double arrow

Христианство во II- IV вв. н.э

Во II в. н.э. количество христиан значительно увеличилось. Они появились при дворе императора, в войске, среди богатых людей. Средства христианских общин значительно увеличились. Власти стали более лояльно относиться к последователям Христа. Все это позволило сторонникам новой веры не скрывать свои религиозные убеждения. Христианские общины собирались в просторных помещениях богатых домов. А в IV веке началось строительство христианских храмов.

Но брать за образец здания языческих храмов последователи учения Христа не хотели. В период упадка культуры сложно было создать нечто принципиально новое, поэтому был выбран тип общественного здания под названием базилика (в переводе с греч. «царский дом»). В Римской империи он использовался для крытых рынков или как здания государственного правосудия.

В плане такие сооружения представляли прямоугольник, расположенный по оси восток – запад. Это значит, что вход в такую базилику находился в восточной части. Внутренне пространство разделялось колоннами на продольные залы – нефы (неф – от греческого слова «корабль»). На западе, на возвышении, находилось место римского сановника. Центральный неф

был выше остальных, он имел двускатную крышу и освещался через окна, расположенные близко к кровле. Боковые нефы примыкали к центральному и имели односкатную крышу. Кровля опиралась на деревянные стропила и балки. Конструкция перекрытия часто оставалась открытой, то есть без потолка.

Кроме того, позднее стали использоваться цилиндрические своды, а затем - крестовые. Цилиндрический свод также перекрывался двускатной крышей, но он был тяжел и требовал опор вдоль всего своего основания. Это могли быть мощные стены, которые прорезались немногочисленными оконными проемами, дававшими слабое освещение, или параллельные ряды колонн.

Цилиндрический, цилиндрический на распалубках и крестовый своды
Пересечение под прямым углом двух цилиндрических сводов позволило создать новый свод -

крестовый. Он имел ряд преимуществ: опора на 4 столба или колонны позволила «освободить» внутреннее пространство храма и, кроме того, дало возможность всячески менять его размеры.

Христианские базилики были ориентированы на восток, так как там, согласно Библии, находится Эдем (райский сад) и священный для всех верующих город Иерусалим. Из восточной части храма выступает полукруглое помещение – апсида – там находится самая святая его часть - алтарь. Молящиеся находились в боковых нефах, а центральный неф предназначался для культовых церемоний.

Вход в христианский храм находился на западе. Его предворял портик, который в христианском храме превратился в паперть – здесь стояли люди, не допускавшиеся на литургию. Литургия – христианское богослужение, во время которого происходит одно из главных его таинств – Евхаристия.

Между портиком и главным помещением храма располагался нартекс. Именно здесь, в одной из его частей находился баптистерий – место, предназначенное для обряда крещения.

Перед храмом, как правило, находился атрий – открытый двор, в центре которого – фонтан или бассейн для омовения.

 

Алтарная часть отделялась от главного нефа рядом колонн. В алтаре находился престол, символизирующий гору Голгофу. Над ним - балдахин, из центра которого спускалась лампада или голубь со святыми дарами. Во время таинств занавесы балдахина опускались.

Если христианская базилика имела не одну, а три апсиды, то одна из боковых апсид предназначалась для приготовления святых даров, а другая – для облачения священнослужителей.

Весь алтарь является символом неба, а храм в целом символизирует Вселенную, где верующие могут приобщиться к горнему миру.

Античные храмы были домами богов, где внутри помещалась статуя божества. Интерьер христианских базилик должен был передавать красоту небесного мира, где во время богослужения незримо присутствует Бог. Вот почему стены храмов стали украшать мозаиками, создающими образы горнего мира.

Во времена античности мозаика использовалась в основном для украшения пола, а для ее изготовления применялись природные камни. Для изготовления мозаик, украшавших стены христианских храмов, использовалась смальта – цветное непрозрачное стекло. Свет, льющийся из окон в дневное время, пламя свечей делали мозаичные изображения мерцающими и несколько призрачными.

 

В это же время в честь погибших проповедников христианства или тех светских властителей, которые оказывали покровительство новой религии, сооружали центрические здания, имевшие в плане круг, восьмиугольник или равноконечный крест.

 

Христианские общины, ставшие довольно многочисленными во II-III вв. н.э., выбирали для руководства своими делами епископов, которые были самыми уважаемыми среди членов общины. Они распоряжались церковным имуществом, решали спорные вопросы и тяжбы.

В базилике епископ занимал особое место на возвышении в восточной (алтарной) части храма – за престолом. Некоторые епископы в больших или старых городах (Антиохии, Александрии, Иерусалиме) пользовались особым почетом. Их называли патриархами или папами. Римский епископ имел наибольшее влияние, потому что Рим считали вечным городом, главою мира.

Епископы стремились утвердить во всех общинах единое учение, единый порядок проведения обрядов. Для того чтобы выработать общие решения епископы устраивали собрания (синоды), где старались установить согласие. Тех, кто отступал от утвержденного учения или порядка называли еретиками, то есть отступниками.

Судьба христианского учения складывалась непросто. Римские императоры и их наместники видели, как велика власть епископов. Они считали, что церковь отвлекает и людей и богатства от службы империи. При императоре Валериане (сер. III в. н.э.) сильно преследовали как епископов, так и их помощников - их ждала ссылка или казнь. Затем какое-то время после смерти Валериана христиане жили спокойно. Но, когда к власти пришел император Диоклетиан, вновь были изданы указы против христиан: их собрания были запрещены, а самим верующим грозили отобранием имущества. Кроме того, наказания ожидали всех, кто отказывался принести жертву гению императора. Затем

Диоклетиан приказал сжечь книги христиан и сломать церкви.

Преследования христиан не имели успеха. Большинство из них только сплотились вокруг епископов. Через 10 лет после гонений Диоклетиана император Константин в 313 г. в г. Милане издал указ, позволивший христианам свободно исповедовать свою веру. Таким образом, в этот период граждане Римской империи могли выбирать языческую или христианскую религию. А в 325 г. в г. Никее (Малая Азия) Вселенским собором был принят Символ веры, утвердивший божественность Создателя, его Сына, искупившего мучительной смертью грехи всего человечества, а также божественную природу животворящего Святого Духа. Каждый, кто верил в учение Христа, должен был верить и в единую соборную апостольскую Церковь.

Через 80 лет, в 392 г. при императоре Феодосии язычество было запрещено. С этого времени христианство стало единственной государственной религией Римской империи.

Феодосий преследовал всех тех, кто отступал от учения Никейского собора. Все еретики отлучались от вселенской или католической (по греческому произношению «кафолической») церкви.

После смерти Феодосия (в 395 г.) в западной (римской) и в восточной (греческой) частях государства правили свои императоры.

 

Вопросы и задания:

1. Какой год послужил точкой отсчета эпохи Средневековья? Сколько веков

продолжалась эта эпоха?

2. На какие периоды делится средневековая культура?

3. Какая система ценностей лежит в основе культуры средневековой Европы?

4. В какое время и где зародилось христианское вероучение?

  1. Кто такой Иоанн Креститель? Как его еще называют и почему?
  2. К чему призывал Иисус Христос и как к этому относились римляне?
  3. Что такое "катакомбы"? Как они расписывались? Каково значение этих изображений? Приведите примеры.

8. Что означает слово "библия"? В какое время она создавалась? Из каких частей она состоит? О чем рассказывается в каждой из частей?

9. Каково значение слова "евангелие"? Сколько существует книг с этим названием? Перечислите их.

10. В чем состоит отличие миропонимания римлян от христиан?

11. Как называются первые христианские храмы и как они были устроены?

  1. Начертите план христианского храма с обозначением частей.
  2. Почему и как украшались христианские храмы?
  3. Кто такие "епископы" и какое место они занимали в храме?
  4. 0бъясните значение слов "патриарх", "синод", "еретик".
  5. Какой римский император, в каком году и где издал указ о свободном исповедании христианства?

17. Во время правления какого императора и в каком году было запрещено язычество?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: