Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам

Количество букв и звуков в слове совпадает Звуков в слове больше, чем букв Звуков в слове меньше, чем букв

 

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

9. Определите, сколько раз встречается звук [ Ы ] в следующих строчках:

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши.

10. Самостоятельная работа (тренировочные упражнения):

1. Произвести (…1) юбилей, расчёт, подъём, осень.

2. Разбить слова на слоги для переноса: первая, прекратить, запрет, соловьи, прочитайте.

3. Записать слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы. Обозначить место ударения: алг…ритм, пр…зидент, к…нсенсус, м…нитор, пр…зент, д…сплей, пр…цессор, пр…мьера, авт…номия, д…мократия.

4. Списать слова, обозначить место ударения (постарайтесь проконтролировать свое произношение): баржа, диспансер, звонишь, красивее, медикаменты, соболезнование, творог, хозяева, щавель, эксперт.

5. Составить словосочетание или предложение так, чтобы слова имели разное значение в зависимости от места ударения. Записать их, обозначить ударение, в скобках указать часть речи:

Жаркое, звонок, мелок, дорогой.

11. Составьте текст-описание (3-5 предложений) по теме «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка

Пример текста:

Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре всё вокруг порыжеет словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождём упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным, дорогам и тропинкам.

 

Запишите слова в два столбика из текста.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука
   
   
   

 

Рефлексия

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения. Орфоэпия – это тема следующего урока.

Повторим:

- Что изучает фонетика?

Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? (Различает звуковую сторону звучания разных слов.)

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Какими бывают гласные звуки?

- Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?

- Какие пары образуют согласные звуки?

- Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?

- Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

- какие фонетические процессы можно охарактеризовать в записанных словах?

д у б, садово д, Процессы оглушения

про с ьба, озвончения

я сный, ль ё т, ма я к обозначение буквами я, ё двух звуков

В начале слова, после ь и после гласной

гру пп а, коло нн а, удлинение согласного

ненас т ная, окрес тность непроизносимые согласные

 

Лист обратной связи

В конце урока

Мое настроение (оцени по шкале).

         

Мой уровень усвоения темы сегодняшнего урока (оцени по шкале).

         

8.Задания на самостоятельную работу:

Выполнить фонетический разбор следующих слов:

Счастливый, яркость, бьюсь, огонь, отбежать, вперед, невтерпеж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: