Фильм Новогодняя жена 12 страница

ФИВЫ И МЕМФИС

Древний Египет был одной из самых поразительных и завораживающих стран мира. Иезекиилю принадлежат пророчества о многих городах этой земли, но мы остановимся только на двух, касающихся Фив (древнее название "Но") и Мемфиса (древнее название "Ноф"). Неоценимую услугу в разборе этих предсказаний нам оказала книга Джона Уркхарта "Чудеса пророчеств".

Писания и датировка

(592-570 г. до Р.Х.) Иезекииль 30:
13. Так говорит Господь Бог: Истреблю идолов И уничтожу лжебогов в Мемфисе, И из земли Египетской не будет уже властителя, И наведу страх на землю Египетску.
14. И отомщу Пафрос И пошлю огонь на Цоан, И произведу суд над Но.
15. И изолью ярость Мою на Син, Крепость Египта, И истреблю многолюдие в Но.
Син=Пелузий - прим. ред.

Предсказания

1. Истребление идолов в Мемфисе (Иез. 30:13).
2. Фивы будут разрушены и сожжены (Иез. 30:14).
3. В Фивах "истребится многолюдие" (Иез. 30:15).
4. Из Египта больше не выйдет ни одного властителя (Иез. 30:13).

Исторические сведения

Вначале остановимся на истории Мемфиса. "Древний город, известный нам под именем Мемфиса, египтяне называли Па-Нуф. Считается, что он был основан Менесом, и что именно в Мемфисе были созданы первые правила молитвы богам и храмовой службы. К городу этому, несомненно, относились с глубоким благоговением".
"Уже в самом начале истории Мемфис, столица Среднего Египта, был оплотом идолов, - пишет современный комментатор Библии. - Хотя и не сохранилось сведений об "истреблении" их Навуходоносором, мы знаем из Геродота, что Камбизу удалось взять Пелузий, являвшийся воротами к Египту, когда он послал впереди своей армии кошек, собак и других животных, считавшихся в Египте священными. Египтяне не могли использовать против них своего оружия. Камбиз зарезал Аписа, священного быка, и сжёг остальных идолов Египта" (Предсказание 1. Уркхарт относит это завоевание к 525 г. до Р.Х., т.е. заведомо позже, чем время пророчества.)
Поскольку Яхве гневно осуждал идолопоклонство, падение Мемфиса из-за этого греха представляется особенно знаменательным. Джон Уркхарт пишет о дальнейшей истории Мемфиса, что во времена Христа и в первые века после Его рождения Мемфис всё ещё оставался значительным городом, и предсказания Иезекииля могли продолжать казаться невероятными. Историк Страбон отмечал, что своими размерами Мемфис уступал только Александрии. Однако после основания Каира его более древний сосед начал терять своё значение. Начиная с седьмого века население некоторых кварталов начало переселяться из Мемфиса, хотя при этом и казалось, что город всё-таки не может полностью исчезнуть. В XIII веке путешественник Абдул-Латиф писал, что значительная часть Мемфиса всё ещё тешит взоры, являя собой, по его словам, "собрание чудных трудов".
Уркхарт отмечает далее, что к прошлому веку Мемфис, тем не менее, уже исчез настолько основательно, что под вопросом было даже его местонахождение. Так исполнилось древнее пророчество.
О Мемфисе писали многие путешественники. Уркхарт цитирует, например, Уилкинсона, поражённого тем, какая малая часть сохранилась от огромного города. Амелия Эдварде в своей книге "Тысяча миль вверх по Нилу", пишет о скудных и разбросанных остатках былого величия Мемфиса. В большинстве своём эти остатки даже не стоят того, чтобы на них смотреть. "Трудно поверить, что на этом месте некогда цвёл великий город".
Город Фивы постигла иная участь. Господь совершил над ними суровый суд, и историки, пишет Уркхарт, представили этому множество свидетельств, сами не отдавая себе отчёта в их связи с пророчествами. Фивы постигло два удара судьбы, втоптавшие этот город в землю - и оба они произошли после предсказаний. Уркхарт указывает, что Иезекииль жил при царе Навуходоносоре. Через тринадцать лет после смерти этого царя, когда главной державой стала Персия, в Египет вошёл Камбиз (525 г.), с безумной яростью обрушившийся на беззащитные Фивы. Он сжёг все храмы города и попытался разрушить колоссальные изваяния. Фивам удалось быстро подняться из развалин, но город был всё же навсегда искалечен.
Второй удар по Фивам, пишет Уркхарт, был нанесен в I веке до Р.Х., когда они ещё продолжали оставаться одним из крупнейших торговых центров Ближнего Востока. Примерно в 89 г. до Р.Х. началась трёхлетняя осада Фив. С падением могучего города наступило полное забвение. Фивы практически сравнялись с землёй, и многолюдие в них навсегда прекратилось, как и предсказывал Иезекииль 30:14-15.
Уркхарт приводит слова Диодора Сицилийского, который видел Фивы после их падения, в 50 г. до Р.Х. и восхищался городом из-за его религиозного значения. Даже по развалинам города можно было видеть его красоту и величие. Окружность Фив составляла 3 км, стены их были семиметровой толщины и двадцатиметровой высоты, а богатства города были плодом лучших мастеров, живших при многих поколениях фараонов.
Страбон посетил Фивы в 25 г. до Р.Х. По его словам, город распался на множество деревень. В этом виде, раздробленном и разбитом, он сохранился даже до наших дней. Поразительно, что пророк предсказал даже эту подробность.
Противопоставляя два разбираемых города, следует помнить, что Фивам был предсказан распад и "истребление многолюдия", а Мемфису - разрушение идолов, т.е., по сути, всего города. Как поясняет Флойд Гамильтон, в Фивах "до сих пор стоит множество идолов, а на стенах храмов сохранились языческие изображения, что делает исполнившееся пророчество ещё более поразительным. Как получилось, что предсказания о Фивах и о Мемфисе не перемешались? Как вышло, что в Фивах идолы исцелели, а в Мемфисе были уничтожены, но при этом он ещё продолжал существовать? Почему уничтожение идолов стало судьбой лишь Мемфиса, единственного среди многих разрушенных городов Египта?"
Уркхарт ссылается на книгу Б.Бея "Египет при фараонах", где Мемфис рассматривается в качестве города богов. Вполне естественно, что гнев Господа против язычников обрушился именно на Мемфис - хотя во времена Иезекииля падение этого города представлялось невероятным. В других разрушенных городах, например, Фивах, идолы уцелели - но предсказание о Мемфисе сбылось в точности.
На последнее предсказание обращалось сравнительно мало внимания, но оно продолжает сбываться даже в наши дни. Пророчество о том, что из Египта больше не выйдет ни одного властителя, конечно, не означало воцарения анархии на этой земле. Отметим, однако, что со времён пророчества Египтом неизменно управляли пришельцы, иностранцы. В 525 г. Египет на сто семьдесят лет стал мятежной провинцией Персии. В 350 г. он был окончательно покорен Охусом, и с тех пор находился под иностранным владычеством.
Джон Уркхарт пишет в заключение, что если рассматривать эти пророчества вместе с их контекстом, они говорят нам о суде Господнем над грехом и гордыней. Господь, наш единственный Властитель, никогда не забывает ни о Своих предостережениях, ни о Своих обещаниях.

НИНЕВИЯ

Следующие две группы пророчеств следует рассматривать более или менее совместно, так как они весьма сходны друг с другом. Ниневия и Вавилон были двумя главнейшими городами древности. Как вы убедитесь ниже, оба они обладали невероятным могуществом, огромным населением, оба являлись центрами военных империй и отличались крайней военной агрессивностью. И однако на вершине их могущества и влияния против обоих городов, окружённых неприступными стенами, прозвучали пророчества обречённости - и вскоре они пали. Ниневия держалась всего три месяца, а Вавилон был взят без боя.
Вначале рассмотрим пример Ниневии, греховной столицы Ассирийской империи. Пророк Наум, посланный проповедовать раскаяние и не услышанный ниневийцами, изрёк волю Господа об этом городе.

Писания

(661-612 до Р.Х.) Наум:
1:8 Но всепотопляющим наводнением
Разрушит до основания Ниневию,
И врагов Его постигнет мрак.
1:10 Ибо сплетшиеся между собой, как терновник
И упившиеся как пьяницы,
Они пожраны будут совершенно,
Как сухая солома.
2:6 Речные ворота отворяются,
И дворец разрушается.
3:10 Но и он переселён, пошёл в плен;
Даже и младенцы его разбиты
На перекрёстках всех улиц,
А о знатных его бросали жребий,
И все вельможи его окованы цепями.
3:13 Вот, и народ твой - как женщины у тебя:
Врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей,
Огонь пожрёт запоры твои.
3:19 Нет врачества для раны твоей,
Болезненна язва твоя.
Все, услышавшие весть о тебе,
Будут рукоплескать о тебе;
Ибо на кого не простиралась
Беспрестанно злоба твоя?

Предсказания и их объяснение

1. Ниневия будет разрушена в состоянии опьянения (Наум 1:10).
2. Разрушение "всепотопляющим наводнением" (Наум. 1:8; 2:6).
3. Сожжение (Наум 3:13).
4. Город будет навсегда покинут жителями ("Нет врачества для раны твоей") и останется опустошённым (Наум 3:19).

Датировка

"Наиболее ранние и поздние даты жизни Наума, - пишет Джордж Э.Майзингер, - можно установить с помощью самого пророка. Самая ранняя дата определяется в стихе 3:8, где пророк пишет о завоевании Ноамона (Фив), как о свершившемся событии. Из ассирийских летописей можно узнать, что Ашшурбанипал захватил Фивы в 663 г. до Р. X... Что до самой поздней даты, то она становится ясна из контекста книги Наума, поскольку падение Ниневии для него является будущим событием. Вавилонские хроники, хранящиеся в Британском музее в Лондоне, определяют год падения Ниневии как 612 до Р.Х."

Некоторые исторические сведения о Ниневии
Реки вокруг Ниневии, как будет показано ниже, сыграли важную роль в истории города.
"Синнахериб, дед Ашшурбанипала, - пишет Уолтер А.Мэйр, - жаловался на то, что эта река не только неоднократно на протяжении веков выходила из берегов, но и подмывала фундаменты некоторых дворцов, из-за чего они. по всей видимости, и разрушились. В дни его правления река представляла собой такую угрозу, что царю пришлось изменить её русло, устранив некоторые излучины, чтобы облегчить течение. Он также укрепил основание храма "могучими известняковыми балками", чтобы "фундамент его не ослаблялся в половодье".
Ниневия обладала внушительными оборонными укреплениями. О них пишет древний историк Диодор и Международная стандартная библейская энциклопедия. Ниневия обладала:
- самыми крупными размерами среди городов древности,
- внутренней стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15 метровой толщины. По такой стене свободно проезжало три колесницы в ряд, а современных автомобилей по ней могло бы проехать 6-7. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).
- крепостным рвом шириной в 45 метров. Окружность Ниневии составляла более 10 километров.
"Врагу, нападавшему с востока, со стороны, наиболее уязвимой для города, - пишет историк Ниневии и Вавилона Остен Х.Лэйард, - приходилось первым делом штурмовать огромную стену, защищённую к тому же отдельно стоящими фортами. После этого ему предстояло, чтобы взять город, преодолеть два рва и внутреннюю стену, которая по размерам мало уступала внешней.
(Согласно данным Рича, расстояние от внутренней окружности стены до внутренней поверхности первой стены составляло 602 метра. Добавив к этой цифре ширину внешней стены, получим около 660 метров -такова была ширина полосы укреплённой вокруг Ниневии.)
Сохранившиеся развалины этих укреплений практически подтверждают сведения Диодора Сицилийского, который писал, что стены достигают 30 метров в высоту, и что по ним может проехать три колесницы в ряд. Это заставляет думать, что древние историки, описывая крепостные валы вокруг Ниневии, ограничивались лишь теми укреплениями, которые окружали отдельные кварталы или царский дворец, как в случае Вавилона. В то время как внутренние стены строились из камня и кирпичей, наружные, видимо, состояли попросту из грунта, гальки и обломков камня, получившихся при выкапывании рвов, которые ценой огромных усилий прокладывались в скальной породе".

История
Наш рассказ об истории Ниневии будет опираться на магистерскую диссертацию Джорджа Майзингера, написанную в Даласской богословской семинарии. История эта оставляет довольно жуткое впечатление.
"Вскоре началось возвышение Псамметиха, египетского фараона, выступавшего против Ассирийского владычества, и надеждам Ассирии в Египте был положен конец. Земли, принадлежавшие Эламитам, были потеряны ещё до смерти Ашшурбанипала. В своё время они были не слишком значительным приобретением, но их потеря указала на то, что колесо фортуны стало вращаться против Ассирии. Наступал её последний акт на исторической сцене. Одна из величайших загадок истории состоит в том, что Ассирия, в 663 г. до Р.Х. находившаяся на вершинах власти, всего за 51 год погрузилась в забвение".
Несмотря на всю прочность стен Ниневии, Ассирия рушилась на глазах.
"Летом 614 г. до Р.Х., - продолжает Майзингер, - Киаксар выступил против самой Ниневии. Хотя в этом месте текст повреждён, из него ясно, что завоевателям не удалось взять стены города, и они атаковали более лёгкую добычу, захватив город Тарбис, расположенный в нескольких километрах к северо-западу от Ниневии. Затем Киаксар направился на юг и разграбил город Нимруд".
"Разумеется, - продолжает Майэингер, - недавние военные и внешнеполитические неудачи подорвали дух ассирийской армии. И тем не менее, одним этим невозможно объяснить, почему в 612 году произошло 1акое сокрушительное поражение Ассирии. Ужас ассирийцев не мог не быть следствием какого-то чрезвычайного события".
"Превосходящей военной мощью противника тоже не объяснишь картины, нарисованной пророком Наумом. Даже если коалиция врагов Ассирии обладала всей передовой военной техникой своего времени, стратегическими познаниями и вооружениями, ей не удалось бы "с лёгкостью" преодолеть крепостные стены Ниневии. Тридцатиметровые стены с башнями, на которых стоят закалённые бойцы, стены, усиленные вдобавок крепостным рвом пятнадцатиметровой ширины, не преодолеть за каких-то три месяца".
Неумолимо надвигался конец Ассирийской империи. "В последние годы Ашшурбанипала мидийцы и объединённые племена умман-манда, как пишет историк Холл, "быстро собирались... подобно стервятникам, ожидавшим последних мгновений жизни своей жертвы". Эти стервятники накинулись на свою жертву в 612 г. до Р.Х. и полностью поглотили её".
Три месяца - невероятно краткий срок для осады. "Если вспомнить, что осада Азота фараоном Псамметихом продолжалась, согласно Геродоту, 29 лет, и что Азот был куда меньшим городом, чем Ниневия, становится поразительным, что Ниневия продержалась всего три месяца. Однако произошло это в согласии с пророком Наумом, предсказавшим, что великий город падёт, подобно спелым плодам смоковницы, если тряхнуть ветку (Наум 3:12)".
Перейдём теперь к другому источнику, в книге Глисона Арчера, комментирующей Ветхий Завет. "Предсказание Наума 2:6 отличается удивительной точностью, поскольку, по историческим данным, жизненно важная часть городской стены Ниневии была снесена наводнением, что и позволило осаждавшим войскам мидийцев и халдеев без труда пойти на штурм города" (Предсказание 2).
Описание драматических событий, сопутствовавших падению Ниневии, мы находим у Диодора Сицилийского.
Расположившись лагерем за пределами городских стен, царь ассирийский не догадывался о резком ухудшении своего военного положения. Прекрасно помня о своих былых победах над врагами, он потерял бдительность и присоединился к своим воинам, веселящимся подобно животным и предающимся пьянству (Предсказание 1). Об этом ослаблении ассирийской обороны стало известно Арбасу, предводителю напавшей армии, от дезертиров. Он замыслил предпринять ночную атаку. Войска Арбаса с большим успехом ворвались в расстроенный лагерь ассирийцев и заставили их бежать в город, нанеся им при этом большие потери. Эта битва, исход которой был предрешен пьянством и отсутствием дисциплины среди ассирийцев, стала преддверием битвы за сам город, т.е. осады. Понимая шаткость своего положения, вождь ассирийцев Сарданапал подготовился к обороне своего города и царства. В Ассирии было известно пророчество, гласившее: "Ни один враг никогда не возьмёт Нимуса приступом, если только сама река не станет врагом города". Сарданапал решил, что этого никогда не произойдёт, и чувствовал себя в безопасности.
Враги ассирийцев, довольные своими первыми победами, всё же не могли прорваться сквозь могучие городские стены. У жителей города были основательные запасы продовольствия, и город смог таким образом устоять против завоевателей на протяжении трёх месяцев. По истечении этого срока, однако, река вышла из берегов в результате ливневых дождей, разрушила часть городской стены и затопила участок города. Охваченный ужасом царь решил, что сбылось древнее пророчество. В отчаянии он заперся вместе со своими богатствами, наложницами и т.д. в крыле своего дворца и поджёг его (Предсказание 3). Узнав о проломе в стене, осаждавшие прорвались в город и захватили его. Арбас был провозглашён царём Ниневии.
Во многих районах Ниневии обнаруживаются большие количества пепла и золы, возникшие после разграбления города вавилонянами, скифами и мидийцами в 612 г. до Р.Х. После этого город утратил своё значение.
Остановимся теперь на нынешних временах.
"Всего столетие назад, подчёркивает Джозеф Фри, - такие известные по Библии города, как Ниневия и многие другие, представляли собой лишь бесформенные холмы, происхождение которых в некоторых случаях было забыто" (Предсказание 4).
Эдвард Чиера добавляет к этому такую мысль: "Если даже современному туристу, знакомому с множеством трудов по древним цивилизациям Вавилона и Ассирии, трудно в точности представить себе картины их прошлого, то понятно, что первые путешественники могли вновь и вновь пересекать эту местность, не подозревая о близости Вавилона и Ниневии. Даже те из путешественников, кто обладал научным складом ума, знали из Библии о существовании этих двух городов, а то и пытались их отыскать, не раз проходили над самыми их развалинами, не подозревая об этом" (Предсказание 4).
"В 612 г. до Р.Х., - пишет о разрушении Ниневии Меррил Унгер, - этот роскошный древний город, столица Ассирийской империи, был, в согласии с предсказаниями древнееврейских пророков, стерт с лица земли. После этого он оставался легендой вплоть до открытия его развалин сэром Остеном Лэйардом и другими исследователями в XIX веке. Древний город сейчас служит местом интенсивных археологических раскопок".
Находились критики, которые сомневались даже в историческом существовании Ниневии. "Бесценные останки этой неустрашимой империи, - пишет Майэингер, - находились в стороне от анналов мировой истории вплоть до XIX века. Сэр Генри Лэйард, неутомимый пионер британской археологии, был первым, кто раскрыл загадки этого народа, столь долго хранившего от человечества свою тайну. Под археологической лопатой Лэйарда Ниневия немедленно начала раскрывать одну загадку за другой. В течение веков единственные сведения о самом существовании такой империи можно было почерпнуть из прямых и косвенных упоминаний в Писаниях. И поскольку не находилось археологических данных, способных "подтвердить" слова Библии, само существование ассирийцев стало подвергаться сомнению. Историк был озадачен, скептик насмехался над библейскими рассказами - вот каким полным было уничтожение Ассирии!"
