Интеллектуальные вопросы и богословские сомнения

 

Третья категория проблем, которые могут указывать на необходимость работы по исцелению болезненных переживаний, тесно связана с интеллектуальными вопросами и сомнениями. Вас может удивить, почему что–то, столь явно рассудочное, включено в перечень эмоциональных симптомов. Как я уже говорил, Библия рассматривает человека как цельную личность. Это особенно очевидно, когда речь заходит о наших убеждениях или вероучениях, поскольку здесь существует фундаментальное единство и взаимозависимость эмоций, разума и воли. Внутри главного ядра личности все три ее составляющие влияют друг на друга. Это отражает древнееврейское убеждение в том, что вера затрагивает всего человека — его чувства, мышление и действия. Мы обманываемся и льстим себе, если считаем, что наши богословские взгляды являются плодом чистого разума, итогом лишь умственной деятельности и размышлений. На религиозные убеждения очень сильно влияют наши чувства и образ жизни. Вы замечали когда–нибудь, как болезни, даже самые легкие, вроде обычной простуды, воздействуют на нашу веру, молитвенную жизнь, терпение, мысли и чувства о Боге, самих себе и других людях? Внесенный в сферу религии эмоциональный фактор становится более интенсивным, особенно если нас начинают одолевать вопросы и сомнения в отношении христианской веры. И это не просто нападки рассудка на веру, это удар, наносимый нашими глубинными эмоциями как по вере, так и по рассудку. Эти эмоции столь сильные, что могут перевесить и подчинить себе нашу веру. Как часто мне доводилось слышать: «Конечно, головой я все понимаю, но мои чувства так велики, что я просто не могу поверить в то, что Богу действительно есть до меня дело». Да, несмотря на отчаянные попытки сохранить разумные основания своих убеждений, наши эмоции могут чинить препоны нашему богословию и наполнять нас сомнениями.

Самая лучшая книга о сомнении из написанных в последнее время — это «В двух умах» Оза Гиннесса[23]. Автор касается всех возможных аспектов сомнений как с теоретической, так и с практической точки зрения. В главе «Шрамы старых ран» он рассматривает те сомнения, которые имеют чисто психологическое происхождение. Эту проблему он обрисовывает очень четко с помощью замечательного примера. Представьте себе здоровую веру в виде человека с крепкими руками, который способен, протянув руку, удержать в ней то, что хочет. Теперь вообразите себе, что у этого человека открытая рана на запястье. Предмет, который он хочет взять, перед ним, мышцы достаточно сильны, чтобы этот предмет удержать. Но непереносимая боль, которая последует за такой попыткой, не позволит взять этот предмет.

Именно это происходит с христианами, несущими на себе неисцеленные эмоциональные раны. Уже сами их попытки поверить оказывают на них сильное воздействие, которое очень трудно переносить. Те вопросы и сомнения, идущие, как кажется, из головы, на самом деле происходят от боли, запертой глубоко в сердце. Что–то настолько основательно нарушило и исказило их представления о Боге и чувства в отношении Него, что они пугаются того, что эти болезненные раны снова откроются. Уильям Джеймс, создатель американской психологии, ясно понимал эту проблему. Он заявлял, что сомнения религиозного и богословского характера, имеющие эмоциональные корни, не могут быть разрешены рассудком. Я уже на ранних этапах своей пастырской деятельности обнаружил, что Джеймс был прав.

Поскольку большую часть жизни я работал неподалеку от крупных учебных заведений, ко мне постоянно приходили люди с различными «интеллектуальными трудностями в отношении христианской веры». Многие из них были прирожденными искателями истины, и я проводил часы напролет, пытаясь помочь им прийти к вере, имеющей разумные основания и аргументы. Но вскоре я обнаружил, что у некоторых из этих людей никакие библейские занятия или богословские рассуждения не могут развеять вопросов и сомнений. Поскольку их сомнения имели эмоциональные корни, то, едва какая–нибудь проблема решалась, на ее месте тут же возникала другая, и так без конца. Я также обнаружил, что перечень богословских вопросов, беспокоивших этих людей, был в значительной мере предсказуем: «Спасутся ли язычники?», «Предопределение — значит ли это, что Бог избрал к спасению лишь некоторых?», «Как мне убедиться, что обращение к вере — не самовнушение?» К тому же появлялось множество трудностей при чтении сложных мест в Библии, таких, как резкие строки из Послания к Евреям 6:4–8; 10:26–31 и 12:15–17[24]. И, конечно, всегдашний фаворит среди всех вопросов — что такое смертный грех, который не простится. Вам случалось когда–нибудь пытаться переубедить кого–то, кто считает, что он совершил неискупимый грех? Если да, то вы понимаете, что обычно это пустая трата времени.

У некоторых христиан не возникает никаких интеллектуальных сложностей, но их эмоциональные проблемы прячутся под маской богословия. Неисцеленные болезненные переживания так тесно сплетены у них с представлениями о Боге и чувствами в отношении Его, что стали частью того способа, с помощью которого эти люди прячутся от своей боли. Как нам напоминает в своей книге Оз Гиннесс, истинные интеллектуальные сомнения нуждаются в ответах, тогда как сомнения, коренящиеся в эмоциях, отвечают нуждам. Такие сомнения останутся, пока не будут удовлетворены важнейшие внутренние нужды и исцелены старые эмоциональные раны. Потому что легче переносить боль от сомнений, чем боль от воспоминаний о травмирующих событиях, вызвавших эти сомнения.

Это очень важная область, которую каждому священнику и христианскому консультанту необходимо хорошо знать. Иначе он будет пытаться использовать прямые и слишком упрощенные средства, которые не только не помогут людям, но ввергнут их в еще большее отчаяние. Ибо эти люди на самом деле часто хотят обрести веру больше всего на свете. Именно из этого желания и рождаются некоторые из их вопросов — они так сильно хотят поверить, что не могут отважиться пережить ужасающую боль от возможного разочарования в вере. Потому что когда–то в своей жизни они уже пережили такое разочарование.

К примеру, может ли человек, которого в детстве никогда по–настоящему не любили, а только ненавидели, отвергали, с которым, возможно, даже обращались жестоко, действительно поверить, что Бог его любит? Может ли сын, никогда не видевший от своей вечно недовольной матери ничего, кроме осуждения, брюзжания, наказаний и унижения, быть действительно уверенным в том, что он дорог Богу и что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Римлянам 8:1)? Разве не естественно ожидать, что он будет тянуться к тем отрывкам Писания, где говорится об осуждении, например, к приведенным выше строкам из Послания к Евреям?

Какого рода богословских вопросов можно ждать от дочери, которая рассказывает о своем отце так: «Я никогда не знала, обнимет он меня или ударит, и если ударит, то за что»? Или от молодой женщины, которая говорит: «Если папа выходил из дому, мы не знали, когда он вернется — через час–другой, через несколько дней или через пару лет». Или от другой девушки, которая, плача навзрыд, рассказывала: «Я только закрывала лицо подушкой и плакала, когда папа приходил ко мне в постель и приставал ко мне»? Могут ли эти женщины без серьезной работы по исцелению их переживаний должным образом рассуждать о Боге как о Небесном Отце, Который любит их, заботится о них и никогда их не оставит?

Да, это экстремальные случаи, но они хорошо иллюстрируют то, о чем мы говорим в этой главе. Не все богословские вопросы и сомнения — признаки маловерия, неверия или бунта против устоев. Во многих случаях они свидетельствуют о потребности в глубинном внутреннем исцелении. И лишь после такого исцеления эти люди смогут изменить свои ошибочные взгляды и правильно понять Священное Писание.

 

 

Проблемы, возникающие из–за невротического перфекционизма [25]

 

Поскольку я уже много писал о перфекционизме в книге «Исцеление чувств», не буду особенно углубляться в детали этого явления здесь. Тем не менее тысячи писем и телефонных звонков от читателей лишь укрепляют мое прежнее убеждение в том, что перфекционизм — один из наиболее распространенных эмоциональных «вирусов», которыми заражены сегодняшние христиане. Нельзя смешивать библейское учение о христианском совершенстве с самой большой помехой для такого совершенства и его величайшей подделкой — невротическим перфекционизмом. Библейское совершенство — это такая степень зрелости и чистоты, в которой питающий человека Святой Дух наделяет нас цельностью Самого Христа, чтобы мы могли жить жизнью постоянной победы над грехом. Это, как и наше спасение, исключительно дар благодати Божьей. Совершенство дается и проживается по вере и в основе своей определяется отношениями с другими людьми. Оно зависит не от безупречности свершений (т.е. не от наших дел), а от веры в безупречность свершений Бога. Священное Писание постоянно убеждает нас сделать такой уровень жизни целью своего освящения. Человек в зависимости от своих богословских взглядов может давать христианскому совершенству самые разные названия: «высшая жизнь», «глубочайшая жизнь» или «жизнь, исполненная Духом». Но, к сожалению, некоторым людям эти названия говорят лишь о том, что они сами привыкли удовлетворяться жизнью более низкой, мелкой и ненаполненной. Норма для каждого христианина — подлинное христианское совершенство, — являясь волей Господа для Его спасенных детей, состоит в здоровом стремлении к христианскому превосходству человека, который из благодарности за то, что он принят и любим таким, какой он есть, хочет угождать Богу и всегда быть лучшим в Его понимании.

Хотя невротический перфекционизм и может внешне походить на то, что мы только что описали, на самом деле он величайший враг христианского совершенства. Невротический перфекционист неудержимо и беспрерывно силится сделать себя приемлемым для Господа и вымеряет свои отношения с Ним по уровню собственных достижений и результатов. Такой человек своевольно и беспокойно преследует свою цель, но не способен, уверовав, спокойно положиться на волю Бога[26]. Первопричина этого — его представления о Боге и отношение к Нему как к Богу неумолимому и всегда недовольному. Его Бог — это требующий все больше и больше тиран, которому нужны только идеальные результаты, беспощадный судья, не терпящий несовершенства. При малейшей оплошности Он выражает Свое недовольство, осуждает человека и осыпает его упреками. Это приводит христианина–перфекциониста к тому, что он свое поведение перед Богом ставит выше отношений с Ним. Такой человек ценит поступок выше веры; действие — выше доверия; то, чего он добивается сам, — выше того, что ему дается; работу он ценит выше молитвы, а результат — выше отношений.

Из всего этого следует, что перфекционист — человек с болезненно, чрезмерно чувствительной совестью, который живет под гнетом того, что он должен. Свою тревогу он пытается выдать за подобие смирения, принижая себя и преувеличивая значение принципов и требований, правил и установлений. Но, несмотря на постоянные усилия, такой человек обременен тягостным чувством вины, полон страха и легко поддается переменам настроения и депрессиям. Это потому, что в своих отношениях с Богом он опирается на результаты, которых ему удается достичь, а не на милость Божью. В лучшем случае такие люди похожи на галатов, которых апостол увещевает в своем послании. Очень часто такой христианин неосознанно пользуется подлинными путями стяжания благодати: покаянием, исповедью, молитвой, чтением Библии и христианским служением. Но все его попытки обрести мир в душе и понравиться Богу, прочитав дополнительную главу из Евангелия, лишний час помолясь, приняв на себя еще одно служение в церкви, никогда не приносят ему желаемого результата. И он тогда чувствует себя в ловушке, из которой нет никакого выхода. Такой человек буквально «осуждается, если делает, и осуждается, если не делает!»[27]. Это причина крайнего отчаяния перфекциониста, которое ввергает его в пучину эмоционального или духовного (а часто и эмоционального, и духовного) кризиса.

Еще больше ухудшает положение то, что у таких перфекционистов часто бывают серьезные проблемы из–за одиночества, ведь близких людей у них мало. Поскольку они уверены, что люди, как и Бог, отвергнут их, обнаружив их несовершенство, перфекционисты сами отбиваются от людей руками и ногами (порой в буквальном смысле). Они слишком сильно на все реагируют, не принимают критику, очень сдержанны в общении. Они невольно побуждают других отвергать и осуждать их, хотя именно этого они так сильно боятся. Откликаясь на движение по этому порочному кругу, их внутренний голос с неодобрением заявляет: «Вот об этом–то я и говорил тебе: пока ты не станешь совершенным, люди не будут тебя принимать!» Круг замыкается, когда они сами начинают реагировать с гневом и обидой на тех, кого волей–неволей «должны» принимать и любить. Теперь уже все вокруг, особенно самые близкие, невольно вгоняют их в состояние безысходности и отчаяния.

Христиане в различной степени страдают от этой заразной болезни — перфекционизма. В какой–то степени она есть в каждом из нас, ибо ею приходится переболеть всем возрастающим во Христе. Даже тем, кого воспитывали замечательные родители и кто жил в самых идеальных условиях, придется преодолевать свои неверные представления о Боге. Наша греховность, вольная и невольная, и Сатана — отец лжи — позаботятся об этом! Наверное, самое замечательное в Божьей любви то, что Он принимает нас, несмотря на искажение нами Его образа, и продолжает трудиться над нами, пока мы постепенно не узнаем Его Таким, Какой Он на самом деле. Большинство из нас начинают свое духовное паломничество, опираясь на некую смесь закона и благодати. И лишь на опыте ощутив Его великую верность, пройдя через множество своих падений, мы в конце концов приходим туда, где можем с чистым сердцем сказать словами из гимна «Скала времен»: «Руки у меня пусты, чтобы Крест Твой в них нести».

Многие, однако, несмотря на свою нравственную серьезность и добросовестные занятия, не могут преодолеть свой перфекционизм на пути к свободе и зрелости во Христе. Вместо этого они продолжают ориентироваться на результат и даже снижаются до описанного нами невротического уровня перфекционизма. Эти очень искренние, но чрезвычайно несчастные христиане совершают свои каждодневные дела в беспросветном отчаянии. Если они воспитывают детей, то, не отдавая себе в этом отчета, создают в доме законническую, безблагодатную атмосферу любви — любви, которую надо зарабатывать, любви за что–то. Тем самым они передают убийственную болезнь новым поколениям. Слава Богу, что так происходит не всегда. Эти люди могут исцелиться, ощутив самой глубиной своей души безусловную милость Бога. Но это требует правильных представлений о Боге и отношения к Нему и подчас невозможно без глубинного внутреннего исцеления тех переживаний, которые внесли свой вклад в искажение Божьего образа.

 

 

Мария и Раввуни

 

Несколько лет назад женщина, которую звали Керри, подошла посоветоваться со мной после того, как в своей проповеди я говорил о том, что некоторые христиане нуждаются во внутреннем исцелении. Керри была очень умной и привлекательной женщиной, высокодуховной христианкой, очень успешной в своей профессии. Во время проповеди Святой Дух помог ей осознать, что она испытывает сильный гнев на Бога. Поскольку Керри почти все свои пятьдесят лет прожила весьма прилежной христианкой, такое открытие чрезвычайно потрясло ее. Мы с ней работали регулярно в течение нескольких месяцев, понемногу пробираясь сквозь многочисленные наслоения подавленных эмоций, прежде чем Святой Дух вывел нас к тем переживаниям ее жизни, которым требовалось исцеление. Воспоминания возвращались медленно, все время продвигаясь назад, к тому времени, когда ей было десять лет. Шла Вторая мировая война, и любимый брат Керри служил в армии. Однажды в дверь их дома постучал офицер, который принес страшную весть о смерти брата. Родители Керри пришли в отчаяние, ее мать неделями молчала, запершись у себя в комнате. Керри пришлось все взвалить на себя. Она должна была быть сильной и выполнять множество домашних обязанностей. Она никогда не выражала открыто горе своей утраты. Она любила брата больше всех на свете, но, хотя ей было очень больно, никто не озаботился тем, чтобы дать ей возможность рассказать о своей скорби. В ее сокрушенное непосильным бременем сердце закрался гнев на Бога, Который допустил, чтобы ее брата убили, и на родных, которые так и не дали ей выплакать свои слезы. В десять лет ей пришлось стать взрослой, способной совершать серьезные поступки, тогда как ее собственные нужды не находили никакого удовлетворения.

И только теперь у нее наконец появилась возможность выразить горе и боль, связанные с этими воспоминаниями. Но пришло и осознание того, что из–за тех событий она стала человеком закрытым, стоящим в жизни на перфекционистских, чрезмерно требовательных позициях. Весь ее гнев и вся боль выражались во фразе «Меня всегда заставляли быть не собой и заниматься не своим делом». Это ощущение она перенесла на свои отношения с начальником и Богом, которые, как ей казалось, вечно требовали от нее того, на что она была не способна. С разрешения Керри я приведу здесь ее письмо, в котором она описывает поворотный момент в ее исцелении.

 

 

«После того как мы вчера поговорили с Вами, я пришла домой пообедать и, как обычно, принялась за книгу. Взяв «Раввуни» Филиппа Келлера, я открыла ее на главе «Божие прощение». Особо не задумываясь, я начала читать. И вдруг мне показалось, что я не просто в книге читаю: «Ты прощена», а Сам Господь говорит мне это. Это, наверное, трудно представить, но я впервые в своей жизни на самом деле ощутила, что меня простили. У меня нет слов описать, какая прекрасная песня стала звучать во мне — песня замечательных чувств прощения и свободы.

Прощение пришло как итог размышления над тем, что Вы мне сказали в ответ на мой вопрос «Что я должна теперь делать?» Ваш ответ — «Не делайте ничего» — показался мне слишком простым. В конце концов я поняла, что именно такой ответ мне и нужен. Ведь все, что нужно было сделать, уже сделал Бог. Наверное, мне еще придется много работать, пересматривать свои взгляды и установки, но сейчас я уверена, что у меня все получится, ведь я на правильном пути».

 

 

Это несомненно было началом нового благодатного пути свободы в ее жизни. Как Мария в замечательнейшей евангельской истории (см. Иоанна 20:1–16)[28], Керри нашла своего Раввуни, своего Учителя, и начала новые отношения с Ним.

Мне кажется, завершить эту главу уместно молитвой блаженного Августина, которому в самом начале его христианской жизни пришлось столкнуться с проблемой ложного представления о Боге.

 

 

«Дай же мне, Господи, узнать и постичь, начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе, или с того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому–то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо «воззвать к Тебе»?.. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя»[29].

 

 

Подготовка к молитве

 

До сих пор мы выстраивали фундамент для работы по исцелению памяти. Теперь я перейду к описанию консультаций и молитвенных встреч с пациентами и процесса проведения их. Надеюсь, что таким образом заключительные главы книги станут чем–то вроде учебника для людей, которые хотят использовать этот особый вид терапии. Поскольку молитва составляет важнейшую часть этой терапии, я опишу ее во всех подробностях в следующей главе. Теперь же посмотрим, каким образом можно к ней подготовиться.

 

 

Подготовка пациента

 

Очень важно, чтобы пациенты были должным образом подготовлены к молитвенному этапу работы. Броситься в этот процесс сломя голову, не зная как следует, что именно нужно сделать и что для этого человека является настоящей проблемой, — значит подойти к делу магически, тогда как на самом деле от нас требуется принять участие в совершении чуда. Бог нелицеприятен, Он чтит установления и правила, действует по законам психики и духа. Конечно же, есть определенные принципы, которые управляют и процессом исцеления, и самой молитвой. Именно поэтому почти в каждом случае молитвенным встречам должен предшествовать этап бесед и консультаций.

Сначала я объясняю пациентам, что могу поручать им задания для самостоятельной работы. Это дает им понять, что никто, даже Бог, не поможет им без их согласия и содействия. Образ Святого Духа, который помогает в наших немощах (см. Римлянам 8:26)[30], — это образ нашего содействия Тому, Кто нас «поддерживает с другой стороны»[31]в решении проблем. Цель домашних заданий — помочь пациентам вызвать подавленные воспоминания и чувства, которые стали причинами их эмоциональных и поведенческих проблем. Важнейшая часть всякого воспоминания — ассоциация, то есть связь, благодаря которой в нашем сознании всплывают события прошлого. Вспоминая один образ, мы вслед за ним вспоминаем другой, потому что наш разум каким–то образом связывает их между собой. Когда картины прошлого припоминаются явственно, очень возможно, что с новой силой всплывут и чувства, сопровождавшие эти события. И, наоборот, если мы испытываем какие–то чувства, в наше сознание могут вернуться и воспоминания о том, что было связано с этими чувствами в прошлом.

Полезно здесь вспомнить об исследованиях доктора Уайлдера Пенфилда, всемирно известного канадского невролога. В течение многих лет доктор Пенфилд проводил серьезные исследования деятельности мозга и процессов памяти. Прежде всего он установил, что во всей нервной системе для передачи сенсорной информации в мозг используются слабые электрические сигналы, а мозг, в свою очередь, с помощью таких сигналов записывает и хранит данные. Пенфилд ставил эксперименты по стимуляции слабым электрическим током областей мозга, отвечающих за память, и обнаружил, что каждое событие нашей жизни очень подробно записывается мозгом. Способны мы его сознательно воспроизвести или нет, оно все равно хранится в нашей памяти.

Нам еще более важно, что вместе с событиями мозг фиксирует и чувства, которыми эти события сопровождались. На самом деле они записываются так, что их нельзя отделить от воспоминания о самом событии. Так что память — нечто большее, чем просто прокручивание образов или припоминание событий прошлого. Правильнее говорить о ней, как о повторном проживании того, что случилось в прошлом.

Далее Пенфилд показал, что благодаря этой способности вновь проживать события прошлого мы, люди, способны одновременно действовать на двух психологических уровнях. Мы можем осознанно жить сегодня, в теперешних обстоятельствах, и одновременно так явственно вновь проживать минувшие события, что будем чувствовать себя живущими в прошлом. Вот почему память имеет такую власть над нами и снабжает нас таким множеством представлений и чувств в отношении того, что происходит с нами сегодня. Мы не только помним, что чувствовали раньше, но стремимся почувствовать то же самое и теперь.

Поэтому цель подготовительного этапа — помочь пациенту осознать как образы, так и чувства тех болезненных переживаний, которые частично или полностью были вытеснены из памяти. Помочь ему увидеть, услышать, прочувствовать и понять то, что происходило, а затем принести все это Господу для исцеления. Само собой понятно, что если уж Пенфилд с помощью электричества смог добиться своих результатов, то Дух Святой, разумеется, тоже сможет сделать это, если мы Его попросим. И если мы будем читать литературу, слушать кассеты с записями лекций и выступлений и открывать Святому Духу свои сердца в спокойном размышлении и молитве, то Он сможет вновь пробудить воспоминания и дать нам возможность восстановить в сознании те болезненные события, которые затормозили наше возрастание во Христе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: