них есть обязательные платежи, близкие к налогам (тамо­женная пошлина, страховые взносы на обязательное соци­альное страхование, отдельные виды лицензионных сборов, i шата за загрязнение окружающей среды, обязательные от-числения операторов сети связи общего пользования и др.), обязательные платежи как меры уголовного и администра­тивного наказания, а также добровольные платежи, взимае­мые в соответствии с гражданским законодательством (до­ходы от использования имущества, от платных услуг).

Во-вторых, внесение в бюджет неналоговых платежей обусловлено многочисленными нормативными актами раз­личной отраслевой принадлежности, и какая-либо унифи­кация и тем более кодификация «права неналоговых дохо­дов» вряд ли возможна.

В-третьих, поступление доходов от использования иму­щества и оказания платных услуг обеспечивают практи­чески все без исключения органы государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетные учрежде­ния (администраторы доходов бюджета), что значительно усложняет задачи по мобилизации таких доходов.

В-четвертых, определению неналоговых доходов мешает отсутствие стабильных понятий налога и сбора (налоговых доходов). Как уже отмечалось, разграничение налоговых и неналоговых платежей строится по принципу исключе­ния. Несмотря на то что НК раскрывает понятия налога и сбора (ст. 8) и содержит исчерпывающий перечень феде­ральных, региональных и местных налогов и сборов, спе­циальных налоговых режимов, в судебной практике возни­кает немало споров относительно правовой квалификации тех или иных платежей в бюджет. От этого зависит порядок их установления и взимания, контроля, зачета и возврата излишне уплаченных сумм, действия соответствующих ак­тов законодательства во времени, механизм установления льгот и т.д. Достаточно привести примеры неоднозначного (шределения юридической природы патентных пошлин (см. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 283-0), платы за загрязнение окружающей среды (см. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-0), платы за перевод лесных земель в нелесные



 



 



 



 



 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: