Комплексное использование водных ресурсов

 

Рациональное использование водных ре­сурсов рек требует увязки интересов всех водопользователей и водопотребителей, уста­новления частного и суммарного их водопотребления и соответствия водопотребления водоносности используемых водотоков. При недостаточной водоносности речного потока запросы всех водопотребителей не могут быть удовлетворены в полной мере. В таких слу­чаях водой обеспечиваются только наиболее рентабельные и важные для народного хо­зяйства водопотребители или для них вво­дится ограниченное водопотребление. Это обстоятельство вызывает необходимость при водохозяйственном строительстве выполнять специальные расчеты, направленные на выяв­ление потребностей в воде, и решать вопрос, насколько эта потребность может быть удов­летворена данным водотоком при регулирова­нии его стока. Эти расчеты, конечной целью которых является составление плана водопо­требления, называются водохозяйственными расчетами или водохозяйственным проектиро­ванием.

Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод (Водный кодекс РФ, 1995г., ст. 76).

Намечаемые в схемах мероприятия должны быть направлены на решение следующих задач:

· гарантированное обеспечение потребностей населения и отраслей экономики в водных ресурсах с приоритетом хозяйственно-питьевого водоснабжения, рационализация водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве;

· защита населения и объектов экономики от наводнений и подтоплений, сведение к минимуму ущербов от вредного воздействия вод;

· снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение их экологического состояния;

· обеспечение безопасности и эксплуатации гидротехнических сооружений;

· развитие системы наблюдений, анализа и прогнозирования на водных объектах, водохозяйственных системах и сооружениях;

· совершенствование системы государственного управления водными объектами;

· разработка нормативного правового, научного и методического обеспечения.

В целях определения основных направлений развития водного хозяйства, использования и охраны вод в целом по Российской Федерации разрабатывается Общая федеральная схема - Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Российской Федерации.

В целях обеспечения рационального использования и охраны вод в бассейнах водных объектов разрабатываются бассейновые схемы с выделением показателей по соответствующим территориям субъектов Российской Федерации.

Бассейновые схемы трансграничных водных объектов разрабатываются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В схемах учитываются интересы всех участников водохозяйственного комплекса и рассматривается использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для промышленности, энергетики, сельского хозяйства, для гидроэнергетики, рыбного хозяйства, водного транспорта, лесосплава, для рекреации, лесного хозяйства, для обеспечения пожарной безопасности, для добычи полезных ископаемых (Водный кодекс РФ, 1995г., статьи 133-146).

Общая федеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Российской Федерации рассматривает проблемы водного хозяйства на всей территории страны и разрабатывается в разрезе бассейнов основных водных объектов (см. приложение Б).

В составе общей федеральной схемы РФ выполняются:

- оценка существующего водохозяйственного комплекса и проблем его водообеспечения;

- анализ экологического состояния водных объектов и проявлений вредного воздействия вод;

- оценка состояния безопасности гидротехнических сооружений;

- прогноз развития водохозяйственного комплекса и водопотребления на перспективу с учетом прогноза социально-экономического развития страны;

- определение рамочных величин лимитов водопользования субъектов РФ с учетом водных ресурсов поверхностных и подземных водных объектов;

- оценка потребности в водоохранных и водохозяйственных мероприятиях на основании общефедеральных и региональных целевых программ и бассейновых схем;

- разработка предложений по совершенствованию системы государственного управления водным фондом;

- планирование развития системы мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений;

- оценка потребности в финансировании водного хозяйства и совершенствование механизма экономических отношений при использовании и охране водных объектов;

- разработка интегрированной информационной системы по водным ресурсам, их использованию и охране;

- определение тематики нормативных правовых, научно-исследовательских и методических работ в области использования и охраны водных объектов;

- оценка социально-экономических и экологических последствий реализации мероприятий схемы.

Бассейновые схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов рассматривают территорию бассейнов поверхностных водных объектов и разрабатываются в разрезе субъектов РФ, водохозяйственных районов и участков.

В составе бассейновых схем выполняются:

- оценка водных ресурсов и прогноз их изменения на перспективу под влиянием антропогенной деятельности и климатических изменений;

- анализ современного состояния и прогноз развития водохозяйственного комплекса на перспективу с учетом региональных прогнозов социально-экономического развития;

- оценка требований на воду по объему стока, режима водоподачи и качеству воды на современном уровне и прогноз на перспективу (с изъятием и без изъятия стока);

- определение объемов водоотведения, источников загрязнения и состава поступающих в водный объект со сточными водами загрязняющих веществ на современном уровне и прогноз на перспективу;

- оценка современного качества воды и экологического состояния водных объектов и прогноз их изменения на перспективу;

- определение величин санитарного и экологического попусков (расходов) и объемов предельно допустимого изъятия стока из водных объектов;

- оценка проявлений вредного воздействия вод на территории бассейна и их негативных последствий для населения, объектов экономики и окружающей среды;

- составление водохозяйственных расчетов и балансов, оценка водообеспеченности водопользователей на современном уровне и на перспективу, выбор оптимального режима регулирования стока;

- определение перспективных лимитов водопользования для субъектов РФ и участников водохозяйственного комплекса;

- оценка технического состояния и форм собственности основных производственных водохозяйственных фондов;

- обоснование намечаемых инженерных мероприятий, направленных на:

· обеспечение потребности в водных ресурсах по объему, режиму и качеству воды;

· предотвращение вредного воздействия вод;

· обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

· очистку сточных и ливневых вод, улучшение экологического состояния водных объектов;

- разработка предложений по развитию системы мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений;

- разработка бассейновой информационной базы данных по водным ресурсам, их использованию и охране;

- оценка потребности в финансировании для выполнения намечаемых мероприятий;

- разработка предложений по системе платного водопользования на территории бассейна;

- разработка предложений по совершенствованию государственного управления водным фондом бассейна;

- определение тематики НИОКР в области использования и охраны водных ресурсов и водных объектов;

- обоснование первоочередных мероприятий с оценкой их эффективности;

- оценка социально-экономических и экологических последствий реализации мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: