Искушения приносят людям либо наслаждения, либо печали, либо телесные мучения. Искушение, порождаемое чрезмерным подвижничеством.
Когда после многих и частых борений бес чревоугодия не в силах уничтожить крепко запечатленного в душе воздержания, тогда он ввергает ум в желание высшего подвижничества, а в качестве примера приводят Даниила со товарищи, их скудную жизнь и семена, которыми они питались (Дан.1:11-12). Напоминает он и о некоторых других отшельниках, всегда живших так скудно или начавших это делать недавно, и принуждает стать их подражателем, чтобы инок, погнавшись за неумеренным воздержанием, потерпел неудачу и в воздержании соразмерном, так как тело, вследствие своей немощи, не выдержит и такого. Этот бес "усты своими благословяху и сердцем свои кляняху " (Пс.61:5). И я считаю, что монаху нельзя поддаваться убеждениям этого беса и воздерживаться от употребления хлеба, масла и воды. Основываясь на опыте братии, можно посоветовать самый лучший образ питания: есть следует не до сытости и один раз в день. Я удивлюсь, если увижу, что насыщающийся досыта хлебом и водой будет увенчан венком бесстрастия. А бесстрастием я называю не то, что препятствует греху осуществиться на деле (ибо это именуется воздержанием), но то, что пресекает страстные помыслы в самом сознании, - это Апостол Павел назвал духовным обрезанием внутреннего Иудея (Рим.2:29). Если же кто-нибудь, услышав подобные слова, упадет духом, то пусть он вспомнит " избранный сосуд " (Деян.9:15), Апостола, " в голоде и жажде " (2Кор.11:27) свершившего свой путь. Далее, следует еще отметить, что названному бесу чревоугодия подражает и бес уныния: терпеливому подвижнику он внушает мысль о самом высшем отшельничестве, призывая его соревноваться с Иоанном Крестителем и начатком отшельников - Антонием, чтобы он, не сумев перенести долгого и бесчеловечного уединения, бежал бы со стыдом и оставил свое место. Тогда бы бес уныния, похваляясь, мог бы сказать: " Укрепихся на него " (Пс.12:5).
Во время искушений нельзя покидать келлию, придумывая благовидные предлоги, но следует оставаться внутри нее, терпеливо и мужественно перенося всех нападающих, особенно беса уныния, который, будучи самым тяжелым из всех бесов, делает зато душу весьма испытанной. Ибо избегать таковых борений - значит научить ум быть неискусным, робким и склонным к бегству.
Искушением монаха является помысел, который, поднимаясь через страстную часть души, омрачает ум.
Авва Исайя
Благодарящий Бога во время искушений обращает их в богатство.
Если тебя поносят и ты скорбишь от этого, нет в тебе истинного плача.
Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя не готовым.
Амма Феодора
Амма Феодора поведала: некоторый инок, одолеваемый множеством скорбей, сказал сам себе: "Уйду отсюда". С этими словами он начал обувать сандалии и внезапно увидел в углу келлии другого человека, который также обувался и который сказал ему: "Из-за меня ли ты выходишь отсюда? Вот, во всяком месте, куда: бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя".
Авва Моисей
Брат спросил авву Моисея, что должен делать человек при всякой случающейся с ним напасти или при нашествии всякого вражеского помышления? Старец отвечал: "Должен плакать перед благостью Божией, чтобы она помогла ему, и вскоре ощутит спокойствие, если будет молиться разумно".