Археологи стоят перед нелёгкой задачей, указывает Меррил Унгер. "Ниневия настолько огромна, что её раскопки, возможно, никогда не завершатся. Над одним из древних дворцов стоит современная деревня. Над другими районами города находятся кладбища, которые нельзя потревожить. Чтобы добраться до ассирийских пластов почвы, археологам приходится преодолевать слой различных обломков толщиной в 10-15 метров".
О разрушении Ассирии увлекательно писал М.Маллаван. Его рассказ сходен с написанными о падении Ниневии. "Разграбление дворца Салманассара можно было живо представить по тому состоянию, в котором мы нашли тронный зал. Штукатурка на стенах ссохлась и пожелтела от огня, а затем покрылась копотью, проникшей даже в кирпичную кладку. Под действием жара южная стена наклонилась внутрь под опасным углом, а пол тронного зала оказался погребенным под полутораметровым слоем угля, золы и обгоревших предметов, в том числе многих сотен фрагментов изделий из слоновой кости, поверхность которых от огня посерела, почернела, а в некоторых случаях стала как бы отполированной. Этот мусор был перемешан с негорючими злаками - зернами проса, ячменя и пшеницы. Мне довелось видеть остатки многих древних пожаров - в халдейском Уре, в Ниневии, в Арпахии, в долинах Хабур и Бали - но ни один из них не был таким образцом мстительного костра, куда с умыслом кидалось завоеванное, костра, копоть от которого до сих пор висела в воздухе, когда мы вели раскопки. После этой грандиозной катастрофы стены дворца частично обрушились в тронный зал, образовав трёхметровый слой обломков кирпича-сырца.
Пророчество упоминает наводнение. "Три раза Наум предсказывает разрушение Ниневии наводнением (I, 8; 2, 7; 2, 9). Это многократное подчёркивание события нельзя отмести из-за образного стиля речи, а выражения как "речные ворота"; "всепотопляющее наводнение"; "пруд полный водою", нельзя принимать лишь как чисто поэтические образы" (Майер).
Майэингер пишет: "Как выяснилось, одному только нападению врагов нельзя приписать все разрушения, имевшие место в Ниневии. Следовательно, пришлось вернуться к гипотезе наводнения. Было представлено достаточно доказательств - как считает автор этих строк,- чтобы сделать наводнение единственно верным объяснением, отвечающим всем деталям падения Ниневии. Вода разрушила часть оборонительных построений и дала возможность врагам ворваться в город и разграбить его."
Майер замечает, что "случившееся в Ниневии можно вполне рассматривать как исполнение пророчества Наума. Согласно историче- ским данным, город пал в месяце Ав. Именно на этот период приходится наибольшее выпадание осадков, потому вода в реке поднимается в это время до самого высокого уровня, т.е. в апреле и марте, соответствующих месяцу Ав".
"Перу Диодора, - пишет Майэингер, - принадлежит самое известное античное повествование, цитирующее ещё более раннего Ктезиаса. Оно передаёт нам, что были сделаны многочисленные, но безуспешные попытки разрушить стены города, но в третьем году (отсчёт, по- видимому, ведётся от 614 года до Р.Х., когда Киаксар предпринял неудавшуюся попытку пробить брешь в стенах Ниневии. Это не означает трёхлетняя осада была непрерывной, т.к. "Вавилонская хроника" поясняет, что мидяне отсутствовали в Ассирии в 613 году, и что ассирийская армия вела наступление на вавилонскую в том же году) частые ливни переполнили Евфрат, затопили часть города и разрушили городскую стену на длину в 20 стадий".
Джордж Баджер считает, что "установленный факт наводнения является буквальным исполнением пророчества Наума (1,8) и объясняет наличие песка и гальки в холмах Koyoonjuk (Койонюк) и Nimrud (Нимруд)".
Некоторые учёные считают, что Тигр не протекал вблизи древней Ниневии, т.е. находился в своём теперешнем географическом положении.
Ответом этим критикам может служить длинный список учёных, доказывающих, что в древности "Тигр протекал в непосредственной близости от города, с его западной стороны". Этот список приводится в работе Майера. В настоящее время уже мало кто оспаривает, что река в половодье вполне могла разрушить шлюзы и затопить город.
Вызвать наводнение мог не только Тигр. Существовало ещё две возможности. "Второй рекой, которая могла стать причиной "всепотопляющего наводнения", - пишет Майер, - мог быть Хоср... перегороженный двумя построенными в типично ассирийском стиле плотинами. Обе они, как считают учёные, были снабжены шлюзами (затворами) для регулирования стока. Как легко было бы осаждающей армии запрудить Хоср в районе плотины, закрыть шлюзы и лишить город питьевой воды (вода из Тигра для питья не годилась), а затем открыть затворы, чтобы массы накопившейся воды ринулись на город, разрушили шлюзы, затопили нижние районы города - и помогли сокрушить Ниневию! Даже по сей день в том месте, где предположительно находился шлюз Нинлил, река Хоср расширяется, напоминая нам о словах пророка:
"Ниневия была... как пруд, полный водою".
Существовала и третья река, на которой можно было открыть затворы шлюзов и которая могла затопить город. Это река Тебилту. Её название, происходящее от ассирийского глагола "табалу", т.е. "уносить", "отрывать", указывает на то, что она могла превращаться в бурный поток".
Вновь припомним пророчества Наума и их исполнение.
1. Ниневия погибла в состоянии опьянения.
"Своим успехом, - подчёркивает Рамм, - мидийцы были частично обязаны благодушию ниневийцев, которые решили, что враг навсегда оттеснён, и предались пьянству и веселью".
Можно с уверенностью считать также, что:
2. Ниневия была разрушена наводнением.
3. Ниневия была сожжена.
4. Город был полностью разрушен и заброшен.
"Здесь... - пишет Куби в своей книге "Дорога в Ниневию", - не сохранилось ни прекрасных колонн, ни резьбы по камню, ни разборчивых надписей... Здесь, в Междуречье, не было ни деревьев, ни цветущих лоз среди развалин, ни ручьёв и акведуков... Эта жестокая земля была опустошённой даже весной... не было ни одного указания на то, что могло лежать под рукотворными холмами, внезапно поднимающимися среди плоской равнины. Лэйард не увидел там никаких очертаний зданий - да и были ли они? Почему-то он был уверен в их существовании. "Считалось, что грандиозные здания и памятники, превратившие Ниневию в один из самых славных и поразительных городов мира, исчезли вместе с её народом, не оставив, как и он, никакого следа. И всё же, бродя по гигантским холмам, я исполнялся уверенности в том, что под ними скрываются какие-то останки древней столицы, и укреплялся в жажде начать раскопки".

ВАВИЛОН

Таинственный город Вавилон, столица древнего мира, центр Вавилонской империи, где цвела торговля, образование, культура и многое другое, также был предметом некоторых пророчеств.

Писания и датировка
(783-704 до Р.Х.) Исаия 13:
19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.
20. Не заселится никогда, И в роды родов не будет жителей в нём. Не раскинет аравитянин шатра своего, И пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21. Но будут обитать там звери пустыни, И домы наполнятся филинами; И страусы поселятся, И косматые будут скакать там.
22. Шакалы будут выть в чертогах их, И гиены - в увеселительных домах. Близко время его, И не замедлят дни его.
Исаия 14:
23. И сделаю его владением ежей и болотом, И вымету его метлою истребительною, Говорит Господь Саваоф.
(626-586 до Р.Х.) Иеремия 51:
26. И не возьмут из тебя камня для углов, И камня для основания, Но вечно будешь запустелым, Говорит Господь.
43. Города его сделались пустыми, Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт ни один человек, И где не проходит сын человеческий.

Предсказания
1. Вавилон будет подобен Содому и Гоморре (Ис. 13:19).
2. Никогда не будет вновь населён (Иер. 51:26; Ис. 13:20).
3. Арабы не будут разбивать там своих шатров (Ис. 13:20).
4. Там не будут пастись овцы (Ис. 13:20).
5. Звери пустыни населят развалины Вавилона (Ис. 13:21).
6. Камни Вавилона не будут использоваться для строительных работ (Иер. 51:26).
7. Мало кто будет посещать развалины (Иер. 51:43).
8. Вавилон будет покрыт болотами (Ис. 14:23).

Исторические данные
Согласно Британской энциклопедии, "вплоть до XIX века источником сведений об Ассирии и Вавилоне служили только Ветхий Завет да работы нескольких греческих авторов. История и культура этих двух стран стали известны лишь после открытия древних памятников и письменных документов, в особенности когда было расшифровано клинописное письмо и языки ассирийцев и вавилонцев" (Предсказания 1, 2).
Вавилон был богатым городом. "Уже задолго до того, как Вавилон обогнал свою соперницу Ниневию, - пишет Остин Лэйард, - он был знаменит размахом и важностью торговли. Он занимал самое выгодное положение для того, чтобы вести торговлю со всеми районами известного в ту эпоху мира. Город стоял на судоходной реке, которая... на одном из своих участков приближалась всего на полтораста километров к Средиземному морю, а впадала в Индийский океан. Параллельно этой великой реке существовала другая, почти такая же важная. Тигр... протекал через плодородные области Ассирии и доставлял их разнообразные товары в вавилонские города. Требовалось не так уж много усилий и предприимчивости, чтобы превратить Вавилон не только в столицу Востока, но и в главный центр торговых связей между Востоком и Западом".
Вавилон был также городом весьма оживлённым. Как пишет Джозеф Фрай, "археологи обнаружили в Вавилоне надписи, рассказывающие об интенсивном городском строительстве во времена Навуходоносора. Так называемая "надпись восточно-индийского дома", хранящаяся в Британском музее, состоит из шести столбиков вавилонского письма, сообщающих нам о грандиозных строительных работах, предпринятых Навуходоносором для роста и украшения города".
Эти работы начались при царе Набополассаре, отце Навуходоносора. "В конце VII - начале VI века до Р.Х., пишет Чарльз Файнберг в своей книге "Пророчества Иезекииля", - Набополассар и его сын... перестроили этот город, развалины которого сохранились до наших дней; именно в это время Вавилон достиг вершины своей славы".
Город был окружён болотами. "Древние авторы сходятся на том, - пишет Лзйард, - что Евфрат делил город на две части. Главные из сохранившихся развалин лежат к востоку от реки. К западу от Евфрата развалины немногочисленны. Они находятся в основном между Хиллой и Бирс-Нимрудом. На некоторых участках равнины не сохранилось вообще никаких руин. Объяснение, вероятно, заключается в следующем. Евфрат доныне то и дело изменяет своё русло и теряет в болотах к западу от первоначального русла. С древних времён, очевидно, низменности на запад от реки подвергались постоянным наводнениям. Согласно преданию, Семирамида построила набережную для предотвращения наводнений, а одна и? цариц, правивших после неё, использовала разливы реки для того, чтобы наполнить водой гигантское озеро, выкопанное за городскими стенами. Арриан упоминает также, что западная часть города лежала среди болот, служивших ей защитой. Эти гигантские топи существовали за счёт влаги из Евфрата".
В "Международной стандартной библейской энциклопедии", а также у Геродота мы находим некоторые сведения о поразительных размерах Вавилона и его укреплений.
Площадь Вавилона составляла около 500 кв. км, длина его сторон - около 22 км.
Периметр города - около 90 км.
Город был окружён рвом шириной в 9 метров и двойными стенами. Внешняя стена имела около 100 м в высоту и 25 м в ширину. По ней могло проехать в ряд 8 колесниц (или 10 современных автомобилей). Во внешней стене было 100 ворот, сделанных из литой бронзы. Петли и запоры также были бронзовыми. Над внешней стеной на 30 метров возвышались 250 сторожевых башен.
(Следует заметить, что многие учёные полагают оценки Геродота несколько завышенными, и считают, что реальные размеры Вавилона были более скромными.)
Падение Вавилона Великого описано у Геродота и, в ещё больших подробностях, у Ксенофона.
Осадив Вавилон, персы увидели, что им явно не удастся взять штурмом гигантские стены или разрушить ворота города. В лагерь к ним явились два вавилонских перебежчика, Гобрий и Гадат. Тогда же Хрисант, советник царя Кира, заметил, что река Евфрат протекает прямо под мощными стенами, и что её русло достаточно широко и глубоко для прохода армии. Кир повелел своим воинам выкопать огромные канавы, а двум перебежчикам - составить план нападения на Вавилон изнутри его стен. Покуда персы строили каналы, чтобы отвести реку от её русла, вавилонцы продолжали потешаться над своими врагами из-за крепостных стен. Они начали празднества в честь своих богов, на которых отмечали победу над персами, не понимая, что Кир уже отвёл реку Евфрат от её русла под стенами города и как раз в этот момент входил в Вавилон со своими войсками. Можно сказать, что город был взят без боя благодаря двум перебежчикам и опьянению жителей Вавилона. (См. также Ис. 21:5,44:27; Иер. 51:36. О гибели Валтасара см. Ис. 14:18-20; Иер. 51:57).
В "Библейском словаре Унгера" мы читаем, что с момента мирной сдачи Вавилона Великого 13 октября 539 г. до Р.Х. "начался упадок города. Ксеркс разграбил его. Александр Македонский думал о восстановлении его грандиозного храма, но проект оказался слишком разорительным. При властителях, пришедших на смену Александру, Вавилон и его окрестности начали стремительно разрушаться и вскоре превратились в пустыню" (Предсказание 1).
(Согласно "Международной стандартной библейской энциклопедии" царь Ксеркс правил с 485 по 465 г. до Р.Х.)
Смерть Александра Македонского была прискорбным событием. "Его военачальники, - пишет Джеральд А.Лару, - тут же начали бороться за обладание различными областями его империи. Политические междоусобицы, сражения и мародёрство со стороны армий, принадлежавших соперничавшим сторонам, вконец разорили Вавилон. Город переходил из рук в руки, покуда, наконец, не оказался под властью Селевкидов. К тому времени он был уже так разрушен, что восстановить его обошлось бы так же дорого, как построить новый. Селевкиды остановились на втором решении. В шестидесяти километрах к северу от Вавилона, на реке Тигр, был воздвигнут город Селевкия, куда мало-помалу и переместилась вся деловая и торговая жизнь Вавилона".
Город, продолжает Лару, умирал медленной смертью. "При императоре Августе (27до Р.Х.-14 г. по Р.Х.) его посетил историк Страбон, заметивший, что великий город превратился в пустыню".
"В 116 г. в Вавилоне побывал император Траян, сражавшийся в то время с парфянами. Согласно Диону Кассию, он не обнаружил там ничего, кроме курганов и легенд о курганах".
"В 363 г. император Юлиан вёл войну с Сасанидами, правителями Персии. Во время одного из походов он разрушил стены Вавилона, которые ранее были частично восстановлены персами, использовавшими огороженное пространство в качестве охотничьего заповедника" (Предсказание 5).
Примерно в 80 км к югу от современного Багдада лежат покинутые, занесённые песком развалины гордого Вавилона (Предсказания 1, 2).
Судьба Вавилона поражает современных учёных. "Какой контраст между уровнем древней цивилизации и нынешним запустением! - восклицает, в согласии с предсказанием 1, известный археолог Керман Килпрект. - Дикие звери, кабаны, гиены, шакалы и волки, иной раз даже львы - вот кто населяет теперь заросли близ Вавилона" (Предсказание 5).
Раскопки на месте древнего Вавилона требуют невероятных затрат труда.
Известный археолог Роберт Колдуэй, автор книги "Вавилонские раскопки", писал, что "стены города, например, которые в других древних городах обычно насчитывают в ширину метра три, в крайнем случае 6-7 метров, в Вавилоне обладают толщиной от 17 до 22 метров. Если холмы на месте раскопок обычно достигают в высоту от 2 до 6 метров, то в Вавилоне нам пришлось иметь дело с курганами по 12-24 метра в высоту. Руины Вавилона столь же огромны, как сам этот город во время его существования".
"Немецким археологам, - пишет Вернер Келлер в своей книге "Библия как историческая книга", - пришлось убрать более 35 тысяч кубометров обломков, чтобы обнажить часть храма Мардука на Евфрате, заново отстроенного при Навуходоносоре. Вместе со вспомогательными строениями этот храм располагался на участке размерами примерно 450 на 540 метров. Напротив храма высился зиккурат, святилище Мардука в виде башни".
Размеры, приводимые Келлером, соответствуют площади в 30 футбольных полей - 6 футбольных полей в длину и пяти в ширину.

Конкретное исполнение пророчеств

Выжеизложенная история Вавилона уже дала нам не которые примеры конкретного исполнения библейских предсказаний. Вавилон действительно был разрушен и стал "как Содом и Гоморра". Обратите внимание, что это предсказание (1) не говорит о том, что Вавилон погибнет так же, как эти два города, останавливаясь лишь на его судьбе после разрушения.
Остин Лэйард даёт живую картину современного ему Вавилона, сравнивает его с Содомом и Гоморрой, а также вспоминает другие пророчества. "Место, где стоял Вавилон, стало голой и страшной пустыней. С редких деревьев взмывают в небо совы, и зловонный шакал скулит на заброшенной борозде. Истинно, настал для Вавилона день исполнения пророчества. "Краса царства, гордость халдеев стал подобием Содома и Гоморры. В нём обитают звери пустыни, дома наполнились филинами, косматые существа скачут по окрестностям. Воют шакалы в покинутых домах, и змеи гнездятся в дворцах" (Ис. 13:19- 22).
"В кустарниках вокруг Вавилона, - добавляет Лэйард, - можно встретить стаи серых сов, достигающие ста или более птиц".
Современные путешественники и археологи почти неизменно говорят о диких зверях вокруг развалин Вавилона.
"По рассказам путешественников, - пишет Флойд Гамильтон, - в городе не живут даже бедуины. Различные суеверия не позволяют арабам разбивать там своих шатров; кроме того, на почве вокруг Вавилона не растёт трав, пригодных для выпаса овец".
"Вокруг Вавилона нет ни одного овечьего пастбища", - указывает Стоунер.
Вот некоторые отрывки из письма, написанного Эдвардом Чиерой из мест, где стоял Вавилон:
"Солнце только что село, и пурпурное небо улыбается, не думая о заброшенности этих краёв...
Мёртвый город! Я бывал в Помпеях и Остре, но те города были не мертвы, лишь временно покинуты. В них слышен лепет жизни, и сама она цветёт в их окрестностях...
Смерть - единственная реальность здешних мест... Хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему цветущий город, столица империи, должен был полностью исчезнуть? Или просто исполнилось пророчество о превращении дивного храма в обиталище шакалов?"
"Уханье сов и завывания львов до сих пор слышны в окрестностях Вавилона", - пишет Нора Куби.
Она пишет также, что рабочие, нанятые археологом Лэйардом, "отказались разбить свои палатки близ покинутых руин Вавилона. Тайна и ужас, казалось, висели над осыпающими кучами кирпичей и песка..."
Говоря о предсказании 6, гласящем, что "камни Вавилона не будут использоваться при строительстве, Питер Стоунер указывает, что "кирпичи и другие строительные материалы из развалин Вавилона применялись при строительстве окрестных городов, однако камни, те самые, что были ценой значительных затрат привезены в Вавилон из дальних мест, не использовались никогда, и остались на своих местах".
Разобраться в исполнении пророчества 6 не так просто. Во-первых, пророчество Иеремии 51:26 не говорит о том, кто именно "не возьмёт" камня для углов и камня для основания. Если речь идёт о завоевателях, то, действительно, в случае завоевателя Вавилона царя Кира Персидского, пророчество исполняется, как мы убедились выше. Однако кирпичи из Вавилона можно обнаружить в других городах. Как это объяснить? Здесь стоит задаться таким вопросом: можно ли считать кирпич "камнем"? Или Иеремия буквально имел в виду камни, которые использовались для закладки фундаментов? Более вероятно, видимо, второе.
Мало кто будет посещать эти развалины, гласит предсказание 7. Стоунер отмечает в связи с этим, что, в отличие от большинства других древних городов, Вавилон до сих пор лежит в стороне от популярных туристических маршрутов, и посещают его мало.
Согласно предсказанию 8, город будет покрыт болотами. И действительно, пишет "Британская энциклопедия", "значительная часть города до сих пор не обнаружена, поскольку скрывается под толстым слоем ила. Что же до Вавилона Хаммурапи, то от него остались лишь незначительные следы, а сам он ныне скрывается под водой".
"Значительная часть территории под древним Вавилоном уже несколько лет представляет собой одно гигантское болото, - указывает Лэйард. - Речные набережные, за которыми никто не следил, разрушились, и воды затопили окрестные земли" (Ис. 21:1).
"Ни одна былинка не произрастает из этой почвы, словно отравленной смертельным ядом, - пишет Нора Куби о затопленной части Вавилона, - и тростниковые топи, окружающие развалины города, источают испарения лихорадки... Лэйард, -продолжает она, -увидел перед собой малярийные болота, которые арабы называли "водяной пустыней"...
После падения города великие инженерные сооружения Вавилона пришли в упадок, оросительные каналы засорились, и реки вышли из берегов".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: