Список использованных источников. Правовой мониторинг – относительно новая область научных исследований, в то же время вопросами эффективности правовых норм в юриспруденции так или иначе

ЗАДАНИЕ 2.

Правовой мониторинг – относительно новая область научных исследований, в то же время вопросами эффективности правовых норм в юриспруденции так или иначе уделялось внимание всегда. Детальной разработкой этого правового института в российской теории государства и права занялись сравнительно недавно. Общая концепция правового мониторинга была разработана в рамках Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Этим вопросом занимались такие ведущие правоведы, как И.Л. Бачило, Ю.А. Тихомиров, впоследствии разработку темы осуществляли В.В. Лапаева, Д.Б. Горохов, М.Д. Чеснокова. Некоторые субъекты федерации приняли нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию правового мониторинга законодательства субъекта, определили ответственный орган[1].

Несмотря на значительную разработанность тематики правового мониторинга и попытки нормативного регулирования, сами разработчики концепции признают, что отсутствует единая позиция по вопросу определения понятия «правовой мониторинг»[2].

Мониторинг – управленческое понятие, оно означает методику и систему наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающую возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты мониторинга дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом[3].

В юридической литературе мониторинг рассматривается как организационный, правовой институт информационно-оценочного, управленческого характера, проявляющийся на всех этапах возникновения и действия права[4], как способ рационализации законодательства, устранения пробелов и противоречий в нем[5], как научно и методически обоснованную систему комплексной оценки форм, содержания и реализации нормативных актов, с целью реальной оптимизации нормотворческого и правоприменительного процесса[6] и др. Некоторые расширяют понятие мониторинга, включая в него также и контроль, прогнозирование, разработку приемов и способов обеспечения оптимального состояния правового пространства, корректировку нежелательных тенденций развития законодательства[7].

Объектами правового мониторинга зачастую выступаютнормативные правовые акты, их совокупности, или структурные части, отдельные статьи, нормы права. В то же время, в зависимости от целей мониторинга, к числу его объектов вполне можно отнести и правовое пространство в целом, правовые отрасли и институты, регулирующие соответствующие сферы общественной жизни, комплексы нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений[8] Особыми объектами мониторинга являются и акты правоприменения[9], а также отношения, связанные с реализацией правовых актов.

Ключевым понятием правового мониторинга и его основной целью является определение эффективности принятых правовых норм. Проблема оценки и повышения эффективности действия правовых норм нашла свое отражение и в ряде правовых актов. В качестве примеров таких нормативных актов можно рассматривать Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации»[10]; Концепцию социально-экономического развития МО ГО г. Сыктывкар на период до 2010 г., которая содержит Индикативный план социально-экономического развития[11]. Ряд нормативно-правовых актов, сопровождающих реализацию программных мероприятий, также может включать систему критериев, позволяющих спрогнозировать и выбрать наиболее эффективный механизм реализации мероприятий[12].

Следует отметить, что указанные методы частично уже получили свое воплощение при проведении правового мониторинга и подтвердили свою действенность[13]. Однако, безусловно, они нуждаются в дальнейшей реализации, особенно при оценке эффективности регионального законодательства[14].

На сегодняшний день накоплен достаточно интересный опыт проведения правового мониторинга. Так, в частности отделом мониторинга Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации на федеральном уровне был проведен мониторинг реализации приоритетного национального проекта «Образование» и его нормативного обеспечения, а также законодательства в социальной сфере[15]. Однако концепция его проведения не всегда соответствует положениям российской Конституции[16], что требует оперативного исправления.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: