Объективные | Субъективные |
§ Многовековая традиция сильной власти § Отсутствие демократических традиций § Существование страны во враждебном окружении § Возрастающая экономическая зависимость населения от государства в результате огосударствления средств производства § Разрушение привычных форм хозяйственно-бытовой жизни, традиционной системы ценностей § Низкий культурный уровень большинства населения страны | § Положение о диктатуре пролетариата как основа идеологии большевизма § Центральное положение ВКП(б) в политической системе страны. § Строго иерархическая структура ВКП(б), в которой власть принадлежала ЦК, а в нем – лидеру. § Личностные качества И.В.Сталина. |
Первоначально Сталин сохранял видимость коллективного руководства, хотя с 1930 г. власть фактически принадлежала ему одному. После великой Отечественной войны и видимости не останется: между XVIII и XIX съездами прошло 13 лет (при Ленине собирались ежегодно), пленумы собирались раз в несколько лет (при Ленине несколько раз в год).
|
|
Таким образом, к началу 30-годов в СССР окончательно сложился тоталитарный тип государства, для которого характерны следующие черты:
1. Сосредоточение всей полноты политической, экономической и идеологической власти в руках партии. Подмена Советов партийными органами.
2. Цензура в отношении средств массовой информации.
3. Преследование инакомыслия. Политические процессы. Отсутствие демократических свобод.
4. Использование системы внесудебных репрессий («тройки», «особые совещания»).
5. Репрессии в отношении отдельных народов.
6. Личность человека рассматривается в качестве части (винтика) огромного государственного механизма.
7. Складывание культа личности вождя (вера и страх).
Сталинизм, как и любая общественно-политическая система, базировался на своей идеологии. Официальной идеологией провозглашался марксизм-ленинизм. Однако в СССР 30-50 гг. марксизм перестал восприниматься как научная теория, он стал объектом веры. (Да и марксизмом это назвать было уже, в общем-то, нельзя). Этому способствовала и низкая грамотность населения, и атеистическая пропаганда, разрушающая традиционную веру. Постепенно из веры меньшинства населения, он стал верой большинства, постепенно превратившись в догму. Сформировалась своя атрибутика (знамена – хоругви, демонстрация – крестный ход, свои святые и т.д.). Роль священного писания стали играть труды Маркса, Энгельса, Ленина, а затем и самого Сталина, который считался единственным толкователем этого учения. Его называли единственным учеником Ленина, что позволяло Сталину вмешиваться в абсолютное большинство наук. Недоучившийся гимназист учил философов, лингвистов, искусствоведов, естественников, не касаясь, правда, математики и химии. Все, что не укладывалось в сталинские каноны, объявлялось враждебным. Изданию Краткого курса ВКП(б) предшествовал разгром исторической и философской школ, экономической школы Кондратьева и Чаянова, разгром естественных наук и торжество лысенковщины. Последнее нанесло тяжелый удар по медицине. Разгром советской школы генетики и евгеники, стоявших на лидирующих позициях в мире, не позволил открыть хромосомные болезни человека в 30-е гг. Это было сделано лишь 20 лет спустя. Политика в области естественных наук доходила до абсурда. Так, в 30-е гг. в нашей стране была признана враждебной и фашистской теория групп крови (считалось, что у советских людей не может быть разных групп крови). Любое отступление от официальных догм жестоко преследовалось. Действительные и мнимые успехи приписывались мудрости вождя и его несгибаемой воле. В немалой степени созданию такого образа вождя способствовали пропаганда (СМИ) и искусство (кино, живопись).
|
|
Подводя итоги, отметим, что от сталинского режима репрессий пострадали около 50 млн. человек.[3] Была сломана жизнь миллионов семей. Однако многие миллионы советских граждан искренне верили в миф о том, что СССР – процветающая, свободная страна. Высшим проявлением партийно-государственной демагогии стала принятая в 1936 г. Конституция «победившего социализма», содержавшая положение об основных правах граждан и демократических свободах.