double arrow

Преподобный Максим Исповедник

Искушение непроизвольное душу утешает, а плоть тяготит печалью

Думаю, что, когда Господь и Бог наш научал учеников Своих, как должно молиться, то, словами: «не введи нас во искушение» (Мф.6:13), внушал отмаливаться от искушений, в области произволения устрояющихся, т. е. от возбуждений похоти, колеблющих добрые расположения и намерения, а великий Иаков, братом Господа именуемый, научая подвизающихся за истину не поражаться находящими искушениями, имел в виду искушения непроизвольные говоря: «всякую радость имейте братие моя, егда во искушения впадаете различна» (Иак.1:2), т. е. непроизвольные помимо воли нашей находящие, и причиняющие скорби и тяготы. Это ясно показывают следующие за тем и другим изречением слова: ибо там Господь присовокупляет: «но избави нас от лукаваго», а здесь великий Иаков наводит: «видяще, яко искушение вашей веры делает терпение: терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели ни в чем же лишени» (Иак.1:3,4).

Искушение в области произволения устрояющееся, душе печаль причиняет, а чувственности доставляет удовольствие, напротив искушение непроизвольное душу (разумно его встречающую) утешает, а плоть тяготит печалью.

 

Преподобный Марк Подвижник


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: