Буржуазные реформы 1860 - 1870 ГГ. внесли существенные изменения в сферу культуры. Если раньше кулыура северных городов формировалась под влиянием сельской культуры, то в эпоху капитализма все значительнее становилось воздействие городской культуры на сельскую. Этому способствовало массовое отходничество крестьян в промышленные центры страны, формирование разночинной интеллигенции, просветительская деятельность политических ссыльных, научно-промысловое и краеведческое изучение экономики и культуры Севера академическими и общественными организациями. Вместе с тем на Севере деревня и город еще долго не теряли кровной связи с землей, на лесопильных заводах преобладали сезонные рабочие, точнее крестьяне, лишь на время ушедшие на заработки и сохранившие в родной деревне свои земельные наделы.
Быт
Быт и повседневность крестьян и горожан АрхангельБыт северян I ского Севера отразили такие социально-психологические особенности северян, как демократичность, простоту в общении, уважение к личности, открытость, искренность во взаимоотношениях, отсутствие религиозных, национальных и социальных предрассуд
|
|
ков, терпимостЬ, мягкость нравов, свободолюбие, упорство в достижении цели. Эти качества в полной мере были характерны для поморов.
Многие села в Беломорье сохранили новгородскую традицию деления на «концы». Участившиеся в это время разделы так и не смогли разрушить большую семью, жившую, как правило, в просторных домах-дворах. Новые дома пристраивались в «порядок», как бы в ряд с отчей избой. Внешний вид селений Поморья производил впечатление чистоты и зажиточности, резко отличаясь от безбытных инеустроенных промысловых избушек на «тонях» и «харах». Севернорусские села живописно располагались на берегах рек, избы бьmи богато украшены резьбой и даже росписью; улицы обычно покрывались мостками; в центре села сооружались изумительные ансамбли храмовой архитектуры. В поморских селениях по-настоящему господствовала водная стихия: села располагались одновременно и на море, и на реке; здешние избы меньше украшены, чем, например, избы на Двине, Мезени и в Заонежье.
Особенностью поморского жилого и хозяйственного комплекса являлось наличие помещений, специально построенных или отведенных для промысловых целей. Так, в каждой усадьбе зажиточной семьи имелись постройки для склада промысловых орудий, инвентаря и имущества, иногда свои ледники (ямы для хранения рыбы и сала зверей) и вешала (для просушки сетей). В менее богатых хозяйствах орудия лова, инвентарь, промысловая одежда хранились на дворе, в чуланах и клетях. Во многих больших семьях было и второе, временное жилище - промысловая избушка, состоявшая из небольших сеней и собственно избы. В этих избушках промысловики жили в течение нескольких месяцев, пока шел промысел.
|
|
Поморская сельская община в целом соответствовала общерусской, хотя
мирской сход собирался не всегда регулярно из-за промысловой специфики. Мужская часть беломорского населения сыграла большую роль в создании морской культуры поморов, формировавшейся в среде разнообразных по деятельности мужских коллективов, значительную часть в году живших отдельно от сельского общества. К таким коллективам' относились и мурманские рыболовные артели, и охотничьи объединения, промышлявшие тюленя и белуху в Белом море, и новоземельские ватаги, добывавшие моржа, нерпу и морского
зайца и т.д.
Морские знания
Специфика морской деятельности вызывала к жизни раннюю необходимость знать море. Морские знания складывались в устной традиции. Многие поморы знали лоции местного значения, грамотные же мореходы пользовались «книгами мореходными» - рукописными лоциями, составленными несколькими поколениями поморов в ХVШ - первой половине XIX в. Во второй половине XIX _ начале ХХ в. на смену им пришли поморские лоции «сприписками», сделанными под влияниемпечатныхофициальных лоций. В XIX веке появились профессиональные объединения лоцманов. В 1861 г. по Архангельской губернии числилось 480 лоцманов, из которых 59 проживали в Соломбале (Архангельск), остальные - в других уездах. В деревне Пустошь под Архангельском еще в 1840-х гг. работала школа для обучения лоцманских детей, а в декабре 1900 г. в деревне Ильины Пески на берегу реки Май максы было открыто лоцманское училише с преподаванием навигации, лоции, английского языка и морской практики. В юоле 1906 г. оно было преобразовано в лоцмейстерское училище. 8 ноября 1613 г. в Архангельске было создано Общество лоцманов имени царя Михаила Федоровича, объединившее 124 высокопрофессиональных лоцмана. В конце XIX в. на четырех мореходных и двух шкиперских курсах обучалось до 150 юношей из разных поморских местностей. Особой известностью пользовался Сумский мореходный класс, открытый 25 октября 1870 г. В стенах Сумской двухклассной мореходной школы получил пер во начальное морское образование известный помор В.И. Воронин.
По данным переписей, в первой четверти ХХ в. грамотность в среде поморского населения составляла 66 % для мужчин и 3 % для женщин, что позволяет сравнивать мужское население Поморья по грамотности не с сельским, а с городским населением.
Вместе с тем на Севере сохранились особенности древнерусского языка и быта, фольклор, в том числе былинный эпос, ставший основой русского национального самосознания. На берегу Белого моря, реках Онеге и Пинеге, в Припечорье сказители рассказывали о «стольном граде» Киеве, Илье Муромце и других богатырях - защ"тниках русской земли. На Русском Севере остались очаги староверов, сохранивших не только традиции, но и богатое рукописное наследие Древней Руси.
Наряду с русскими основное население большинства уездов северных губерний составляли карелы, коми, ненцы и саамы. В Архангельске жили также выходцы из стран Западной Европы, в основном крупные промышленники и купцы, много сделавшие для края. В губернском городе имелись английское, бельгийское, норвежское, датское и шведское консульства. Кроме право славных церквей, здесь были католический костел, лютеранская кирха, синагога и мечеть.