Структура и содержание учебной дисциплины. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)(мастер профессионального обучения, отраслевая квалификация) (углубленная подготовка), 44.02.01 Дошкольное образование (воспитатель детей дошкольного возраста)(углубленная подготовка).

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «История и культура Севера» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу учебных дисциплин ОПОП.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-понимать историческую действительность, определять своё отношение к фактам истории края;

-владеть методами научного познания (конспект, систематический анализ исторической информации),

-работать с различными источни­ками информации регионального содержания;

-применять знания и представления о социальных нормах и ценностях, ис­торически сложившихся на территории Архангельского Севера, Поморья для жизни в поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном обществе, толе­рантного отношения к представителям других наций, народов, культур.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития Архангельского Севера с древности до современности

- о важнейших событиях, явлениях и процессах в истории родного края в их взаимосвязи с историей страны.

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка студента – 86 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 57 часов, их них 6 часов практических занятий,

самостоятельная работа студента - 27 часов

Изучение истории направлено на реализацию следующих целей:

- освоение знаний о важнейших событиях, явлениях и процессах в истории родного края в их взаимосвязи с историей страны;

- развитие способности понимать историческую действительность, определять своё отношение к фактам реальной истории края;

- овладение методами научного познания (конспект, систематический анализ исторической информации), формирование умения работать с различными источни­ками информации регионального содержания;

- применение знаний и представлений о социальных нормах и ценностях, ис­торически сложившихся на территории Архангельского Севера, Поморья для жизни в поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном обществе, толе­рантного отношения к представителям других наций, народов, культур.

Изучение курса заканчивается дифференцированным зачетом.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
практические занятия  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
подготовка домашних заданий  
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История».

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
Тема 1. Начало истории (Север с древних времен до ХVв.) Содержание учебного материала
Общая характеристика Архангельской области.Территория, население.Административно-территориальное деление. Изменение названий в процессе развития. Символика(герб, флаг, гимн). Начало истории. Северные территории в конце эпохи оледенения. Периодизация истории Русского Севера. Известные археологические памятники Архангельского Севера. Названия племен и их расселение по территории области. Основные занятия. Орудия труда. Зарождение первобытного искусства и религиозных верова­ний (святилища, могильники, лабиринты, дольмены, тотемы и их изображения). В период Средневековья XII - XV вв. Территориальное деление северных территорий. Заволочье, Подвинье, Двинская земля, Терский берег, Югра. Коренные народы Севера: чудь, самоядь и др. Колонизация Северных территорий. Участники колонизации. История борьбы за Двинскую землю (Новгород-Москва) и ее финал в 1478 г. Экономическое, политическое и культурное значение присоединение территорий Севера к Москве. Холмогоры- административный центр края. Роль монастырей в освоении Севера. Крестьянский мир. Зарождение крестьянского самоуправления.
Самостоятельная работа
Подготовка докладов по теме.
Тема 2. Север в ХVI– ХVII вв. Содержание учебного материала
В составе Российского государства XVI- XVIIв.в. Административно-территориальное деление Севера. Управление и самоуправление на Севере. Сельское хозяйство на территории Поморья: общее и особенное. Основные формы землевладения на Севере. Основные центры хозяйственной специализации. Промысловая деятель­ность северян, виды промыслов. Хозяйственный уклад поморской семьи. Торговые связи с европейскими государствами. Роль северян в освоении Си­бири и Дальнего Востока. Север в эпоху Смуты. Оборона По­морья на рубеже XVI - XVII вв.
Практические занятия
 
Самостоятельная работа
 
Тема 3. В составе Российской империи в XVIII в. Содержание учебного материала Царь - реформатор и его воля. Роль Петра I в развитии Севера. Первые верфи. Губернское управление. Северная война. Новодвинское сра­жение. Иван Рябов, Дмитрий Борисов. «Государева дорога». Архангельский порт в первой четверти ХVIIIв. Указ Петра 1 от 04.04.1722 г. и его последствия. Север во второй половине ХVШ в. Развитие капитализма. Мануфактуры. Культура Севера в ХVIII в. Экспедиции Муравьева, Чичагова, Розмыслова. Образование. Наука. Искусство..Ломоносов М.В., Крестинин В.В., Фомин А.И., Ф.И. Шубин.
Практические занятия
 
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов
Тема 4. Север в Х1Х в. Содержание учебного материала
Северяне в войне 1812 г. Бородинское сражение. Багратионовы флеши (Архан­гельский и Двинской пехотные полки.Пожертвования). Север как место ссылки декабристов. А.А. Муравьёв, А.Г. Нежин. Реформа Киселева и ее значение для Севера. Север в годы Крымской войны Вторжение англичан и французов. Оборона Поморья. Крестьянская реформа 1861 г., по­ложение крестьянского населения в пореформенный период. Малоземелье, отходничество. Расслоение крестьянства. Формирование промышленной буржуазии и пролетариата. Изменения в структуре производства (лесопиле­ние - ведущая отрасль). Рост роли иностранного капитала. Рост торговли. Акционерные кампании. Строительство Северной железной дороги. Северные ярмарки Ученый – флотоводец адмирал С.О. Макаров. Общественное движение. Политическая ссылка на Севере. Народнические организации. Пропаганда. Культура Севера в Х1Х в. Образование. Наука. Художественные ремесла. Литература. Театр. Архитектура.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов по истории.
   
Тема 5. Север в начале ХХ в Содержание учебного материала
Север в начале ХХ в. Участие северян в политической жизни страны. Социально-экономическое развитие региона. Кооперация в деревне. Предпринимательство. Революция 1905 - 1907 гг.на Севере: события, факты, особенности Выборы в Государственную ду­му. Депутаты Архангельской губернии в Думе. Столыпинская аграрная реформа на Севере. Отношение крестьян. Результаты. В годы I мировой войны. Военно-политическое и экономическое значение Севера. Взрывы в порту. Культура в начале ХХ в. Исследование Севера: экспедиции Русанова и Седова. Искусство: Борисов А.А., Писахов С.Г. Литература: Серафимович А.С., Грин А., Леонов Л.М., Чапыгин А.П.
Практические занятия
 
Самостоятельная работа обучающихся
 
Тема 6. Север в 1917-1920 гг. Содержание учебного материала
Север в 1917 г. Политическая ситуация в Архангельской губернии накануне Февральской революции. Событие февраля - марта 1917г. на Севере. Организация политической власти на Севере в 1917-1918 гг. Установление советской власти на Севере. Первые мероприятия. Север в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920гг.). Причины интервенции. Интервенты в Мурманске и Архангельске. Деятельность ВПСО Н.В. Чайковского. Организа­ция сопротивления (П.Ф. Виноградов, А.А. Самойло, И.П. Уборевич, Я.А. Тимме). Военная диктатура. «Красный» и «белый» террор. Боевые действия в 1918-1920 гг., освобождение Архангельска. Итоги интервенции и Гражданской войны.
Практические занятия
 
Самостоятельная работа обучающихся
 
   
Тема 7. Север в 20-30-е гг. Содержание учебного материала
Север в 20–30-е годы. Восстановление экономики. Переход к нэпу. Реализация нэпа на Севере. Концессии на Севере. Промышленное развитие Севера (1920-1925гг.) Сельское хозяйство в период нэпа. Промышленное строительство в годы первых пятилеток. Социалистическое соревнование. Массовая коллективизация на Севере. Север в конце 30-х годов. Экономические, политические и культурные последствия индустриализации, коллективизации, «культурной революции» для развития Севера. ГУЛАГ и спецнаселение на Севере. Культурное строительство в 1917 – 40 гг. Борьба с неграмотностью и религией. Создание советской школы. Появление советской интеллигенции, откры­тие вузов в Архангельске. Развитие науки. Карские экспедиции. Научный подвиг «Персея». Экспедиции «Сибирякова», «Челюскина». Первые станции в Арктике. Освоение Северного морского пути. Становление советского быта трудовые будни и праздники) на Севере. Представители советской интеллигенции на Севере.
Практические занятия
 
Самостоятельная работа обучающихся
 
Тема 8. Север накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938 –1945). Накануне войны. Экономика края. Участие северян в войне с Финляндией. Укрепление обороноспособ­ности. Архангельск и план «Барбаросса». Начало войны. Мобилизация северян на борьбу с врагом. Перестройка экономики края на военный лад. Эвакуация на север. Организация партизанского движения. Северяне на фронтах Великой Отечественной войны. Северные конвои. Юнги Северного флота. Архангельск в годы войны. Эвакогоспитали. Северяне – Герои Советского Союза.
 
Тема 9. Север в 1945 – 90-х годах. Север в 1945 – 1955 гг. Восстановление народного хозяйства. Послевоенная жизнь северян и перестройка экономики на мирный лад. Сопротивление тоталитарному режиму. СССР в середине 50-х начале 80-х гг. Визит Н.С. Хрущева в Архангельск и его по­следствия для развития города и области. Архангельская область и ее роль в эконо­мике Европейского Севера РСФСР и страны. Противоречия в хозяйственном и куль­турном строительстве; проблемы 80-х гг. XX века. Роль Архангельска и Архангельской области в укреплении обороноспособно­сти страны в годы «холодной войны». Север на этапе перестройки (апрель 1985 - 1991 гг.) и реформ (с 1991 г. до н. времени). Политическая жизнь. Экономика. Духовная жизнь в период демократизации общества.
 
Тема 10. Монастыри в истории Беломорского Севера Крупнейшие монастыри Севера и их роль в экономической и культурной жиз­ни. Михайло - Архангельский,Соловецкий, Николо-Карельский, Антониево – Сийский и др. Административное и военное значение монастырей. Северная иконопись и летописи. Церковный раскол и его проявления на Севере. Старообрядчество. Соловецкое восстание (сидение). Духовенство. Филипп Колычев (ХV1в.), протопоп Аввакум (ХVП в.), Иоанн Кронштадский (ХIХ в.), архиепископ Афанасий и др.
 
Тема 11. Ломоносов и Север. М.В. Ломоносов - становление гения. Жизнь в Петербурге. Вклад в науку М.В. Ломоносов в памяти потомков.Б. Шергин «Слово о Ломоносове» Земляки – современники Ломоносова. Памятник Ломоносову в Архангельске.
 
 
 
 
   

 

Список литературы и источников

Основная литература

1.Поморская энциклопедия. Том 2: История Архангельского Севера - Архангельск, 2002.

2. Наш край в истории СССР: Учеб.пособие. - Архангельск (разные издания).

З. Куратов А.А. История и историки Архангельского Севера. - Архан­гельск. 1999.

4. Куратов А.А. Архангельский Север в истории России: Учеб.пособие.

- Архангельск, 2003.

5.Булатов В.Н. Русский Север: В 5 т, - Архангельск, 1999-2003.

6.Архангельск. 1584-1984: Фрагменты истории. - Архангельск, 1984.

7.Трофимов П. М. Очерки экономического развития Европейского Севера. XVI-XX вв. - М, 1961

8.Щуров Г.С. Очерки истории культуры Русского Севера. - Архангельск, 2004.

Дополнительная литература

1. Аграрная история Северо-Запада России. - Л., 1971

2. Архангельск в XVIII веке. - СПб., 1999.

3. Архангельск и северные страны, конец XVI - начало XX века. - Ар­хангельск, 1999.

4. Архангельское Поморье: История и культура. - Архангельск, 1983.

5. Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф, 1) Мангазея. Мангазейский морской ход. М., 1980 Часть I.; 2) Мангазея, Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев ХУ1-ХVII вв. М., 1981. Часть 2.

6. Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978.

7. Беспятых Ю. Н. История знаменитого сражения: Шведская экспедиция на Архангельск в 1701 году. - Архангельск, 1990.

8. Быховский И. А. Петровские корабелы. - Л., 1982.

9. Голубцов Н.А., Попов А.Н. Архангельский край в Смутное время. - Ар­хангельск, 1913

10. Европейский Север России: прошлое, настоящее, будущее. - Архан­гельск, 1999.

11. История северного крестьянства: Крестьянство Европейского Севера в период феодализма. - Вологда, 1984. Т. I.

12. Камкин А. В. Православная церковь на Севере России. Очерки истории до 1917 года. - Вологда, 1992.

13. Кизеветтер А.А. Русский Север: Роль Северного края Европейской России в истории Русского государства. - Вологда, 1919.

14. Колесников П. А. Северная деревня в XV - в первой половине XIX века. К вопросу об эволюции аграрных отношений в Русском государстве. -- Во­логда, 1976.

15. Крестинин В. В. 1) Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792; 2) Исторические начатки о двинском народе древних, средних, новых и но­вейших времен. -СПб., 1784; 3) Начертательная история города Холмогор. - СПб., 1790.

16. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков. - Л., 1977.

17. Куратов А. А. 1) Историография истории и культуры Архангельского Се­вера. Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1989. 2) Источниковедение истории и культуры Архангельского Севера. Учебное пособие к спецкурсу.- Архангельск, 1992. 3) История и историки Архангельского Севера. Воп­росы источниковедения и историографии. Архангельск, 1999.

18. Морозом А. А. Родина Ломоносова. - Архангельск, 1973.

19. Овсянников О. В. Средневековые города Архангельского Севера. Люди. События. Даты,- Архангельск, /992.

20. Овсянкин Е.И. I) Улицы города рассказывают, (любое издание); 2) Архан­гельск купеческий. - Архангельск, 2002.

21. Огородников С. В. I) История Архангельского порта. - СПб., 1875. 2) Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. - СПб.. 1890.

22. Попова Л. Д. Архангельск. Очерк истории строительства (Конец XVI - начало XX в.). Архангельск, 1994.

23. Попов С. В. 1) Архангельский полярный мемориал -Архангельск, 1985. 2) Автографы на картах. - Архангельск, 1990.

24. Попов Г.П. I) Ногою твердой став при море...: Очерки истории Архангельского морского порта. - Архангельск. 1994; 2) Архангельские губернаторы. - Архангельск, 2000:3) Старый Архангельск. - Архангельск, 2003.

25. Русский Север и Западная Европа. - СПб., 1999.;

26. Соломбальская верфь 1693-1862. -Архангельск, 1993.

27. Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX вв. - Архангельск, 1975.

Сайты Интернет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: