Христианство времен Римской империи (I-II вв. н.э.)

Христианские общины, в начале малочисленные, собирались по вечерам для общей беседы и молитвы. Происходила братская трапеза, которая составлялась на общие взносы. Многие к своему взносу добавляли дары в пользу бедных – таким образом они хотели очистить свою душу. Святым делом считалось у христиан освобождение рабов («раба выкупить – значит душу спасти»).

Среди христиан были люди строгих правил, которые считали невозможным какое-либо общение с людьми языческой веры. Они говорили, что надо избегать театра и игр, так как их пышность - часть идолослужения. Христианину не следовало быть скульптором – ведь тогда ему придется создавать статуи языческих богов. Он не должен содержать школы, где изучаются мифы об этих богах. Христианину нельзя быть солдатом римской армии – ведь знамена освящены нечестивыми языческими обрядами; нельзя занимать какую-либо должность – в этом случае нужно будет присягать на верность перед статуей императора, которого называют сыном одного из языческих богов и т.д. Когда христиане отказывались от жертв языческим богам, от поклонения императору, их брали под стражу, а затем осуждали на казнь. Их могли травить голодными дикими хищниками на арене цирков, приговаривать к распятию на кресте, в течение долгого времени без пищи и одежд содержали в темницах, заставляя отрекаться от Христа, и пр. Так, ученик Спасителя – апостол Петр был распят на кресте вниз головой, а другому апостолу – Павлу отсекли мечом голову.

Причиной многих бед таких, как, например, землетрясения, пожары и пр., римляне считали христианские «суеверия», христианские «мерзости», поэтому народная толпа обрушивалась на последователей учения Христа и избивала их. Положение христиан было весьма трудным еще и потому, что всяческие общества вызывали у римских правителей времен империи подозрение в заговоре и измене. Император Траян не позволил плотникам города Никомедии устроить вольную пожарную команду из-за опасения каких-либо тайных дел. Разрешалось только создание погребальных обществ.

Подобные общества, состоящие из людей бедных, низкого звания и, даже, рабов, складывались как бы в одну семью: друг друга они называли братьями и сестрами. Они обязывались приходить на погребение умершего члена общества. Если богатый человек выстраивал себе большой могильный склеп (это было каменное сооружение, имеющее в плане круг или восьмиугольник) и оставлял по завещанию большую сумму на богатое погребение и поминание, то бедные люди устраивали большую общую могилу – схолу, а поминовение делалось на товарищеские

взносы.

Схола представляла собой круглое двухэтажное здание, в котором нижний этаж находился в земле – там хоронили умерших. На верхнем этаже находился зал, где собирались члены погребального общества для трапезы и молитвы в поминальные дни.

Однако большинство подобных союзов не имело средств для постройки схолы, поэтому они просто отыскивали подземелья за городом. Которые назывались катакомбами. Они представляли собой разветвленную сеть узких проходов. Умерших клали в углубления, пробитые в стенах. Во многих местах они образовывали несколько этажей, один над другим.

Чтобы не вызывать подозрений, христианские общины принимали вид погребальных союзов. Они часто собирались у дорогих могил, где были погребены лучшие люди римского общества. Нередко над такой могилой находилась небольшая комната с выходом в галерею, где ставился стол для таинства причащения или Евхаристии (от греческого слова «благодарение»), когда происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Во время Евхаристии происходит общение христиан с Богом.

Стены христианских катакомб украшались росписями, которые были символичны. Нехристианин не мог понять истинного значения изображаемого, его скрытый смысл. Среди изображений наиболее часто встречались:

-

Рыбы и якорь. Римские катакомбы. 3 в.
рыба, так как греческое слово «ихтиос» (рыба) состоит их начальных букв слов: Иисус Христос, Божий сын, Спаситель

– вот почему изображение рыбы также было символом Иисуса Христа, а еще ранее – символом человека, принявшего крещение;

- безбородый юноша-пастух, несущий на плечах овцу – Спаситель в виде доброго пастыря, несущего заблудшую овцу (человеческую душу);

- ягненок (агнец) – пасхальная жертва иудеев - символизировал смирение, кротость и незлобивость. С течением времени к нему добавилось новое значение –

символ жертвы Иисуса за грехи человеческие;

- человек с поднятыми вверх руками – символ души христианина, а также символ моления;

-

Голубь с оливковой ветвью, дерево оливы и два якоря. Римские катакомбы. 3 в.
изображения голубя имело несколько значений: Спаситель завещал людям быть такими же простыми, как

эта чистая птица кроткого характера;

голубь - символ Святого Духа, сошедшего на Иисуса при крещении;

- голубь с оливковой ветвью – вечно

живое христианское учение, несущее людям свет и правду;

- виноградная лоза – Иисус Христос, а гроздья винограда – его ученики, последователи. Кроме того, виноградная лоза – символ земли обетованной, то есть Палестины, которую Бог обещал иудеям;

- павлин – знак бессмертия (древние люди полагали, что его тело не подвергается разложению);

- якорь – знак надежды и спасения.

 

 
 
Женщина в позе моления. Выше – павлин. Римские катакомбы. 3 в.

 

 


Спасителя, кроме того, обозначали начальными буквами имени Иисус Христос (монограмма Христа).

Крест в эпоху раннего христианства не изображался, так как он был орудием пытки в

Монограмма Христа. 3 в.
Древнем Риме.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: