Открытие Петровских ассамблей

Они были предназначены для приобщения людей к новым формам досуга. Царь не только знал о существовании таких форм общения, как ассамблеи, но и сам бывал на них за границей. Регулярно ассамблеи в России стали проводиться с 1718 года. Летом они проводились в Летнем саду и отличались большим разнообразием, а зимой – в домах у сановников. Вот как характеризовал ассамблеи историк В. Ключевский: «Это и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению». Подробнее о целях ассамблей пишет А. Башуцкий: «Царь желал дать большое развитие общественным увеселениям жителей и приступить к делу, важному в нравственном отношении к учреждению тех собраний, которые под названием ассамблей служили Петру Великому приятным отдохновением от трудов государственного управления и в которых он совершал не менее тяжкий труд, приучая подданных своих к общественности и смягчая их вкусы и привычки. Пересоздав уже многое, Петр чувствовал, что ему предстояло еще сблизить дворян, разделенных предрассудками, поселить в них любовь к удовольствиям благородным, о которых в России мало имели тогда понятия, и совершенно изменить отношения, издавна существовавшие между обоими полами».

По обычаю для проведения сего действа от мебели освобождались четыре большие комнаты. Первая – для танцев, следующая - для бесед, еще одна – для мужчин, которые курили табак, пили вино, и последняя – для игр в шашки или шахматы. В случае если дом не настолько большой, чтобы освободить сразу четыре комнаты, то все действа происходили в одной комнате. Однако это было очень неудобно по многим причинам. Считалось, что звуки танцев, бесед, запахи табака и спиртных напитков неуместны в дамском обществе.

Ассамблеи при Петре 1 давали все придворные по очереди. Иногда царь самостоятельно решал, у кого все должны собираться в следующий раз. День и время ассамблеи разглашались придворными глашатаями, о ней извещали барабанными дробями и объявлениями, которые развешивались на каждом перекрестке. В своем указе Петр 1 кратко описал основные моменты проведения торжеств. Посетить мероприятие могли все прилично одетые люди, но не слуги и крестьяне. В числе гостей встречались вельможи, чиновники, состоятельные купцы, духовенство, ремесленники и даже рядовые матросы. Женатые мужчины в обязательном порядке брали с собой жен и взрослых дочерей.

По сложившейся традиции хозяин дома мог выбрать из молодых девушек царицу бала. После выбора он вручал ей живую розу. По окончании мероприятия царица передавала эту розу какому-нибудь кавалеру. Это означало то, что следующая ассамблея должна проводиться в его доме.

Зачастую на подобных собраниях играл духовой оркестр, который состоял из труб, гобоев, литавр, фаготов и валторн. Иногда к ним присоединялись скрипки. Танцам жителей России обучали пленные офицеры из Швеции или жители немецкой слободы. Процесс обучения танцевальному искусству происходил очень медленно. Поначалу на ассамблеях играла духовая музыка, однако в 1721 году герцог Голштинский завез в столицу небольшой струнный оркестр, который сразу завоевал популярность у публики. С тех пор стали появляться свои музыканты, инструменты для которых завозились специально из-за рубежа. Все это было очень затратно, но вельможи были готовы к подобным тратам, ведь самых расторопных бояр царь награждал.

Что касается танцев, то сначала это были обычные поклоны и приседания под музыку, а вот в дальнейшем на ассамблеях уже начали танцевать менуэт и полонез. Движения становились плавнее, а танцы – изящнее.

Вторая половина мероприятия была более веселой и подвижной, включала аллеманду, контрданс и англез, которые особенно любили молодые люди. Они выбирали первую пару, которая должна была придумывать новые па, а остальные повторяли за ней. Первыми по очереди становились разные люди, а потому такого рода веселье могло продолжаться очень долго.

Активным участником ассамблей был и Петр 1. Век, в котором он жил, был охарактеризован развитием культуры, новым направлением в музыке и танцах, а также костюмах и забавах.

Во время своих празднований или тех, которые посещал царь, он активно участвовал во всех действах. Он ходил по залам, время от времени присоединяясь к разным компаниям и участвуя в их беседах. Если он находился в хорошем расположении духа, то веселее и разговорчивее его невозможно было найти. Деятельность Петра 1 на ассамблеях сводилась не только к разговорам. Он любил танцы и в этом искусстве был мастером и затейником. Очень часто кавалеры не могли в точности повторить его движения. Каким был Петр 1 во время танцев, знали все его приближенные, а о его четко отработанных движениях ходили слухи даже между балетмейстерами.

Открывала танцы, как правило, императрица со своим супругом, герцогом Голштинским или же князем Меншиковым. Екатерина в этом деле была под стать мужу. Когда они танцевали в паре, то успевали сделать целых три круга, в то время как остальные пары только заканчивали первый. Однако так танцевала императрица только с Петром Великим, с остальными же партнерами она вела себе более небрежно и галопу предпочитала простой шаг. Любой присутствующий мог пригласить на танец одну из княжон, а потому именно они не знали отдыха. Со временем петровские ассамблеи прижились, обстановка на них становилась все более непринужденная. Постепенно старые бояре перестали осуждать откровенные декольте молодых дам. Появилась новая традиция целовать женщин после танца не в ручку, а в губы, что очень обрадовало кавалеров.

Гости, которые были приглашены, должны были добраться до места назначения водным путем по Неве. Далее по традиции на берегу всех встречала императрица с дочерьми, из ее рук гостю полагалось принять чарку вина, дальнейшее веселье тоже происходило строго по плану. Государь был пристрастен к торжественным шествиям, он любил аллегорические процессии и маскарады, а потому устраивал их при любой возможности. Самый известный среди них – пятидневный маскарад. Он проходил в 1722 году в Москве и был приурочен к подписанию Ништатского мирного договора. За пару дней до начала торжества царь лично осмотрел все костюмы участников. Если ему что-то не нравилось, то он заставлял переделывать наряды. Маски были обязательным условием. История помнит случай, когда во время маскарада в 1724 году сенаторы заседали, не снимая масок с лиц. Деятельность Петра 1 в отношении этих требований была абсурдной, но полностью соответствовала духу того времени. Люди постепенно приобщались к новым традициям, разучивали танцы, меняли одежду, даже по-новому начинали вести дела. Несмотря на то, что это было несказанно дорого и утомительно, постепенно маскарады перетекли в повседневную жизнь и заняли в ней огромную нишу, становясь привычкой. Россия при Петре 1 расцветала и походила на европейские государства с их танцами, оркестрами и балами.

После смерти царя ассамблеи и другие празднования сильно изменились. Они стали увеселением только для высших слоев общества. Ассамблеи, балы, маскарады организовывались только для высшего общества. Низшие слои устраивали для себя танцы.

Культура при Петре 1 была так же важна, как и служебные, государственные дела. Смерть Петра Великого прекратила существование ассамблей, позже Петр 2 попытался их восстановить, однако у него ничего не вышло, и в 1728 году они полностью прекратили свое существование. Однако полностью они не исчезли, а переродились в балы и дали начало светской жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: