Святого преподобного Иоанна Рыльского

Храм

В честь

В 1870 году на земле подпоручика Николая Ивановича Потулова и на его средства в Мосальском уезде Понизовской волости,недалеко от Новосельских хуторов был построен деревянный на каменном фундаменте храм в честь болгарского святого преподобного Иоанна Рыльского с пределом в честь святого Георгия Победоносца(ГАКО, фонд 33. опись5, д. 25)

Святой Преподобный Иоанн Рыльский - великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе СкриноСредецкой области (древний Средец - ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни.Дни памяти 14 июля, 31 августа и 1 ноября по новому стилю.

Святой Великомученик Георгий Победоносец.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте (в древности – Берит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303-ем году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.Дни памяти 6 мая, 16 ноября, 9 декабря.

 

Выбор этих святых подпоручиком Николаем Ивановичем, возможно, не случаен. Селянин, отшельник и воин… Можно много приводить предположений… в честь отца?... пусть каждый остановится на том, что ему ближе ….

В Государственном Архиве Калужской Области (ГАКО ) сохранились клировые ведомости, метрические книги храма. Из них следует, что одним из первых священником храма стал Чистяков, до этого служивший в храме села Анисово-Городища. Поселился он в деревянном доме недалеко от храма.

Прихожанами храма стали жители Новосельских хуторов, деревень Вороновка, Десёнка, Новосёлки, Земцы, СтарыеБлижевичи, НовыеБлижевичи, Пупово, Усохи, Устрожино.

Время шло…Осенью 1888 года в церковном доме, была устроена церковно-приходская школа. Первоначально материально в организации школы помог священник Василий Смирнов. С первых дней ее открытия, с 18 ноября 1888 года, законоучителем в Рыльской церковно-приходской школе стал дьякон Иван Иванович Лебединский

В начале ХХ века в Рыльском селе

«Список населенных мест Калужской губернии»1903 год, стр 86.

Мосальский уезд. Понизовская волость.
Новосельский хутор (Рыльское), ус., жителей 7/12
Рыльское, с., шк., ц. жителей 6/9

«Список населенных мест Калужской губернии» 1914 год, стр. 112.
Мосальский уезд. Понизовская волость.
Рыльское (Новосельский хутор), с., шк., ц-пр.., жителей 7/12

В недоумение ставит «Список населенных мест Калужской губернии» за 1903 год, где дважды упоминается Рыльский. Но анализ ВЕДОМОСТИ О ПРИХОДАХ позволяет разрешить это недоумение: церковь и усадьба находились всего в версты друг от друга.Эта близость усадьбы и села (церкви) позволила позже их географически объединить

· Рассмотрим таблицу раздела ВЕДОМОСТЬ О ПРИХОДАХ

клировой ведомости Рыльского храма за 1915 год.

Какого звания прихожане и в каких местах Число домов или хозяйств Число душ Муж. Жен. Расстояние от церкви
В селе Рыльское духов.       При церкви
Деревня Новосельские хутора купц. крестьянская       В версты
      В версты

Итак, в селе Рыльское духов.всего три дома.

 

Три деревянных дома – три хозяина, три семьи: священника Михаила Яковлевича Извекова 1845 г.р.;

дьякона Ивана ИвановичаЛебединского 1851 г.р.;

псаломщика Георгия Васильевича Шангина 1860 г.р..

 

В Рыльском храме Георгий Васильевич Шангин служил с 1882 года; Иван ИвановичЛебединский – с 1888 года; священник Михаил Яковлевич Извеков – с 1890 года.


Жены священнослужителей были сверстницами. Детей в семьях было много. Самой многодетной была семья Извековых: Михаил Яковлевич, 11.07. 1845 (по ст.ст.)

жена София Ивановна ~1859 г.р.,

дети: Анна~1879 г.р., Мария~1881 г.р., Валентина~1883 г.р.,

Александра~1886 г.р., Алексей~1888 г.р., Василий~1890 г.р.,

Нина ~1892 г.р., Елизавета~1894 г.р.,Анастасия~1898 г.р..

У Шангиных Егора Васильевича и Федосьи Петровны ~1860 г.р. в семье было 3 девочки и 4 мальчика. Только младшенький не дожил до возраста отрача…. В семье у Лебединских Ивана Ивановича и Параскевы Ивановны ~1862 г.р. были одни девочки – 5 девочек.

Жили дружно, по Заповедям Божиим: в труде и в Любви к Богу и ближним.

О том что, местные священнослужители умели любить и дружить говорит тот факт, что в 1905 году в их маленьком селе нашла поддержку Александра Андреевна Азбукина - вдова псаломщика Петра Федоровича Азбукина - из г. Калуга, где 25 лет состоял на службе в Михаило-Архангельском храме ее муж. До перевода вРыльский храм в 1882 году в калужском Михаило-Архангельском храме недолго служил псаломщиком и Георгий Васильевич Шангин.

В церковном доме, где жила семья Михаила Яковлевича Извекова, были устроены церковно-приходская школа и библиотека, имевшая около 400 томов.

В школе учились ребятишки из соседних селений: Десенки, Новосельских хуторов, Вороновки, Устрожино. В основном это были мальчики. В 1905 году в Рыльской школе обучалось 43 мальчика и 4 девочки. В том числе Елизавета Извекова 11 лет. Мальчишек было больше и в Усохской школе грамоты: 32 мальчика и 2 девочки. В земской школе деревни Старые Ближевичи: 66 мальчиков и 4 девочки.

В школах учительствовали как сами священники, так и их дочери. В Рыльской школе - Иван Иванович Лебединский с ноября 1888 года по 9 сентября 1899 года. Позже учительствовали Анна Михайловна, Мария Михайловна, Александра Михайловна Извековы … Все эти школы патронировал сам Михаил Яковлевич Извеков, который после окончания Калужской духовной семинарии и до рукоположения во священники 1 января 1880 года, 9 лет работал учителем. Работу учителя хорошо знал и понимал.

С 1913 года введена должность церковного старосты. В 1915 году им был крестьянин Василий Иванович Котов ~1859 г.р. из Старых Ближевич.

В храме велась летопись.

Все дети Рыльских священнослужителей, получив полудомашнее начальное образование в своей церковно-приходской школе, продолжали дальнейшее обучение, как в духовных, так и светских учебных заведениях.

Девочки: Извековы Анна, Мария, Валентина, Александра, Нина и Лебединские Мария (~1883 г.р.), Анна (~1891 г.р.) окончили курсы в Калужском Епархиальном женском училище и учительствовали в различных школах Епархии. Мария Лебединская устроилась работать недалеко от дома: в церковно-приходской школе Спас-Деменска, где стала учиться ее 10-летняя сестра Ольга.

Мальчики: Алексей и Василий Извековы учились в Калужской Духовной Семинарии. Василий закончил обучение в 1912,Алексей – 1913 годах. Федор (~1884 г.р.) Шангин, после окончания курсов в Жерелево, решил посвятить себя служению Господу и получил духовное образование….

Грянула I мировая война.

В действующую армию был призван Василий Михайлович Извеков. Ветеринарным врачом. Алексей Михайлович Извеков в это время - псаломщик и учитель церковно-приходской школы села Слободка Перемышльского уезда. В Рыльском, согласно ведомости о приходе, - 20 человек. 5 мужчин и 15 женщин. 5 мужчин – это трое священнослужителей, малолетний Василий Шангин (~1899 г.р.) и, возможно, Тихон Шангин (~1896 г.р.), который позже подвизался приГригорияБелоков. монастыре.

Грозный 1917 год не обошел стороной и эти земли.

О тех годах сложно писать кратко…. Просто вчитайтесь в названия дел, хранящихся в ГАКО:

· «Переписка администр. отделом губиспоскома о сносе старых церквей», 5 марта, 22 апреля 1924 г.;

· «Протоколы …списки лиц, лишенных избирательских прав».

Это было время, когда уничтожали людей по классовой принадлежности. А священство как сословие, класс не должно было существовать.

Затронуто было и административное положение села. Первоначально храм и его приход находились в Понизовской волости Мосальского уезда. 14 апреля 1918 года образован Новосельский-Хуторской сельский совет, который входил в Усохскую волость Жиздренского уезда. Через два года новые изменения… и так более 12 лет…. Но чаще всего Новосельский с/с был присоединен к Спас-Деменскому уезду то Калужской,то Смоленской (Западной) обл.

По материалам ГАКО ф. Р-486 оп. 2.11 от 15 февраля 1923 года о регистрации церковнослужителей по Спас-Деменскому уезду в Рыльском храме служили Михаил Яковлевич Извеков – священник, Георгий Васильевич Шангин – дьякон, Виктор Васильевич Страхов (?) – псаломщик.

По результату запроса в Государственный Архив Смоленской Области (ГАСО) был получен следующий ответ:«Село Рыльское, церковь закрыта постановлением облисполкома№ б309 от (дата не указана) 1934 г., снесена в 1937 г.».

Говорят, храм разобрали по брёвнам и перевезли в Киров для постройки гос.здания на Заводской площади (телеграфа?)

 

Из рассказа Веры Федоровны Шангиной, 1921 года рождения – внучки Шангина Георгия Васильевича: «… дедушка умер в годы войны. От голода. Бабушка Федосья Петровна пережила его на 12 дней….. А папу расстреляли …в 1937.».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow